Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
13 октября Еврокомиссия (ЕК) обнародовала весьма резонансный документ — о продвижении своих интересов в Арктике, в котором Евросоюз указан как «влиятельный политический актор» со своей стратегией не только в части европейской Арктики, но и на всем арктическом пространстве. Причем участие Евросоюза (ЕС) в арктических вопросах в документе обосновывается «геополитической необходимостью».
Из знаковых инициатив ЕК – намерение полностью запретить добывать нефть, газ и уголь в Заполярье и приграничных локациях. «Комиссия вместе с партнерами изучит многостороннее юридическое обязательство не разрешать дальнейшую разработку запасов углеводородов в Арктике или прилегающих регионах» — говорится в документе. В случае, если «нарушители» будут продолжать извлекать нефть и газ в Арктике, то предложена проработка запрета на сделки с «заполярными» углеводородами. Также прописана рекомендация распространить «частичные моратории на разведку углеводородов в Арктике». При этом ЕК хочет включить Арктику в программу перехода к углеводородной нейтральности, «выпячивая» еще точно не ясный потенциал континента на предмет чистых источников энергии (ветра, геотермальных ключей, гидроэнергии и зеленого водорода).
Арктический «манифест» ЕК — на первый взгляд «булыжник в огород» всеx стран-участниц Арктического совета (в организации, кроме России, состоят еще семь приполярных государств: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция). Но у России в этом альянсе нет союзников. Поэтому инициативу ЕК следует расценивать как откровенную попытку покуситься именно на государственный суверенитет России. Ведь Брюсселю прекрасно известно, что освоение Арктики — в перечне стратегических приоритетов России. Это закреплено публичным указом Президента РФ Владимира Путина от 26 октября 2020 года «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Тем не менее, Брюссель эмитировал свое тематическое спекулятивное воззвание без какой-либо правовой опоры: Европейский Союз юридически не наделен никакими полномочиями диктовать представленным в Арктике странам, как им действовать на собственной территории.
На вызов ЕК у России и по умолчанию готов развернутый состоятельный ответ — в тексте «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» четко прописано выполнение основных задач в сфере развития международного сотрудничества за счет реализации ряда мер, в числе которых сохранение взаимодействия с арктическими государствами в целях защиты национальных интересов и реализации предусмотренных международными актами прав прибрежного государства в Арктике, включая касающихся разведки и разработки ресурсов континентального шельфа и установления его внешних границ. То есть Россия посылает четкий сигнал о недопущении стороннего вмешательства в планы освоения Арктики, выстраивая конструктивный диалог только с прибрежными государствами региона. Видимо авторы «арктического документа» ЕК либо вовсе не читали российской доктрины, либо сознательно решились на столь популистскую авантюру.
В Арктическом совете решения принимаются методом консенсуса, то есть должны быть одобрены всеми участниками объединения. Но Дания, Финляндия и Швеция сильно ангажированы, так как состоят в ЕС, и естественно, давно лоббируют заявку Брюсселя обрести статус наблюдателя, но цели не достигают. Тем более теперь здесь рассчитывать на подвижки вообще не стоит — Россию только настораживает попытка ЕК диктовать правила в Заполярье. По словам вице-премьера РФ Александра Новака, документ Евросоюза по целям альянса в Арктике «ничем не мотивирован, кроме как политическими причинами». Хотя Арктический совет предоставляет статус наблюдателя не только неарктическим государствам (таких уже больше десятка), но и межправительственным/межпарламентским и неправительственным организациям.
В 2021 – 2023 годах Россия председательствует в Арктическом совете и отвечает за обеспечение эффективной работы организации, включая продвижение совместных проектов, в том числе направленных на обеспечение устойчивого развития Арктики и сохранение культурного наследия малочисленных народов. Также в периметре задач страны-председателя — разработка общих принципов реализации в Арктической зоне инвестиционных проектов с участием иностранного капитала; организация мероприятий, направленных на привлечение иностранных инвесторов к участию в реализации в Арктической зоне инвестиционных проектов; содействие укреплению значения Арктического экономического совета (создан в2014 г. при Арктическом совете с целью расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестпривлекательность) в качестве одного из центральных форумов по вопросам устойчивого развития Арктики.
Арктический регион богат углеводородами — и их масштабное извлечение в перспективе только повысит энергетическую безопасность Европы — так как Россия планирует расширять их экспорт в будущем. Здравой логики в декларации ЕК запретить добычу углеводородов в Арктике нет. Ведь тогда становиться совсем не ясным, за счет чего будет реализовываться пресловутый энергопереход в Старом Свете: даже производство водорода — перспективного топлива, на который Евросоюз возлагает большие надежды, требует солидных объемов природного газа как сырья. И этим сырьем видится именно заполярный газ из РФ. Выходит, что заявка ЕК повлиять на процессы в Арктике в целях сдерживания созидательных планов России в регионе — сродни желанию выстрелить себе в ногу.