Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Плотность международной повестки от саммитов стала очень густой. И не припомнить, когда с такой частотой встречались лидеры разных стран мира. Да ещё в необычных для прошлой Эпохи форматах и составах.
Байден собирает саммиты один за одним – «саммит демократий», «саммит Америк», «саммит США-АСЕАН», «саммит QUAD», теперь создали антикитайский блок – США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и Япония - также со своим «саммитом».
Не отстает и Борис Джонсон, который помчался в Африку, чтобы убедить страны континента не сотрудничать с Россией. Он сам в интервью ВВС признал по итогам «саммита Содружества» (Британского содружества наций), состоявшегося только что в столице Руанды: «Давайте посмотрим на мир с позиции Руанды, где мы сейчас находимся, и подумаем о том, что происходит. Десятки стран Африки и Океании воспринимают войну в Европе совсем иначе, нежели мы. Они видят, как растут цены на продукты питания, удобрения, показатели инфляции, и это вызывает у них беспокойство. Боюсь сказать, но вместо того, чтобы винить Владимира Путина за «агрессию», многие из них думают – хотя, на мой взгляд, неправильно и абсолютно ошибочно – будто все их несчастья происходят из-за европейских, западных санкций».
Да, мы годами наблюдали встречи на высшем уровне и G-7, и БРИКС, и НАТО, и Евросоюза, и ШОС. Да, к участию в них приглашали и глав государств, не входящих в эти объединения. Да, на повестке дня были важные текущие вопросы и проблемы - как региональные, так и глобальные. Да, в целом, эти саммиты не приводили к фундаментальным переменам в мировой политике, поскольку она – мировая политика – текла в определенных рамках, предписанных и установленных по итогам Второй мировой войны Державами-победительницами.
Но теперь все изменилось!
Такое впечатление, что по примеру Джо Байдена, который организует саммит за саммитом, лидеры других стран начали использовать эти форматы ради того, чтобы понять – а кто, собственно, в этом меняющемся мире может быть их, если не «союзником», то «партнером»; и кого рассматривать в роли «соперников», если даже не «противников»? Саммиты начали приобретать характер экзистенциальных встреч, на которых выдвигаются новые предложения о новом же качестве отношений. А по итогам этих встреч могут проявиться в мировой политике абсолютно и «свежие» идеи, и государства-лидеры, способные собрать «под свои знамена» всех тех, кому эти форматы подойдут по интересам и «не будут жать».
Взгляните, как развиваются диалоги в БРИКС и G-7. На недавних саммитах этих мировых структур стало понятно, как отцы-основатели и одной, и другой намереваются привлекать в свою орбиту новые страны-участницы, причем – из числа ведущих в своих регионах. Более того, формат «БРИКС+» с перспективой присоединения к нему новых крупнейших экономик незападного мира, уже стали именовать «Новой Большой восьмеркой». Действительно, если в «БРИКС+» войдут такие государства, как Индонезия, Мексика и Турция, то совокупная экономическая мощь этой группы станет чуть ли не главной на планете.
И, коли сегодня Россия противостоит западному лагерю (в составе США, Японии, Германии, Британии, Франции, Италии, Канады и присных из ЕС), и его дружным санкциям, то иная – мощная в экономическом отношении – группа стран про антироссийские санкции даже не задумывается, пропуская их мимо внимания: «Мало ли, чего там Запад мутит воду…» И это группа – Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика, Иран, Турция – те страны, что не принимают участие в «санкционных войнах», а по совокупному показателю ВВП опережают группу западников на 24,4%. Они же, согласно уже высказанному предположению, могут создать новую экономическую «Большую Восьмерку», где не будет всяких западных капризов и подлянок.
Оцените цифры, чтобы сравнить потенциалы: на сегодняшний день население стран коллективного Запада составляет миллиард человек, а только в Индии и Китае проживает порядка трех миллиардов. Далее – ряд крупных государств, включая Россию, Бразилию и ЮАР, по экономической мощи приближаются к двум азиатским державам. И все они – члены БРИКС. Так это же тот самый «привлекательный» центр Силы, к которому в собственных интересах могут примкнуть новые участники. И это ещё не всё!
