Игорь Пшеничников, политолог
У Великобритании и Европейского союза очередной скандал. Теперь они никак не могут поделить вакцину от коронавируса. ЕС может заблокировать ввоз в Великобританию миллионов доз вакцины после того, как Брюссель заявил, что ему необходимо отреагировать на дефицит вакцины, возникший в странах ЕС. Британцы делиться с континентальной Европой не хотят - мол, самим надо. Налицо последствия по сути скандальных переговоров об условиях Brexit, закончившихся в последний момент видимым согласием, но результатами которых глубоко недовольны обе стороны. Такое впечатление, что «разведенные супруги» мстят друг другу.
Спрашивается: где же человечность, солидарность, благородство? Да и вообще, как-то несолидно драться за спасательный круг у всех на виду. Началось все с того, что 27 стран-членов ЕС были буквально потрясены недавним заявлением англо-шведской фармацевтической компании AstraZeneca о том, что она сможет поставить в страны ЕС только четверть из 100 млн доз, запланированных и ожидаемых к концу марта. Компания объяснила это «производственными проблемами» на своем бельгийском заводе в городке Сенеф в 40 км к югу от Брюсселя.
После этого Европейская комиссия объявила о планах предоставить национальным регулирующим органам право отклонять запросы на экспорт. Иными словами, речь идет о блокировании Брюсселем экспорта вакцины за пределы ЕС, в Великобританию. Дело в том, что Великобритания заключила контракт на 40 млн доз вакцины Pfizer/BioNTech, также производимой в Бельгии. Поставки этой вакцины на Британские острова пока продолжаются, и Лондон требует выполнения контракта, заботясь о собственном населении, а не о всех европейцах.
Кроме того, британцы не хотят делиться и той вакциной, которая производится на территории Великобритании компанией AstraZeneca на предприятиях в Оксфорде и Стаффордшире. Сама компания AstraZeneca отказывается перенаправлять поставки вакцины из Великобритании в ЕС. AstraZeneca заявила, что «обязана выполнить свой контракт с Великобританией до того, как перенаправить дозы вакцины со своих британских заводов в ЕС». Эта компании заверила официальный Лондон в том, что она будет выполнять свой заказ, поставляя британцам по 2 миллиона доз в день «без промедления». Газета Guardian пишет, что если Великобритания будет полагаться на вакцины только собственного производства, то обеспечение коллективного иммунитета посредством вакцинации 75% населения, как запланировано властями, может быть отложено почти на два месяца, что «поставит под угрозу тысячи жизней, согласно анализу аналитиков». Поэтому британцы не хотят ни с кем делиться.
Как пишет Guardian, позиция официального Лондона «вызвала гнев официальных лиц в ЕС». В ЕС лишь 2% взрослого населения получили прививку, а в Великобритании привито уже 11 % населения. При этом нет никаких признаков того, что кампания по вакцинации в странах ЕС хоть как-то движется вперед. Отсутствие доз в ЕС уже вынудило испанское правительство объявить о временной приостановке вакцинации в Мадриде и предупредить, что то же самое ждет Каталонию. Агентство общественного здравоохранения Парижа, где, с пригородами, проживает более 12 млн человек, сообщило больницам, что программа вакцинации приостанавливается со 2 февраля. Больницам на севере Франции сообщено, что вакцинация населения отложена до первой недели марта. Министр здравоохранения Германии Йенс Спан заявил, что он опасается «по крайней мере еще 10 тяжелых недель» дефицита вакцины.
Короче, как в том фильме, «никто не хотел умирать», но и никто не хотел делиться. Стороны теряют терпение и политес, ситуация явно вышла из-под контроля и показывает истинное лицо европейцев, которые, будто бы живя в «едином доме», тут же замыкаются в своих границах, когда «жареный петух» начинает их клевать в разные части тела. То же самое мы наблюдали в начале пандемии в 2020 году, когда страны ЕС не хотели помогать друг другу, а в марте Италия вообще обвинила Польшу в краже 23 тыс. медицинских масок, направленных из России и предназначенных для врачей региона Лацио.
