Владимир Кирилов, международный обозреватель
Март стал особенным месяцем для жителей Крыма. Исторические события семилетней давности свежи в памяти людей, испытавших ни с чем не сравнимое чувство воссоединения с Родиной. 18 марта 2014г. был подписан межгосударственный договор о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав России. За прошедшие с того памятного дня семь лет в жизни полуострова произошли огромные перемены, в том числе и экономического характера.
Общеизвестно, что движителем экономического развития любого региона является приток инвестиций. Именно с этой целью с 1 января 2015г. на территории Республики Крым (РК) и города федерального значения Севастополя были созданы Свободные экономические зоны (СЭЗ) сроком на 25 лет с возможностью дальнейшего продления. Режим функционирования СЭЗ предусматривает некоторые особенности налогообложения и госконтроля, дающие возможность участникам на законных основаниях экономить до 80% на налогах и сборах.
Задачей СЭЗ, созданными согласно поручению президента России, является обеспечение благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечение инвесторов с целью экономического развития РК и Севастополя.
В качестве базовых условий для участников СЭЗ определены следующие:
Минимальный объем капиталовложений по инвестиционному проекту в первые три года должен быть обеспечен на уровне 3 млн руб. для малых и средних предприятий и 30 млн руб. для иных. При этом 30% от суммы инвестиций должно быть освоено в первый год реализации проекта.
Участники СЭЗ в течение 10 лет освобождаются от уплаты налога на имущество, в течение трех лет – от уплаты налога на землю. Кроме того, им предоставляются льготы по налогам на прибыль: 0% вместо 2% (Федеральный бюджет) на 10 лет, 6% вместо 18% (местный бюджет), а также по социальным отчислениям: 6% вместо 22% (ПФ), 1,5% вместо 2,9% (ФСС), 0,1% вместо 5,1% (ФМС).
Для реализации своих проектов участникам СЭЗ предоставляется возможность получения в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности. Кроме того, есть возможность применять ускоренную амортизацию в отношении собственных основных средств.
Каковы же итоги деятельности СЭЗ за прошедшие пять лет?
К началу 2021 года в двух крымских СЭЗ зарегистрировано 1704 участников (1308 в РК и 396 в Севастополе). Общий объем инвестиций составил 157 млрд руб., из которых более 104млрд – капитальные вложения. В рамках 1789 инвестпроектов было построено и введено в эксплуатацию 4100 различных объектов инфраструктуры и создано более 66 тыс. рабочих мест.
Интересным представляется факт, что по объему капиталовложений СЭЗ в Крыму лидируют среди всех российских территорий с льготным режимом. Для сравнения - объем капиталовложений в 15-ти российских особых экономических зонах за 15 лет составил 370 млрд руб.
Вместе с тем, необходимо отметить, что темпы развития крымских СЭЗ являются недостаточными. Более того, наметился процесс торможения, обусловленный причинами объективного и субъективного характера. С какими же проблемами столкнулись потенциальные инвесторы?
Во-первых, льготы по тарифам в страховые фонды из-за ограничений налогового законодательства действовали только в течение первых трех лет после создания СЭЗ. Удивительно, но подобного правила нет ни в одной свободной экономической зоне страны.
Во-вторых, серьезные неудобства вызывает и тот факт, что несмотря на сделанное в законе упоминание о крымской СЭЗ в единственном числе, фактически таких зон две – в РК и Севастополе. В следствие этого инвестор, зарегистрированный, к примеру, в Ялте, не может пользоваться льготами и преференциями в Севастополе и наоборот.
В-третьих, потенциальных инвесторов, прежде всего иностранных, сдерживают западные санкции, наложенные на Крым. Во многом из-за этого в общей структуре инвестиций доля иностранных участников составляет немногим более 5%. В настоящее время информация о резидентах крымских СЭЗ находится в открытом доступе и представляет для них реальный риск негативных экономических и финансовых последствий. Особенно это относится к крупным компаниям и корпорациям.
Наличие этой проблемы было понятно с самого начала функционирования крымских СЭЗ. Но только сейчас появился законопроект о конфиденциальном режиме для работающих в Крыму инвесторов. В рамках СЭЗ предлагается создать обладающие особым правовым режимом административные районы, статус участников которых будет анонимным.
И наконец, нельзя не упомянуть о системных проблемах, связанных с оперативностью и качеством решения всего комплекса вопросов функционирования СЭЗ от регистрации и получения разрешительных документов, до подачи отчетности, урегулирования таможенных, судебных, земельных и иных аспектов хозяйственной деятельности. К таким проблемам, прежде всего, относятся пробелы, а порой и противоречия в законодательстве, а также чрезмерный бюрократизм ряда процедур и нередко встречающаяся инертность чиновников.
В целях преодоления этих недостатков в текущем году, в частности, планируется разработать информационную систему, которая позволит упростить подачу документов для заключения договоров об условиях деятельности в СЭЗ, а также автоматизировать подачу отчетности участников СЭЗ, ее обработку и анализ.
Нет сомнений, что Республика Крым и город Севастополь являются одними из наиболее привлекательных для инвестиций мест в России. Это обусловлено уникальным географическим положением, развитой инфраструктурой, запасами природных ресурсов и наличием квалифицированного людского потенциала. Что же касается санкций, то это обстоятельство при определенном подходе может даже сыграть на руку инвестиционному климату на полуострове.