Станислав Смагин, политолог
Католический фактор продолжает играть крайне значимую роль в белорусских политических событиях и их международном контексте. Напомним о связанных с ним перипетиях в последние несколько месяцев 2020-го года. После августовских президентских выборов и начавшихся протестов многие католические священники заняли антилукашеновские позиции. В частности, председатель Конференции католических епископов Белоруссии архиепископ Тадеуш Кондрусевич отказался признавать переизбрание действующего главы государства и обвинил его в «пролитой крови, тысячах задержанных и жестоко избитых мирных жителей».
Как следствие, 31-го августа Кондрусевича, возвращавшегося из Польши, не пустили в страну белорусские пограничники, причем Лукашенко фактически признал, что причина – участие архиепископа в подрывных действиях. Ватикан занял по этому поводу осуждающую официальный Минск, но в целом довольно сдержанную позицию, придерживаясь значительно менее резкой риторики, чем, например, Вашингтон. Причина – и нежелание играть одну партию с тогдашней американской администрацией, идеологически далекой от римского престола, и обеспокоенность непомерными амбициями «польской партии» в католической церкви, идущей по белорусской повестке рука об руку со светскими варшавскими элитами; Кондрусевич как раз был одним из орудий данного симбиоза.
Тем не менее, было понятно, что любые привходящие обстоятельства и внутренние интриги не могут заставить Ватикан отказаться от защиты своего клирика без ущерба для авторитета, и надолго ситуация затянуться не должна. Ключевой шаг на пути к ее разрешению произошел в декабре. Минск посетил некогда выполнявший здесь функции «апостольского нунция» (то есть папского посланника) Клаудио Гуджеротти, сейчас занимающий аналогичную должность в Великобритании. Дипломат встретился с Лукашенко, они обсудили события в Белоруссии, причем Лукашенко лестно отозвался о римском владыке: «Я всегда говорил, что нынешний папа римский Франциск, с моей точки зрения, это народный человек. Это меня очень прельщает…Если заболеет, пусть не переживает: мы готовы принять его на лечение, мы умеем лечить. Но сейчас лучше не болеть. И Рождество здесь, Новый год, праздники – болеть нам некогда. Но если что – сразу к нам».
А буквально через день стало известно, что Гуджеротти привозил личное папское послание с просьбой разрешить въезд Кондрусевичу, и Лукашенко его удовлетворил. Об этом сообщил глава белорусского внешнеполитического ведомства Владимир Макей. «Исходя именно из чувства глубокого уважения к Папе Римскому и личных добрых отношений, глава белорусского государства счел возможным пойти навстречу просьбе и дать соответствующее поручение найти решение с учетом всех имеющихся правовых механизмов», - сказал он, добавив, что решение принято в том числе и из-за приближения католического Рождества, а также «несмотря на ряд негативных моментов, связанных с этой персоной». Подобная «амнистирующая» формулировка возмутила многих оппозиционно настроенных белорусов.
Еще через день, 23 декабря, архиепископ, несколько месяцев живший буквально на белорусско-польской границе, эту границу наконец пересек. Буквально после первых же шагов он стал на колени и поблагодарил Бога за возвращение. Перед началом своей первой после возвращения службы священник сказал: «Кто был лишен права пребывания на родине, знает, что означает это чувство возвращения на родную землю… Это великий дар возвращения к своему народу, на родную землю, на которой Господь дал мне миссию быть пастырем». Кондрусевич поблагодарил паству, папу Римского, его нунциев, и выразил надежду, что белорусы общими усилиями смогут строить «новую страну, цивилизацию жизни и любви».
В начале января и без того очевидно прорисовывавшаяся двухходовка стала окончательной реальностью. Кондрусевич поппросил римское начальство об отставке в связи с достижением 75-летнего возраста, и начальство эту просьбу, разумеется, удовлетворило. Папская канцелярия объявила: «Святейший отец принял отказ от пастырского руководства, предоставленный Его Высокопреосвященством архиепископом Тадеушем Кондрусевичем, митрополитом Минско-Могилевским, в соответствии с каноном 401 § 1 Кодекса канонического права, и одновременно назначил апостольским администратором Sede vacante на упомянутую митрополичью кафедру епископа Казимира Великосельца, титулярного епископа Бланды и епископа Пинской епархии».
Интересно, что сменщик ушедшего «по возрасту» Кондрусевича…на несколько месяцев старше его. Великоселец известен тем, что он русскоязычен и русскокультурен (например, цитирует Пушкина и Лермонтова). Кроме того, его консервативные взгляды идут вразрез с ватиканским леволиберальным креном – он не раз говорил, что нынешний Запад погряз в грехе и находится в моральном упадке.
В итоге можно сказать, что обе стороны более-менее добились своего: Ватикан продавил возвращение опального клирика домой и его ухода под благовидным предлогом, Минск – впустил Кондрусевича обратно, но лишь с уточнением об удовлетворении личной просьбы папы Римского, и тут же получил ему на смену более политически приемлемую фигуру. И Минск, и Ватикан сохранили лицо, но Лукашенко еще и выиграл по очкам.
Нельзя не отметить, что случившийся размен вызвал нарекания в иных католических кругах. Например, американский католический ресурс Crux, назвав его «сделкой с дьяволом», патетически заметил: «От Святого престола могут потребовать объяснений, потому что в противном случае это выглядит так, как будто он просто вознаградили диктатора за то, что тот не сделал ничего, кроме соблюдения международного права и основ человеческой порядочности».