Андрей Ильяшенко, международный обозреватель
Рейтинг одобрения кабинета премьер-министра Фумио Кисиды продолжает падение, неумолимо приближаясь к отметке, за которой следуют как минимум обширные перестановки в его составе и, вполне возможно, отставка самого премьера.
Как сообщает газета «Майнити» к концу прошлой недели рейтинг одобрения кабинета снизился до 27%. Не одобряют работу кабинета 65% респондентов, и их число в последние дни растет примерно на процент в день. Между тем, уровень одобрения в августе составлял 54%. Такими темпами в ноябре показатель популярности может опуститься ниже 20%, что по японским меркам предвещает неизбежный правительственный кризис.
Проблем у Кисиды много.
Прежде всего это рост цен, вызванный как общим подорожанием энергоносителей, которые почти полностью импортируются Японией, так и падением курса иены, которое еще больше подстегивает цены. Национальная валюта уже протестировала тридцатилетний минимум в 150 иен за доллар. И когда повышение цен, например на майонез, становится темой для теленовостей, избирателей раздражает как малоэффективная экономическая политика правительства, так и крайне осторожные и обтекаемые заявления премьера в этой области.
Не понравилось общественности и то, что Кисида назначил одним из своих секретарей собственного сына, что открывает для него путь к блестящей политической карьере. Трудовые династии в политическом мире Японии - обычное дело. Депутатов и даже премьер-министров во втором или третьем поколении там достаточно. При этом влиятельные отцы, уходя на покой, фактически передают детям и свои избирательные округа, где щедро облагодетельствованные избиратели дружно голосуют уже за наследников своих политических сюзеренов. Однако на этот раз откровенное кумовство действующего премьера вызвало раздражение.
Наконец, сильно повлияла на популярность премьера история с проведением официальных похорон бывшего премьера Японии Синдзо Абэ, застреленного в июле убийцей-одиночкой. Большинство японцев не причисляли себя к поклонникам Абэ и были явно озадачены тем, что государственные поминки международного масштаба пошли за государственный счет, то есть за их, налогоплательщиков, деньги.
Однако все эти проблемы меркнут на фоне громкого скандала, толчок к которому дала трагическая смерть Абэ. Убийца заявил, что таким образом он хотел отомстить весьма влиятельной в Японии Церкви объединения, у которой были некие контакты с бывшим премьер-министром. Скажем сразу – ему это удалось.
Мотив убийства всколыхнул страну. Раньше за этой религиозной организацией водились сомнительные делишки, которые время от времени вытаскивала на свет серьезная пресса. А тут расследования пошли валом, и выяснилась очень неприглядная картина. Более половины депутатов от правящей Либерально-демократической партии прибегали к услугам Церкви объединения в период избирательных кампаний. Последняя обеспечивала волонтеров, агитационные кампании и голоса избирателей. Взамен политики участвовали в публичных мероприятиях Церкви, выступали в ее СМИ, что играло на повышение репутации и авторитета этой организации. А это в свою очередь становилось важным элементом как политической, так и коммерческой деятельности Церкви объединения, причем на международной уровне.
А организация эта примечательная.
Церковь объединения (Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства) основана в 1954 году корейцем Сан Мюнг Муном в Сеуле. Призвание к миссии религиозного лидера он почувствовал в возрасте 16 лет, когда пережил «явление ему сначала Иисуса Христа, а затем Будды, Лаоцзы, Конфуция и Мухаммеда». Мун, отрицает второе пришествие Иисуса Христа, а мессией объявил самого себя. Свои религиозные взгляды, во многом базирующиеся на Библии и полученных откровениях, он изложил в Книге «Божественный принцип».
Исследователи причисляют Церковь к так называемым новым религиям. Впрочем, традиционные христианские конфессии объявили учение ересью. А в ряде стран Европы Церковь признают деструктивной сектой. В России она запрещена.
