© Сергей Мальгавко/ ТАСС
Марина Харькова, журналист, Донецк
Несмотря на обстрелы и продолжающиеся военные действия на новых российских территориях – ЛДНР, в республиках продолжается и набирает ход процесс восстановления.
Глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин считает, что на восстановлении новых регионах нужно активно работать по меньшей мере два года, но это «очень условный срок», поскольку продолжаются боевые действия и ежедневно фиксируются новые разрушения. «Я представить себе не могу, сколько там всего нужно будет восстанавливать и строить с нуля. Но мы уже показали, что работать умеем: те, кто был, например, в Мариуполе в июне прошлого года и совсем недавно, говорят, что это совершенно разные города», — подчеркнул министр. При этом в Донецкой и Луганской республиках разрушенные города восстанавливают в опережающем темпе. «Задачи, которые мы ставили перед собой, когда заходили в Мариуполь, Волноваху и Северодонецкую агломерацию, перевыполнены благодаря строителям и местной власти», - подытожил Ирек Файзуллин. Его слова подтверждены фактами.
В 2023 году только Московская область в Мариуполе планирует восстановить 528 социальных объектов - больниц, поликлиник, школ, детских садов, а в планах ремонта значатся многоквартирные дома, дороги и объекты коммунальной инфраструктуры. При этом городу помогают в усиленном режиме и другие российские регионы. А в ЛНР строители до 2025 года в Северодонецкой агломерации восстановят более 1,6 тыс. домов. Продолжается и программа шефской помощи разных российских регионов для всех городов и сел ЛДНР. Например, Югра проведет в Макеевке масштабный ремонт системы канализации. В городе будет заменено 2 аварийных участка канализационной сети протяженностью 1875 и 4200 метров. В Старобешевском районе при помощи специалистов из Бурятии идет капитальный ремонт водовода «Кипучая Криница - Старобешево», что позволит отчасти решить проблему с водой в этом районе. Также в течение месяца в Старобешево состоится открытие завода по производству питьевой воды, в которой остро нуждаются жители всей ДНР. Уже установлена современная система очистки, прошли пуско-наладочные работы. Этим занимается российский инвестор.
Вообще «водная проблема» рассматривается комплексно. И не случайно ДНР подключится к программам оздоровления Дона для опреснения Азовского моря. Расчистка мелких и средних рек, которые питают Азовское море пресной водой, положительно скажется и на экологии, и на увеличении промысловых запасов морской рыбы в Азовском море. О масштабном проекте сообщил председатель государственного комитета водного и рыбного хозяйства ДНР Андрей Судьин: «Основная проблема снижения объемов промысла в Азовском море - это его засолонение. Это комплексная проблема, к решению которой подходят сейчас, в принципе, все. Есть утвержденная российская программа, которая будет способствовать оздоровлению рек Дон и Кубань. Наша главная речная артерия - Северский Донец - является притоком реки Дон, поэтому мы сейчас вольемся в реализацию этих мероприятий как полноценные участники».
Чтобы улучшить логистику в новых регионах России и качество дорог, решено сформировать сеть федеральных трасс. В этом году статус федеральных получат более 1000 километров автодорог в новых регионах РФ. В частности, в ДНР получат статус федеральных 300 километров автодорог.
Перед посевным сезоном Россия завела свою сельскохозяйственную технику на поля ДНР и ЛНР. В целом, общая площадь сельхозземель за счёт освобождённых территорий увеличилась на 1 млн га. В ДНР интерес российских инвесторов связан с хлебным, кондитерским и мясном производствам. А в ЛНР выделено около 800 млн руб. на форвардные закупки (контрактование будущего урожая в период посевной или до ее начала) будущего урожая у аграриев в освобожденных регионах. Три крупнейших маслоэкстракционных завода ЛНР (Меловской завод растительных масел, заводы в Троицке и в Сватовском районе) готовы возобновить работу к концу года.
Но ключевым моментом программы восстановления остается запуск промышленных предприятий. Только их работа вернет жизнь Донбассу. И усилия предпринимаются серьезные. Замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных рассказал, что сейчас ведется инвентаризация всех поврежденных предприятий в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Уже известно, что ущерб промышленным предприятиям ДНР в результате обстрелов оценивается более чем в 4 миллиарда рублей. Но потенциал сохранился и его необходимо увеличивать.
В 2022 году объём промышленного производства ДНР составил 119 млрд рублей (в 2021 году — 81 млрд). По данным министерства промышленности и торговли ДНР, загрузка предприятий увеличилась с 42% в 2021 до 51% в 2022 году. Основная доля по объёмам производства принадлежит горно-металлургическому комплексу. Второе место занимает машиностроительная отрасль, затем идут химическая и бумажная промышленности. На семи месторождениях, которые находятся на освобожденных территориях ДНР, возобновлена добыча полезных ископаемых, таких как песок, гранит, граносиениты и каолин. В посёлке Донское вновь запущен химико-металлургический завод - первый на освобожденной территории.
Восемь новых очистных забоев начнут работу на государственных шахтах в ДНР в 2023 году. Новые забои будут подготовлены на шахтах Тореза, Снежного и Кировского. Власти ДНР планируют передать ряд шахт в аренду инвесторам с долгосрочной перспективой: уже имеется более 10 предложений от разных компаний из других российских регионов. Всего в ДНР насчитывается 14 государственных и 60 частных шахт, а также 133 малых угледобывающих предприятия - артели. Объем инвестиций в угольную промышленность ДНР на ближайшие три года должен составить 10-12 млрд рублей. Около 7 млрд из этой суммы поступит от частных инвесторов. Среди тех, кто подтвердил заинтересованность в поставках из ДНР продукции машиностроения, угледобычи и черной металлургии, был соседний регион – Ростовская область. Особый интерес представляет горно-шахтное оборудование производства ДНР, которое уже применяется на угледобывающих предприятиях ростовского края.