Председатель Европейского совета Шарль Мишель приветствовал планы Еврокомиссии блокировать экспорт вакцины за пределы ЕС. Он сказал, что ЕС должен «изучить все варианты и использовать все правовые средства и меры принуждения, имеющиеся в нашем распоряжении в соответствии с договорами». «Я считаю, - сказал Мишель, - что ЕС необходимо принять решительные меры для обеспечения поставок вакцины и конкретно продемонстрировать, что защита наших граждан остается нашим абсолютным приоритетом».
Но европейская коса тут же встретила британский камень. Глава секретариата британского кабмина Майкл Гоув, в свою очередь, заявил, что Великобритания поможет Евросоюзу с дозами только в том случае, если у нее останется лишнее. «Мы захотим поговорить с нашими друзьями в Европе, чтобы узнать, чем мы можем помочь, - сказал Гоув. - Но прежде важно убедиться, что наша собственная программа вакцинации идет точно так, как планировалось».
Европейская федерация фармацевтических предприятий и ассоциаций (European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations) предупредила, что планы Еврокомиссии «могут привести к сбою глобальных поставок вакцины» и что «риск ответных мер со стороны других регионов в этот решающий момент борьбы с Covid-19 не в чьих-либо интересах». Вмешалась и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), но уже на стороне ЕС. Официальный представитель Маргарет Харрис обратилась к властям Великобритании и других стран с призывом отказаться на начальном этапе от планов быстрой массовой вакцинации населения от коронавируса, ограничившись прививками только самым уязвимым категориям граждан, с тем чтобы большее число людей по всему миру могли получить доступ к вакцине.
А кто страдает от нехватки вакцины? Не только граждане стран ЕС, но прежде всего жители стран т.н. «третьего мира», которые и Евросоюзу, и Великобритании, как говорится, до лампочки. Известно, например, что Мексика закупила 7,4 млн доз российской вакцины «Спутник V» именно для того, чтобы компенсировать сокращение ранее согласованных поставок вакцины от Pfizer. И что бы делала Мексика, многие другие страны Латинской Америки и прочих регионов мира, если бы ни Россия? Сейчас российская вакцина «Спутник V» зарегистрирована в 14 странах. И, по словам главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, в самое ближайшее время будет зарегистрирована более чем в 25 странах. При этом даже в контексте острой нехватки вакцины от коронавируса Евросоюз блокирует проникновение российской вакцины «Спутник V» на свою территорию. Исключение составляет только Венгрия, которая, кстати, уже не в первый раз демонстрирует свою независимость от Брюсселя, ставя во главу угла интересы своих граждан, а не указиловки из Еврокомиссии.
Для полноты картины надо отметить, что до сих пор не совсем ясно, на самом ли деле на заводе AstraZeneca в бельгийском Сенефе случились «производственные проблемы». По запросу Еврокомиссии бельгийские регулирующие органы начали расследование на этом предприятии. Представитель ЕС, не назвавший своего имени, сказал: «Мы хотим видеть, правду ли нам говорят». Со своей стороны представитель Министерства здравоохранения Бельгии сказал, что инспекции на заводе в Сенефе ведутся, чтобы «убедиться, что задержка доставки действительно связана с производственной проблемой». Официальные лица в ЕС считают, что значительное количество доз вакцины, произведенных в Бельгии, было доставлено в Великобританию, и именно это привело к дефициту вакцины в странах Евросоюза.
При этом известно, что ЕС инвестирует в AstraZeneca 336 млн евро в обмен на 400 млн доз вакцины. Но – внимание! - не все деньги были выплачены этой фармацевтической компании. Как пишет в этой связи британская пресса, юристы ЕС изучают, имело ли место нарушение контракта. Может - и в самом деле - все значительно банальнее, чем видится? Есть деньги – есть вакцина. Нет денег – нет вакцины. Лондон оплатил свой контракт. А Евросоюз нет? Может, AstraZeneca потому и намерена выполнить свой контракт с Великобританией до того, как перенаправить вакцину со своих британских заводов в ЕС? А граждане ЕС пусть пока подождут. Как у них там говорится: Nothing personal, just business.