- Генштаб подготовил план действий по усилению защиты Белгородской области
- Эксперт о значении российских учений по применению нестратегического ядерного оружия
- Командир корабля "Цезарь Куников" погиб в ходе спецоперации
- Глава МВД Белоруссии заверил, что в стране не допустят событий, подобных казахстанским
С 21 по 26 сентября в России было проведено стратегическое командно-штабное учение (СКШУ) ”Кавказ-2020”. Подобные учения традиционно подводят итоги боевой подготовки войск за прошедший год и включают ряд рутинных плановых мероприятий, циклично повторяющихся из года в год. Центральное место на таких учениях отводится поочередно одному из четырех военных округов и взаимодействующему с ним на соответствующем театре войны флоту ВС Российской Федерации.
К СКШУ ”Кавказ-2020” привлекались органы управления войск и силы Южного военного округа, частично органы управления Западного военного округа, ВДВ, силы дальней и военно-транспортной авиации, а также группировки Черноморского флота и Каспийской флотилии. В учении принимали участие 80тыс. человек, в том числе подразделения Росгвардии и МЧС. При этом было задействовано до 250 танков, 450 БМП и БТР, 200 артсистем и РСЗО, более 20 кораблей.
По сравнению с аналогичным учением ”Кавказ-2016”, в котором участвовало 120тыс. человек и сопоставимое количество техники, масштабы нынешнего учения остались неизменными. Это в корне противоречит раздутой не Западе пропагандистской кампании об этом учении, которое преподносится как доказательство растущей военной угрозы и агрессивности России.
Заместитель министра обороны России генерал-полковник Александр Фомин на установочном брифинге подчеркнул, что учение ”Кавказ-2020” является плановым, носит оборонительный характер, а при разработке его замысла подразумевался условный противник, не имеющий отношения к какому-то конкретному государству. Подтверждением транспарентности мероприятия может служить и факт приглашения на учение зарубежных наблюдателей, несмотря на то, что количество привлекаемого под единым командованием личного состава в ходе учений не подпадает под действие Венского документа 2011г. о мерах укрепления доверия и безопасности и не подлежит обязательному наблюдению со стороны участников соглашения.
В учении принимали участие около 1000 иностранных военнослужащих, представлявших армии Армении, Белоруссии, Китая, Мьянмы и Пакистана. В отдельных эпизодах отработки учебно-боевых задач, проводимых в акватории Каспийского моря, принимали участие подразделения Ирана.
Учение прошло в два этапа. На первом этапе в органах управления осуществлялось планирование боевых действий в соответствии с поступившими вводными, на втором – непосредственно отрабатывались совместные боевые действия многонациональной группировки войск с практическим применением оружия на полигонах, находящихся в глубине российской территории.
В этой связи возникает вопрос – чем же вызвана шумиха, раздутая в натовских кругах вокруг стандартного планового учения. Ответ очевиден – происходящее в последнее время беспрецедентное увеличение военной активности сил альянса вблизи российских границ нуждается в сколь-либо логичном обосновании. Заявление отставного командира авиакрыла ВВС Британии Эндрю Брукса о том, что королевские ВВС и ВМС выводят Россию из себя в отместку за отравление Навального может удовлетворить разве что ливерпульскую домохозяйку.
Более серьезному налогоплательщику лучше подойдет объяснение, что десантирование подразделений 16 бригады ВДВ Великобритании в Николаевской области Украины в рамках учения ”Объединенные усилия-2020”являются ответом на российскую угрозу, исходящую от проходящего в районе Астрахани учения ”Кавказ-2020”.
Практически одновременно на территории львовской области стартовали учения ”Rapid Trident 2020”. Помимо Украины, в состав участников входили подразделения 10 стран НАТО численностью около 4тыс. военнослужащих, а также тяжелая боевая техника и авиация. Открывавший мероприятие президент Украины Зеленский заявил, что “стратегической целью” участия в учении Киева является адаптация ВС страны к стандартам НАТО на пути к вступлению в Североатлантический альянс. Западные партнеры, истинной целью которых является использование территории и воздушного пространства Украины для провокаций и усиления напряженности на западных границах России, от публичных деклараций в поддержку украинского лидера предпочли воздержаться .
В середине августа с американского континента на авиабазу Фэрфорд (Великобритания) было переброшено шесть стратегических бомбардировщиков В-52H, которые в течение месяца осуществили не менее 30 полетов над территорией Европы. При этом впервые часть полетов проводилась над территорией Украины и акваторией Черного моря с отработкой задач выхода на рубежи боевого применения в непосредственной близости (до 15 км.) российских границ. Комментируя новую реальность, генерал Тимоти Рэй, возглавляющий Глобальное ударное командование ВВС США, заявил, что такие полеты станут регулярными. Кроме того, резко увеличилась интенсивность полетов разведывательной и базовой патрульной авиации стран НАТО, особенно в морских зонах, прилегающих к российским берегам. Так, только в течение последней недели такие полеты осуществляли 43 самолета и шесть беспилотников.
Совершенно очевидно, что объяснение подобного усиления военной активности альянса только лишь реакцией на учение ”Кавказ-2020” представляется неубедительным. Гораздо более логичными эти действия выглядят в свете новой военной политики Вашингтона в Европе, предполагающей перенос акцентов военного присутствия в зону ”пояса нестабильности” вокруг России. Усилению напряженности военно-политической обстановки в регионе способствуют замороженный конфликт на Украине и последние события в Белоруссии.
Используя различные каналы, Москва неоднократно указывала, что усиление военной активности вблизи границ России многократно усиливает риски возникновения непреднамеренных конфликтных ситуаций с непредсказуемыми последствиями. Кроме того, привлечение к опасной игре Украины чревато, как показывает практика, ”эксцессом исполнителя”. Впрочем, возможно, на это и делают расчет отдельные горячие головы в Пентагоне.
Дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от результатов президентских выборов в США. Складывается впечатление, что пока кандидаты сражаются за голоса избирателей по вопросам внутренней повестки, решение военных вопросв внешнего контура полностью перешло к генералам. Остается надеяться, что они не успеют наломать дров, а учения типа ”Кавказ-2020” помогут остудить их пыл.