Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Официальная статистика по национальному экспорту углеводородов остается закрытой, зато активно ведется независимый мониторинг поставок нефти и нефтепродуктов из РФ, и поступающие данные здесь вполне обнадеживающие.
Россия нарастила экспорт нефти и нефтепродуктов в сентябре на 7% к предыдущему месяцу, до 7,5 млн баррелей в сутки (б/с). При этом доходы от экспорта сократились на 5%, до $14,7 млрд. Об этом сообщило в своем отчете Международное энергетическое агентство (МЭА).
В третьей декаде октября снова поступила порция отрадной статистики по экспорту российской нефти: его морская компонента растет уже четыре недели подряд, поднявшись до самого высокого уровня с конца июня. По данным агентства Bloomberg, за неделю, завершившуюся 20 октября, средний четырехнедельный объем внешних поставок вырос на 140 тыс. б/с, до 3,47 млн б/с. Экспорт в Азию, включая партии, направляющиеся к Суэцкому каналу, которые, скорее всего, окажутся в Индии, достиг самого высокого уровня за пять месяцев с лишним. В этот регион направляется львиная доля морского экспорта российской нефти, и почти вся она приходит в порты Индии и Китая.
В выручке — тоже позитивная динамика. За 28 дней до 20 октября валовая стоимость российского морского экспорта нефти выросла до $1,59 млрд в неделю по сравнению с $1,52 млрд в неделю за четыре недели до 13 октября. Это самый высокий показатель с середины августа.
Bloomberg поясняет, что это — следствие сезонных ремонтов на НПЗ, из-за которых объем нефтепереработки в России стал самым низким за два года с лишним. Хотя справедливо заметить, что зафиксированный агентством прогресс РФ на нефтеэкспортном направлении — в целом свидетельство успешного функционирования национального «теневого» парка танкеров.
В свою очередь издание The Economic Times со ссылкой на данные аналитической компании Vortexa отмечает, что доля РФ в поставках нефти в Индию составила 39%. Россия остается главным поставщиком нефти в Индию благодаря привлекательной цене.
Согласно другим данным Vortexa, которые приводит уже агентство Argus, Россия и Саудовская Аравия сократили морские поставки нефти в Азию по итогам девяти месяцев 2024 года на 5% и 7% год к году, до 3,24 млн б/с и 4,93 млн б/с соответственно.
Саудовская Аравия сотрудничает в рамках сделки ОПЕК+ по ограничению добычи нефти. Недостаточное предложение саудовской нефти и довольно высокая стоимость ее сырья относительно конкурентных сортов привели к снижению объемов импорта, заключают в Argus.
В то же время расслабляться российским нефтяным компаниям не приходится. Санкции и тарифы осложняют жизнь российский нефтеэкспортерам. И они не только не ослабевают — явно готовятся новые рестрикции.
21 октября издание Politico сообщило о планировании ЕС включить в 15-й пакет антироссийских санкций новые «блокировки» для нефтяных танкеров. Также в третьей декаде октября стало известно, что Анкара вдвое подняла тарифы за прохождение через проливы Босфор и Дарданеллы танкеров с российской нефтью. Затраты фрахтователей выросли до 10-месячного максимума. Это ухудшает экономику экспорта нефти марки Urals из Новороссийска, следует из данных трейдеров, агентства Riverlake и расчетов Reuters.
В свою очередь Bloomberg «выяснило» страховщиков рисков разлива перевозящих российскую нефть танкеров. По его данным, часть танкеров все еще пользуется страховками западных компаний. Однако судовладельцы все чаще обращаются к российским страховщикам, которых поддерживает государственный перестраховщик, находящийся под жесткими санкциями. Некоторым удается найти страховщиков в таких локациях, как Камерун и Кыргызстан.
Лондон же сознательно засомневался в возможностях новых страховщиков обеспечить покрытие последствий ЧП, указывая на ситуацию неопределенности относительно того, насколько оперативными и всеобъемлющими могут быть выплаты в случае серьезных инцидентов — крупного разлива, корабельных поломок с утечками и т.д. Тема вышла на передний план 17 октября, когда власти Великобритании заявили, что начнут проверять танкеры с подозрительным страхованием при проходе через Ла-Манш. Тогда же кабмин страны ввел санкции против еще 18 российских нефтяных танкеров и четырех метановозов, что стало самым крупным раундом на сегодняшний день в отношении так называемого «теневого флота» России. Теперь общее число российских нефтяных танкеров, попавших в блок-лист Британии, достигло 43 единиц: они не смогут заходить в местные порты и пользоваться британскими морскими услугами.
Британский кейс не уникален — не так давно западные СМИ тиражировали вбросы о том, что российские «теневые танкеры» угрожают экологии Балтики; а власти Дании даже намеревались инспектировать «подозрительные» корабли, но на подобные откровения не решились.
Москва считает западные санкции незаконными и требует их отмены. Президент России Владимир Путин заявлял, что нефтяные и газовые компании «чувствуют себя уверенно», несмотря на ограничения.
Правительство РФ неустанно генерирует контрсанкционные инициативы — одна из свежих новаций — 23 октября Минтранс предложил наделить ПАО «Совкомфлот» правом самостоятельно определять перечень раскрываемой информации.