Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Приготовьтесь, а то голова закружится. Сейчас перечислим одни только названия полудюжины различных межгосударственных структур, понасозданных в регионе Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) за годы счастливой жизни в рамках самого демократического Евросоюза.
«Вышеградская четверка», «Люблинский треугольник», «Альянс Балто-Черноморских наций», ГУАМ, «Содружество демократического выбора» («Сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона»), «Центральноевропейская инициатива». Со счета не сбились-то?
А коли не сбились со счета, вот Вам – списочек участников этих собраний – вся ЦВЕ до копеечки, плюс сочувствующие от освобожденных народов Востока: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Украина, Литва, Грузия, Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Молдавия, Азербайджан, Словения, Северная Македония, Румыния, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Черногория, Сербия и примкнувшая к ним через «Центральноевропейскую инициативу» Италия. Остальных ветеранов Старого Света с Западной Европы младоевропейцы в свои ряды не запускают – у них собственная гордость и собственная тусовка.
При этом (sic!) в каждой из названных конфигураций присутствует – угадайте с трех раз – кто? Да-да – Украина! Как в старой школьной шуточке: «Драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота. Выбирай себе, дружок, ещё какой-нибудь кружок»… Наш пострел везде поспел. Но толку-то?..
Казалось бы, что может быть лучше единых рядов евросчастливцев, раскинувшихся вдоль и поперек полуострова Евразия под именем Европа под эгидой святого Евросоюза – там тепло, светло да ещё дяди из Брюсселя кормят младоевропейцев дотациями из общего бюджета? Расслабились бы и получали удовольствие, ан нет – у них свербит, и одного ЕС гордым участникам ЦВЕ-региона мало для реализации своих местечковых амбиций.
Тем не менее мы можем задать закономерный вопрос: «И что же это им, болезным, в Евросоюзе не сидится ровно, ежели лепят для себя одну за другой бессмысленные конторы?» Да, «бессмысленные». А почему? А Вы слышали про какую-нибудь, как говорят англичане, «activity» этих объединений? А Вы читали про какие-либо маломальские достижения этих многочисленных, но неэффективных в корне своем групп? «Не слышны в саду даже шорохи…» Это про них! И вокруг такого «activity» только кладбищенская тишина звенит.
Да, выхлопа от этих многочисленных конструкций не чувствуется – даже запаха нет, хотя уж десятилетия миновали с дат их создания… А они по сию пору всё что-то «согласовывают ради дальнейшего согласования». Бред, скажите? Игры бюрократов? Нет – это хлебные площадки для встреч особо одаренных политиков стран ЦВЕ в процессе путешествий между местными столицами. Это такая эрзац внешняя политика для подмены реального процесса международных отношений. Или, другими словами, это сознательное развлечение европейских лимитрофов, которые хотят казаться более важными, чем на самом деле являются. Ведь от них практически ничего не зависит в настоящей Большой Политике – как в НАТО скажут, так и будут танцевать…
У них так повелось, что, несмотря на желание казаться «независимыми», каждая их этих стран ЦВЕ имеет «крышу» – покровителя с Запада, на которого и ориентируется: Польша – на США и Британию, Чехия – на Германию, Словакия – на Австрию и Венгрию, а те обе вместе – на Ватикан, Румыния – на США, Хорватия – на Германию, и все в ЦВЕ – на НАТО во главе с США.
Вот так любая гордая республика ЦВЕ жить без посторонней поддержки не может. Что удивительно, так это то, что среди них трудно найти хоть кого-то, для кого Франция – это «свет в окошке». От парижских услуг «по крышеванию» отказалась даже Варшава, а уж как кланялась, как кланялась Парижу прежде! Как, устроившись «под Наполеоном» пошла шляхта на Россию войной в 1812 году. Всё в прошлом. Теперь французов даже из Африки гонят взашей – какая уж тут из Франции «крыша» для младоевропейцев…
А почему они так выстроились? А потому что, как уже приходилось писать, на этом полуострове Евразии сложились весьма своеобразные «высокие» отношения. Англосаксы веками считают себя выше тех, кто живет на Востоке. Заметим в этой связи, что, например, на русском языке арабский мир обобщенно назван Ближний Восток. У французов, кстати, так же, как у нас – Ближний Восток, Proche Orient. Но по-английски этот регион именует Middle East, то бишь, Средний Восток. И в чем причина такого разнобоя? А она в том, что ближний, ближайший Восток для англичан – Вы будете смеяться – это континентальная Европа! Потому у них арабский Восток и именуется «middle». А для островитян, повторим, все, кто живут к Востоку от Лондона – это «унтерменши». Так к континентальным европейцам и относятся в заносчивом Лондоне. А активисты ЦВЕ в ответ стоят коленопреклоненно перед сахибами с берегов Темзы.
