25 декабря в ДНР на 12 лет колонии строгого режима осудили очередного украинского агента, который собирал и передавал информацию киевским властям. До этого срок в 13 лет заключения получил другой мужчина, который секретно координировал спецслужбы Украины, передавая данные о расположении сил Народной милиции. Такие сообщения нередко появляются в информационном пространстве, что говорит о регулярной деятельности агентов противника: взрывах, шпионаже, провокациях, террористической деятельности.
Самые резонансные дела националистического подполья в ДНР связаны с попыткой взрыва памятника Ленину в самом центре Донецка и памятного знака "За оборону Иловайска". Памятники устояли, а так называемые украинские партизаны принялись вредить инфраструктуре. 1 января 2020 года неизвестными осуществлён подрыв опоры железнодорожного моста через объездную автомобильную дорогу. До этого в Пролетарском районе Донецка был взорвана вышка связи местного мобильного оператора «Феникс». В Макеевке предотвратили взрыв на железной дороге. Три взрывных устройства обезвредили на перегоне путепровод - Ханженково, их случайно обнаружили бдительные рабочие, которые выполняли обход пути. Они вышли в наряд и возле путепровода в снегу заметили синий провод возле рельсов. Прибывшие саперы МЧС обследовали подозрительный участок и обезвредили еще две закладки.
Особо циничным со стороны украинских спецслужб стало привлечение к проведениям терактов подростков. В группировку "ясиноватских диверсантов" входили семь подростков от 15 до 17 лет, устроивших серию взрывов в городе Ясиноватая. Двум подрывникам удалось скрыться на территории, подконтрольной Украине, пятерых поймали. На допросах они поведали, как украинский агент спецслужбы предложил работу: устраивать взрывы за 5 тысяч гривен (около 12 тысяч рублей) за каждый теракт и присылать ему фотодоказательства. Молодые диверсанты успели провести целый ряд терактов, закладывая взрывные устройства в машины в центре города, у здания горисполкома, возле здания УВД. Обвинительный список включал дестабилизацию ситуации в городе, подрыв гражданских авто, военной машины связи, бронетранспортера и железнодорожных путей. Устройства для подрывов были найдены у них дома при обыске. Также молодые боевики планировали подорвать военную часть, но были обезврежены сотрудниками МГБ ДНР. «Укропы предложили деньги, и мы согласились, потратили их на развлечения, купили скутер, пошли в сауну, взяли алкоголь и девочек», - рассказывали на допросах задержанные. «Очень озлобленные подростки, это не те дети, которые после учебы приходили домой, чтобы мультики посмотреть», - охарактеризовали их соседи.
Взрослые террористы обычно связаны с радикальными группировками, о чем рассказали сотрудники донецкого МВД, когда задержали трех активистов ячейки «Правый сектор» (запрещенной в РФ организации) – двух мужчин и женщину. Они имели задание по ликвидации руководителей силовых органов ДНР, закладке взрывчатки, фиксации военных и инфраструктурных объектов в республике. В качестве наблюдательных точек использовались пустующие квартиры дончан. В результате успешной операции по нейтрализации боевиков изъяты оружие и боеприпасы, снайперская винтовка американского производства, патроны к ней и гранаты.
На фоне таких терактов сообщения о появляющихся перед какими-то украинскими государственными праздниками прокламациях на столбах в Донецке с текстами сомнительного содержания или листовки, разбрасываемые с украинских беспилотников в прифронтовых районах, выглядят опасными не столько для жизни, сколько для психики. Потому что смешны как бессмысленные телодвижения. Агитки с украинской символикой, флагами и призывами вернуться на Украину лепятся ночью и в спешке, на дома или доски объявлений. Такие акции не системны и имеют демонстративный характер, а их пропагандистский эффект равен нулю, так как все давным-давно определились, чью сторону приняли. Но «украинские патриоты» или непробиваемы в глупости и подлости, или набивают себе цену, бахвалясь своими подвигами в украинских СМИ. «Чтобы включить гимн Украины в Донецке, требуется длительная подготовка. Сначала кто-то снимает квартиру, потом этот человек передает ключи технической группе, и в этот же день выезжает на территорию Украины. Если в квартире есть необходимая техника, тогда все проще. Если нет, нужно найти и установить большие колонки, подключить ноутбук с заготовленным треком и выставить таймер включения мелодии. Все участники группы в этот день покидают Донецк. Оборудование включается в определенное время. Гимн играет бесконечно. Пока найдут, кто снимал квартиру, пока отключат аппаратуру, дело сделано", - такую схему действий описал «подпольщик», сбежавший в Киев.
В ЛНР ситуация с укрподпольем и диверсиям такая же, как и в ДНР. Там правоохранительные органы тоже не сидят без дела. После нескольких взрывов в Луганске был задержан агент СБУ: «Для террористической деятельности украинские спецслужбы использовали пятидесятилетнего жителя Луганска. Мужчину, имевшего психическое заболевание и стоявшего на учете в диспансере, завербовали при пересечении пункта пропуска «Станица Луганская» под угрозой запрета въезда на территорию Украины, куда он регулярно выезжал для приобретения медицинских препаратов. На протяжении двух лет он являлся курьером украинских спецслужб и делал закладки с самодельными взрывными устройствами, которые приводили в действие диверсионные группы», рассказали в МГБ ЛНР. Эти группы дважды проводили подрыв памятника защитникам ЛНР «Они отстояли Родину», взрывали опоры «Звезды Победы» и памятника десантникам, установленного у Луганского академического театра. Теракты проводились в центре Луганска, на оживленных улицах, и лишь чудом обошлось без жертв. "Украинская преступная власть ведет войну с памятниками. В честном бою не хватает сил", - описал ситуацию министр МВД ЛНР Игорь Корнет. Он же, комментируя поисковые мероприятия по ликвидации остатков диверсионной группы, сделал очень правильные выводы: «В ходе длительной разработки выявлены достаточно многочисленные агенты влияния украинских спецслужб. Они глубоко проникли в органы власти нашей республики».
Такие же мысли высказал и донецкий политик, экс-председатель Народного Совета Андрей Пургин: «В ДНР присутствует проукраинская агентура, причем присутствует во властных кабинетах, вытеснив оттуда революционные элементы. У нас образовался целый пласт людей, которые побывали во всех западных грантоедческих структурах. Огромное количество нынешних чиновников получали западные гранты (на Украине это было разрешено). Это люди вчерашнего дня, которые не должны находиться при власти. Но они более организованы. Их нельзя назвать прямыми агентами, хотя таковыми они являются по своим идеологическим воззрениям. Меня поражает, что несколько бывших чиновников «Партии регионов» за 2013 год провели порядка 40 крупных мероприятий по внедрению евроинтеграции в Донбассе, топтали все пророссийские организации и позволяли себе русофобские высказывания. А сегодня они - известные публичные лица в республике, которые учат нас патриотизму. Это маразм", - точно описал ситуацию донецкий политик.
Тем временем, на оккупированных Украиной территориях Донецкой и Луганской областей запущены две спецпрограммы подготовки так называемых молодых лидеров. Программы ведет Европейский фонд в поддержку демократии. Один проект посвящен поиску молодых агентов влияния, в обязанности которых будет входить налаживание личных контактов с жителями ЛНР. Вторая программа направлена на вербовку агентов перемен, которые будут заниматься решением местных проблем. Проект City Hub уже стартовал, и европейские инструкторы вовсю готовят из местных жителей агентов перемен. Базируется центр подготовки в городе Северодонецке. Проект Go East Global заработал еще раньше. И понятно, что подрывная деятельность украинского подполья в республиках будет усиливаться.