А теперь взглянем и на состав «Диалога БРИКС». Этот формат назван «диалогом», что сразу придало дискуссии широкий масштаб, выходящий за рамки самого БРИКС. В числе заинтересованных, помимо пятерки отцов-основателей – Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, мы видим такие страны, как Алжир, Аргентина, Египет, Индонезия, Иран, Казахстан, Камбоджа, Малайзия, Сенегал, Таиланд, Узбекистан, Фиджи, Эфиопия. Они сами проявили инициативу, значит, толк от этого будет. Возможно, не сразу, но будет.
И что мы услышали на этом саммите-диалоге? БРИКС озвучивает своё намерение бросить вызов мировой долларовой системе, учрежденной в Бреттон-Вудсе в 1944 году. Пресса пишет, что на 14-м саммите БРИКС важнейшей составляющей стало обсуждение темы, как сформировать безопасную и справедливую систему международных финансовых расчетов БРИКС, свободную от влияния США и альтернативную действующей Бреттон-Вудской системе. Сегодня уже не секрет ни для кого, что та система узаконила «финансовый неоклониализм», соединив военный шантаж США и жесткий финансовый контроль МВФ, ФРС и Всемирного банка над развивающимися странами под прикрытием риторики о необходимости «развивать демократию по западному образцу». Подготовлен проект стратегии БРИКС с целью создать в ближайшие 3-5 лет основы нового финансового порядка, в которой будут вовлечены, в первую очередь, страны БРИКС и ШОС с общим экономическим потенциалом в 45-50% мирового ВВП, 60% населения и территорий, а также самыми мощными совокупными вооруженными силами, позволяющими безопасно осуществить такой переход.
И вот первая заявка на прием в ряды БРИКС сразу после саммита-диалога. «Мы стремимся быть полноправным членом этой группы стран, которая уже представляет 42% населения мира и 24% мирового валового продукта», - сказал президент Аргентины Фернандес.
А дальше – интересно: Аргентину сразу же пригласили участвовать в качестве гостя на саммит G-7, который прошел через несколько дней. И это – очень показательный, как принято сейчас говорить, «маркер». Западные страны не желают «ухода» южноамериканского гиганта Аргентины в лагерь к конкурентам. Пока не ясно, чем «Большая семерка» пыталась охмурить президента Аргентины Фернандеса, но то, что попытка была – сомнений не вызывает. Другими словами – в мире началась борьба двух Центров Силы – с Запада и с Востока – за привлечение в свои ряды важнейших государств со всех континентов.
А знаете, кого ещё позвали в компанию G-7? – Туда позвали нескольких частников саммита-диалога БРИКС: Сенегал, ЮАР, Индию и Индонезию. Вот за привлечение в свой лагерь этих стран, да и не только их – всё проявлено, карты раскрыты – и пойдет сейчас борьба двух полюсов Силы.
Да, Запад заинтересован привлечь на свою сторону как можно большее число стран со всего мира. Но в том же заинтересован и Восток. Вот перед нами и вся картина происходящего: как будто два магнитных полюса, два конкурентных проекта стараются притянуть к себе те страны, что ещё не определились, с кем они шагнут в Будущее.
Хотя, судя по настрою государств, которые входят в историческое «Движение неприсоединения», выбор они сделают для себя выгодный. Да – термин «выгода» сейчас совсем не лишний в мировых делах. Причем выгода не только материальная, но и, как написал однажды Антуан де Сент-Экзюпери: «Высшая роскошь – это роскошь человеческого общения».
И вот, с этой точки зрения – эмоций и морали, очень ярким стало заявление известного африканского офицера из ЮАР, у которого CNN взяло интервью. Он сказал буквально следующее: «Впервые мы столкнулись с белыми людьми, которые относились к нам, как к равным личностям. Россия – наш друг. А враг нашего друга – наш враг».
Посмотрим, кто более преуспеет в сборе под свои знамена стран и народов в условиях Глобального Переформатирования. Что-то подсказывает, что «не долларом единым» счастливы люди, а коли так – то прав знаменитый итальянский политик Сильвио Берлускони, который недавно заявил: в результате украинского кризиса «Запад изолирован от всего мира» («l'Occidente è isolato a tutto il mondo»).
Поэтому и неудивительно, что западные страны бросились собирать в свою компанию новых симпатизантов, а Восток, не тратя времени на созерцание этого процесса, выдвигает свои аргументы и предлагает свои идеи, как строить Мир Будущего уже без западного диктата и давления.
Раскол? – Несомненно. Но, как говаривал классик: «Чтобы объединиться, надо решительно размежеваться…» А классики всегда правы…