До конца 2023 года в ДНР должны восстановить 18 крупных и средних промышленных предприятий. Российские инвесторы заинтересованы в создании новых заводов. Например, уже поступило предложение по металлопрофилю и профлисту, кровельным материалам, малым архитектурным формам. Отдельно Россия планирует в 2023 году восстановить уникальный завод «Ингаз», который производит инертные газы и особенно ценный неон. Предприятие является одним из ведущих производителей и поставщиков инертных газов высокой чистоты, поверочных и технических газовых смесей. Завод находится в Мариуполе, инвестор уже определен, в течение этого года предприятие будет запущено. Еще одна позитивная новость связана с восстановлением производственных мощностей Азовского судоремонтного завода. На его базе должен быть создан современный технологический комплекс по ремонту торговых, военных и вспомогательных судов. Судоремонтный завод сильно пострадал от действий украинских боевиков и требует капитального восстановления и технического перевооружения.
Скоро будет принята программа развития промышленности и инноваций, на которую выделятся десятки миллиардов рублей. Фонд развития промышленности ДНР станет самым большим по капитализации в России. Республиканские предприятия с одобренными заявками начнут получать финансирование в виде грантов и займов во втором квартале 2023 года. Еще одно новшество – это создание промышленных кластеров донецких предприятий с предприятиями из российских регионов. Это позволит компаниям из ДНР получать субсидии и льготы.
Первым стал стекольный кластер. В новых регионах требуется большой объём стекольной продукции. Объединение донецких и башкирских предприятий, выпускающих стекольную продукцию, стало первым межрегиональным промышленным кластером ДНР. По сути, компании из Донецка входят в уже действующий кластер, в котором сейчас участвуют 13 башкирских предприятий, в том числе Башкирская содовая компания, Башкирская стекольная компания, компания «Грайн» и другие. Участники кластера получат субсидии на приобретение пилотных партий промышленной продукции. Покупателю будет доступно возмещение затрат на покупку таких партий до 150 млн рублей и до 50% от их общей стоимости. Кредиты по льготной ставке на реализацию инвестпроектов предоставляются по процентной ставке 5,25%. Сейчас компании активно участвуют в восстановлении Мариуполя, Волновахи, Донецка, поставляется продукция и к соседям в ЛНР. Помимо льгот, главным плюсом вхождения в кластер становится работа без посредников, напрямую, и перспектива увеличения мощности производства.
Ожидается создание текстильного кластера. В башкирский кластер, занимающийся пошивом одежды, должны войти донбасские компании «Трансстрой» и «ЗД-Техно». Они будут работать в партнёрстве с ПО «Аркада» из Ишимбайского района Башкортостана и ПКФ «Уралпром-Маркет» из Уфы. Донецкие предприятия будут производить комплекты спецодежды.
В Кемеровский машиностроительный кластер должны войти порядка 10 компаний из ДНР, Кемеровской и Томской областей, специализирующихся на машиностроении для горнорудной отрасли. Участниками кластера по производству кабеля в ДНР станут компании «Донпромкабель» и Макеевский кабельный завод, а в Уфе - НПА «Технопарк авиационных технологий» и НПП «Уралавиаспецтехнология». Взаимодействие имеет особую важность, поэтому находится на контроле у главы Башкортостана. Также активная работа по созданию электротехнического кластера у ДНР налаживается с Чувашией. В ближайшее время в Донецк для обсуждения и подготовки старта других новых проектов приедут делегации Чеченской республики, Нижегородской области, Башкортостана. ДНР необходимы индустриальные парки, чьими резидентами станут предприятия по производству стройматериалов: кирпича, сантехники, кровли, утеплителей.
Аналогичные процессы происходят и на промпредприятиях ЛНР, которым есть что предложить России. На днях глава российского Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что Луганский авиаремонтный завод должен возобновить работу и за 1,5 года выйти на показатели, которые были до 2014 года. По его словам, компания «Ростех» в сжатые сроки решит вопросы завода, связанные с задолженностями по зарплатам и оборудованием. До 2014 года ЛАРЗ входил в список предприятий, имеющих решающее стратегическое значение для экономики Украины. Он специализируется на ремонте самолетных и вертолетных двигателей, агрегатов и главных вертолетных редукторов. Луганский авиационный ремонтный завод совместно с корпорацией «Ростех» в течение трех месяцев намерен возобновить ремонт вертолетных двигателей.
Также федеральной поддержкой воспользуется Луганский завод трубопроводной арматуры «Маршал». Он получит компенсацию затрат на создание новой инфраструктуры, что позволит нарастить производство. «Маршал» – одно из крупнейших предприятий ЛНР, выпускает шаровые краны для нефтяной и газодобывающей промышленности и химических предприятий. Продукция предприятия успешно конкурирует с импортными аналогами в различных сегментах рынка. Одним из постоянных заказчиков завода является «Газпром». В перспективе завод намерен развивать экспортное направление в Казахстан, Беларусь, Узбекистан.
Концерн «Уралвагонзавод» помогает восстановить экономический потенциал Стахановскому вагоностроительному заводу, адаптировать конструкторскую и техническую документацию и сертификацию к требованиям российских регуляторов. Группа специалистов концерна «Уралвагонзавод» уже приступила к работе.
Восстановление промышленности Донбасса является взаимовыгодным процессом. Это не только создание новых рабочих мест, возрождение производств и рост уровня жизни, но и мощный импульс российской экономике. Работа производственных цепочек по всей стране загружает предприятия и в конечном счете стимулирует и ускоряет экономический рост.