Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Новое правительство Афганистана, похоже, отказавшись от торжественной инаугурации, совпадающей с 20-летием терактов в США, по-будничному приступило к работе. Как к нему относиться?
Несмотря на то, что «Талибан» запрещен в России, надо видеть, что эта организация сегодня является реальной властью в Афганистане. Да, сейчас талибы вернули себе власть после 20 лет натовской оккупации – напомним, что с 1996 по 2001 год именно Талибан формировал правительство в Кабуле, отняв полномочия у запутавшегося в государственных делах Северного Альянса. А коли Афган граничит с нашими союзниками по ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности) в Средней Азии, то у Москвы есть прямые обязательства выступить на оборону этих стран в случае агрессии с юга. И сейчас чуть ли не главный вопрос, который нервно обсуждается: «Пойдут ли талибы скорой войной-джихадом на север?».
Выскажу свои соображения, поскольку ситуация не прояснена, а некоторые уже предупреждают о серьезной опасности давления талибов, как «исламистских сил из Афганистана», на бывшие советские республики, и далее – на Россию. К этому ещё неувядающие провокаторы – бритты в привычном для себя стиле выказывают «озабоченности». «Переход Афганистана под контроль талибов может поощрить террористов… Существует вероятность того, что террористы перегруппируют силы и начнут планировать более масштабные и изощренные заговоры», объясняет публике глава британской контрразведки MI-5 Кен Макаллум в свежем интервью Би-Би-Си.
Как отметил один из наших комментаторов этой новости, «выходит, что глава контрразведки проспал момент возникновения у себя под боком централизованной организации террористов, причем с возможностями, которые реально угрожают его стране»? Нет, не проспал. Сколько раз уж замечено, если спецслужбы англичан предостерегают от чего-то, значит, сами готовят нечто подобное – причем, чужими руками. Свежий пример: это кто предупреждал в августе об опасности теракта в аэропорту Кабула? – Да, сами англичане публично и предупреждали за несколько дней до того, как он произошел. Факт. Ну, и так далее…
Американцы, со своей стороны, «на бегу», стараются напоследок здесь и так наследить, чтобы поссорить соседей, например, талибов с Узбекистаном. Посмотрите – только что США и Узбекистан достигли соглашения о передаче американцам тех афганских пилотов, которые перегнали свои вертолёты и самолёты на узбекскую сторону, спасаясь от Талибана. «Wall Street Journal» написал, что в Узбекистане находятся 585 афганских летчиков, членов экипажей и их родственников. Как ожидается, эти люди будут переведены на военную базу США в Дохе (Катар), но пока не ясно, отправят ли их в США? По информации этого издания, в Узбекистане приземлились 46 афганских военных самолетов и вертолетов, перелетевших сюда в разгар американского бегства из Афгана. Талибы призывают вернуть авиацию домой и обещают амнистию летчикам, однако этому решительно противятся американцы. В общем, ни технику, ни людей под давлением янки талибам не отдали, хотя те активно вели переговоры с узбекскими властями. Зерно конфликта стран-соседей? Да, в любимом стиле англосаксов.
С другой стороны, читаю на одном из российских форумов вполне себе логичные размышления: «Сейчас для нас отличное время зайти в Афганистан, пока все оттуда разбежались. Только уже не войсками, а помощью, и не безвозмездной, а в обмен на разные концессии афганских подземных «ништяков». Кажется, есть шанс получить вполне вменяемого (а может и лояльного) соседа на долгий срок. Страна явно измучена западом и уже сейчас сталкивается с катастрофическим падением уровня жизни, это вполне себе неплохие предпосылки для нашего входа».
И получаются два полярных мнения – либо «угроза», либо «ништяки». Надо бы разобраться. Позволим себе высказать несколько тезисов в связи с приходом новой-старой власти талибов в Афганистане:
- Талибан – это собственно афганская, прежде всего – пуштунская организация, имеющая интересы на территориях, которые населяют именно пуштуны. Такие территории расположены на востоке и юго-востоке Афганистана, а также на западе соседнего Пакистана. Это важно для понимания их намерений.