В то же время в США обнародованы сведения о том, что к созданию этой религиозной организации приложило руку и южнокорейское ЦРУ, организация явно братская для ЦРУ США. Видимо, спецслужбы привлекла та часть учения, в которой преподобный Мун ратовал за искоренение коммунизма как сатанинского начала в мире. Тема эта для периода холодной войны на Западе была весьма востребована. Кроме того, деятельность харизматического религиозного лидера и его организации могла оказаться полезной для продвижения интересов Южной Кореи за рубежом.
Так и произошло.
Коль скоро Церковь объединения провозгласила объединение всех людей перед лицом единого Бога независимо от их расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, то и размах должен быть соответствующим. Ею создано около 300 общественных организаций более чем в 150 странах, объединяющих не менее 5 млн. последователей. Экономически секту подпирают принадлежащие ей компании в пищевой промышленности, рыболовстве, производстве компьютеров, медицинской техники, гостиницы, СМИ и многое другое.
По злой иронии судьбы в Японии ход Церкви объединения на рубеже 60-х годов дал тогдашний премьер-министр Японии Нобусукэ Киси – дед погибшего Синдзо Абэ. Киси намеревался использовать антикоммунистический потенциал Церкви как противовес весьма сильному тогда движению социалистов и коммунистов. Разумеется, такой подход конвертировался в политические услуги Церкви.
Она же, в свою очередь, начала в Японии свою проповедь, которая вылилась в весьма специфические формы коммерции.
Пользуясь характерными для деструктивных сект приемами психотехники, ее активисты принуждали поклонников учения Муна к приобретению за бешеные деньги магических предметов – кувшинов, четок, личных печатей, минипагод, а более всего приветствовалось солидное денежное подношение Церкви. Все это позволяло, как уверяют сторонники Муна, очистить карму, снять грехи, успокоить предков, словом, избавиться от всех несчастий.
Периодически на этой почве возникали скандалы, судебные разбирательства и разоблачительные публикации, однако, так или иначе все удавалось решить или замять без существенных последствий.
Однако убийца Абэ, мать которого отдала все немалое состояние семьи Церкви объединения, своим злодейским поступком все же побудил японское общество, политиков, правоохранителей и СМИ обратить внимание на все грехи адептов учения Муна.
Осторожный Кисида не педалировал расследование деятельности секты, понимая, видимо, что могут всплыть самые неприглядные аспекты деятельности Церкви и ее связей с политиками. Однако общественное мнение было неумолимо, и в конце октября должно начаться официальное расследование, что случается в Японии в отношении религиозных общин крайне редко. Последним таким делом стало расследование деятельности секты «Аум синрикё», отравившей зарином в токийском метро в 1995 году более 2000 человек.
Между в СМИ тем уже всплыла информация, что Церковь объединения предлагала многим японским политикам подписывать меморандумы о сотрудничестве, и якобы кое-кто согласился. Это может стать серьезным доказательством, что сектанты-мошенники, в отличие от простых избирателей имели возможность влиять на политическую повестку правящей партии.
Вот только этого Кисиде сейчас и не хватало!
Перед премьером стоит трудная задача на фоне экономических неурядиц попытаться смягчить скандал, подрывающий репутацию его партии. Но оппозиция жаждет разборок. Общественность – наказания алчных сектантов и очищения политической сферы от коррумпированных политиков.
Ему уже пришлось один раз почистить кадры кабинета министров от тех, кого уличили в связях с сектой. А в понедельник 24 октября по тем же мотивам ушел в отставку один из ключевых членов кабинета министр экономики Японии Дайсиро Ямагива. Это сильный удар по Кисиде, но удовлетвориться ли одной отставкой общественность. Между тем, Либерально-демократической партии необходимо сохранить свои позиции в парламенте во имя стратегических целей. Ради этого можно пожертвовать и нынешним премьером. Скамейка запасных у партии длииииинная….