Александр Левченко, международный обозреватель
Иранская разведка определила виновного в сбое электроснабжения в ядерном центре в Натанзе, произошедшем 11 апреля. Тегеран обвинил в этой провокации Израиль.
В этой связи министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф в своем письме генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу подчеркнул: «Умышленное нападение на высокочувствительный ядерный объект, находящийся под гарантиями (МАГАТЭ), с высоким риском потенциального выброса радиоактивного материала, представляет собой безрассудный преступный ядерный терроризм». «Те, кто планировал, отдавал приказы, участвовал и осуществлял этот подлый акт, совершили тяжкое военное преступление», - добавил глава иранского МИД. Он также констатировал, что подобные действия Израиля направлены «на предотвращение возобновления международной ядерной сделки СВПД после президентских выборов в США».
Совершенно не случайно диверсия случилась в преддверии нового заседания Специальной комиссии по СВПД в австрийской столице. Тель-Авив сильно раздражен переговорами в Вене, где речь идет о возможном возвращении США в СВПД, отмене антииранских санкций и возобновлении Ираном исполнения своих обязательств по ядерной сделке. Идеалом для Израиля было бы полное уничтожение всякой ядерной программы в ИРИ.
Все последние годы Израиль делает все, чтобы «упразднить» СВПД. На счету Тель-Авива уже не одна провокация в отношении иранских ядерных объектов и ученых, начиная от компьютерного вируса, повредившего системы управления на иранском ядерном объекте, до убийств наиболее талантливых иранских физиков-ядерщиков.
Накануне теракта в иранском Натанзе, (вот совпадение!) Израиль высадил в Вашингтоне свой лоббистский десант с целью вновь попытаться торпедировать ядерную сделку. В американской столице побывал начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля Авив Кохави, который встретился со своим американским коллегой Марком Милли. Практически одновременно Глава израильской разведывательной службы Моссад Йоси Коэн встретился с высокопоставленными чиновниками Белого дома и представителями американского разведывательного сообщества.
Непосредственно атака на центр в Натанзе произошла именно в тот день, когда министр обороны США Ллойд Остин находился на переговорах в Израиле, где он заявил о «непоколебимой и твердой» приверженности Америки своему союзнику.
Кроме того, Израиль был прекрасно осведомлен о том, что центр в Натанзе, расположенный под землей в горах центральной части Ирана между Кумом и Исфаханом, стал главным ядерным объектом, на котором сейчас наращивается процесс обогащения урана с помощью центрифуг последнего поколения. Идет переоснащение центра сразу несколькими новыми модификациями центрифуг.
Буквально за день до теракта Организация по атомной энергии Ирана объявила о том, что начала закачку газа в центрифуги нового поколения IR-9 в Натанзе. Там же была открыта линия сборки современных центрифуг. Мероприятия были приурочены к Национальному дню ядерных технологий, который в Иране традиционно отмечается новыми достижениями. Еще ранее, в феврале нынешнего года, в Натанзе началось обогащение урана на новых 348 центрифугах типа IR2m, которые почти в 4 раза производительнее, чем IR1. В этой связи вряд ли израильскую диверсию можно считать случайной.
Обогатительные мощности в Натанзе уже не первый раз становятся объектом диверсий со стороны Израиля. Теперь же была повреждена система электроснабжения. Выведены из строя каскады центрифуг первого поколения IR1, в которых шел процесс обогащения урана до 20%. Персонал Центра сработал профессионально. Удалось избежать самых страшных последствий для людей и окружающей среды.
Но если Тель-Авив хотел остановить Тегеран, то достиг обратного и лишь спровоцировал Иран на дальнейшее снятие ограничений по обогащению. Всего спустя двое суток после теракта Тегеран официально уведомил генерального директора МАГАТЭ о том, что Иран приступает к обогащению урана в ядерном центре в Натанзе до 60%, то есть увеличивает концентрацию в три раза. А поврежденные центрифуги заменяются на тысячу центрифуг последнего поколения. Иными словами, Ирану остается преодолеть очень короткий путь к обогащению урана в концентрации, достаточной для получения оружейного плутония.
Президент Исламской Республики, правда, поторопился успокоить международную общественность. «Сегодня мы в состоянии довести обогащение (урана) и до 90%, если захотим, но мы не стремимся к созданию ядерной бомбы», - цитирует иранского президента агентство Mehr. Он также пояснил, что решение Ирана резко увеличить степень обогащения является ответом на «злонамеренные действия» врагов страны.
В то же время, диверсия в Натанзе дала определенную фору Ирану в венских консультациях. В начале недели, выступая на заседании парламентской комиссии по национальной безопасности и внешней политике, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф подчеркнул, что израильский теракт только укрепил позиции Ирана на заседаниях Специальной комиссии по СВПД. «Стороны переговоров должны знать, что если раньше они имели дело с обогатительными установками первого поколения, то теперь обогатительный завод в Натанзе может быть оснащен современными центрифугами с мощностями, кратно превышающими прежние», - цитирует Зарифа агентство Fars.
Противостояние между Исламской Республикой и Израилем в последние дни усугубилось и обострением в Персидском заливе. Там произошла настоящая «дуэль» с атаками на гражданские суда друг друга.
6 апреля иранское гражданское судно технической и логистической поддержки Saviz было повреждено в результате взрыва у побережья Джибути в Красном море. Израиль, не стесняясь, уведомил США о том, что это он нанес удар.
Как позднее рассказал один из членов иранского экипажа, за день до инцидента неизвестный вертолет зависал над кораблем Saviz в течение 5-10 минут. А спустя почти 4 часа после нападения, два неизвестных быстроходных катера кружили вокруг иранского судна.
А 13 апреля в порту Фуджейры в Объединенных Арабских Эмиратах по израильскому торговому судну The Hyperion был нанесен ракетный удар. В результате корабль получил небольшие повреждения и продолжил путь. По данным ряда израильских СМИ, ракета, попавшая в The Hyperion, была иранской.
В целом обострение с Ираном, очевидно, на руку Тель-Авиву. С одной стороны, Израиль старается ударить по дипломатии в попытке сорвать переговоры по СВПД. А с другой стороны, как ревнивое дитя, привлекает к своим проблемам Вашингтон, опасаясь, что Соединенные Штаты сместят американские военные приоритеты с Ближнего Востока на Китай и Россию, от которых, как считают в США, исходит более серьезная угроза.