- Да, талибы – мусульмане со строгими нравами, но не международные исламисты-джихадисты. Никаких экспансионистских планов у них и ранее не наблюдалось – воевали «за своё» - и сегодня не просматривается. Талибы – типично местный, афганский проект, созданный когда-то пакистанской разведкой и ЦРУ. Причем, пакистанцы хотели направить его против Индии в спорном Кашмире. Этим Талибан отличался с самого начало от других аналогичных проектов «Аль-Каида» и ИГИЛ (обе террористические организации запрещены РФ). И надо подчеркнуть, что «Поход на Север» талибов не интересует.
- Но! Надо видеть, что на северо-запад Афганистана – на границу со Средней Азией, чья-то авиация за последнее время перебросила с территорий Сирии и Ирака тысячи боевиков ИГИЛ. МИД России полагает, что делается это под эгидой США. А вот эта оголтелая исламистская публика при поддержке НАТОвских кураторов, прежде всего, из США и Великобритании, может «пойти на Север». Если Талибан – это сугубо локальная история, то ИГИЛ – чистые экспансионисты, ИГИЛ желает построить всемирный Халифат.
- Вероятность «похода на Север» исламистов ИГИЛ будет нарастать по причине того, что в ближайшее время ожидается обострение схватки между Талибаном и ИГИЛ, бойцы которого окопались в афганских районах, прилагающих к границам Туркмении, Таджикистана и Узбекистана. Талибы, естественно, не хотят, чтобы у них в стране хозяйничали «пришлые». Значит, в случае такого поворота событий, ИГИЛовцы под давлением более сильного с военной точки зрения Талибана могут быть вытеснены через границу в страны Средней Азии. И вот тогда ОДКБ придется вмешаться, чтобы напомнить исламистам, как ещё совсем недавно их изводила под корень российская авиация в Сирии. Опыт у нас есть.
Это всё – по поводу угрозы со стороны исламистов нашим союзникам в Средней Азии. Да, угроза есть, но не от Талибана, а от ИГИЛ – и эти две разнонаправленные силы надо различать, и не валить всё в одну кучу: «исламисты», мол.
Зато есть у наших спецов по афганским делам такое предположение, с которым хочу согласиться. Полагают, что с Талибаном мы наладим более-менее нормальные отношения. Об этом, кстати, говорит сам посол России в Кабуле Дмитрий Жирнов по федеральному ТВ: «Мы с талибами выстраивали контакты последние 7-8 лет. Поэтому в новый этап Афганистана вошли подготовленными. Для нас эта власть не стала чужаком, поэтому мы из Кабула, в отличие от западников, не бежали».
А, поскольку сами талибы заинтересованы в том, чтобы Россия и Китай помогли им восстановить страну после 20-летней войны против США и НАТО, перспективы здесь открываются совсем не «алармистские», наоборот – деловые. Благо, земля Афганистана очень богата на полезные ископаемые, и одна разработка лития, столь вожделенного сегодня в мировой экономике (в Афгане – первые в мире по объемам разведанные запасы лития), может покрыть все финансовые запросы афганцев. А там, в земле – почти вся Таблица Менделеева «лежит».
И вот такие возможности сотрудничества, открывающиеся сегодня, естественно, постараются блокировать наши «западные партнеры». Войну они дружно проиграли – Столтенберг, генсек НАТО просто плачет: «Без Соединенных Штатов остальным союзникам было бы тяжело продолжать операцию в Афганистане». Зато, «тайную войну» начнут, как у них водится, раскручивать с утроенной силой. И любое обострение в Афганистане, либо вокруг него, уже сейчас можно списывать на их хватательные рефлексы – не могут они не цепляться за местный «плацдарм» против России и Средней Азии. Цепляться даже из последних сил, поскольку интерес к «Хартлэнду» (центру Евразии) у англосаксов в подкорке.
Так что, расслабляться не станем, но и паниковать не надо.