А потом – по наклонной с Запада на Восток: западноевропейцы полагают себя выше народов центрально-европейских стран. Те, в свою очередь, свысока смотрят на Восточную Европу. Ну, а восточно-европейцы уже через губу говорят о белорусах, украинцах и русских. Эта давняя цепочка извращенного ментально-географического «превосходства» по-британски привела к тому, что в Европе у всех, кроме самих англичан, происходит раздвоение сознания: «То, что к Западу, это – высшее», а «То, что к Востоку, это – низшее». Французы с немцами периодически надували щеки и отвергали такой порядок, вот их англосаксы и загнали под шконку, чтоб не слишком умничали. Другими словами: холоп западного господина сам мечтает стать господином для холопа с востока. Так и в европах живут…
Но, чтобы повысить собственную важность в собственных же глазах, лидеры ЦВЕ сбились в кучу и научреждали многочисленные конторы, которые в нынешних условиях неизвестно – то ли живы, то ли нет. Иногда лишь «Вышеградская четверка» вспомнит о необходимости проПиАрится, и подает какие-никакие признаки жизни, а по итогам её мероприятий польские СМИ дружно публикуют у себя репортажи о спорадических саммитах. Но там не найти репортажей о невероятных (либо просто о каких-либо) достижениях. А, вот, относительно «activity» остальных контор ни слуха, ни духа: «Только письменные столы вдоль стен офисов стоят, и… тишина».
Показательно, как эту ЦВЕ-солидарность описывают сейчас местные СМИ. Вот только пару примеров. Свобода слова развернулась к ЦВЕ-прожектёрам не тем местом, которое им бы понравилось, и честно пишет чех Ладислав Ветвичка (Ladislav Větvička): «Только сумасшедший может хвалиться тем, что мы будем реконструировать Украину. А наш премьер-министр Петр Фиала еще и утверждает, что мы займемся восстановлением школ и подобных объектов. Тебе не сказали, что ты уничтожил репутацию Чешской Республики на огромных пространствах от Днепра и дальше на восток?.. Уже даже глупые поляки поняли, что опростоволосились. Они поняли, что те миллиарды, которые они влили в украинский режим, не вернутся никогда. И если кто и будет грабить территорию, которая останется от Украины, то это будут не поляки и уж тем более не чехи, а американцы, которые навешали на Украину долгов на сто лет вперед». Хороша же региональная политика Праги, когда удостаивается таких «комплиментов».
На польском сайте «Myśl Polska» опубликовали следующий текст: «Элиты Третьей Речи Посполитой сделали польское государство и чуть ли не всех нас "полезными идиотами" Украины. Причем не только усилиями нынешнего польского правительства… Проблема заключается в том, что элиты Третьей Речи Посполитой совершено не ориентируются на национальные интересы. Они годами жили мечтой о "Междуморье", о "Речи Посполитой многих народов", где эти интересы якобы должны были слиться в одно целое. Однако их мечты – лишь утопия. Зря ПиС (партия до нынешних выборов 15 октября правящая) думала, что ценой безоглядной и неизбирательной поддержки Украины она получит вожделенное “Междуморье”. На самом деле она получит пронемецкую и антипольскую Миттельевропу». Вот он – результат бесконечного создания бессмысленных структур ЦВЕ: будет здесь, по уверению самих поляков, «пронемецкая и антипольская Миттельевропа» для всех «унтермершей». Они приехали…
И ещё. Польский ресурс «Dziennik Polityczny» откровенно стебается над региональной политикой своей страны: «Над Польшей все уже смеются. За спиной наших политиков все чаще звучит фраза: "Если Польша решится восстановить Речь Посполитую, будем ждать следующего раздела"». Это к вопросу о «тесном сотрудничестве» региональных начальников в ЦВЕ.
А коли вокруг кинуть взор, то картина становится всё более недухоподъемной для активистов ЦВЕ. Участники структур ЦВЕ из Прибалтики уже перестали проявлять к ним какое-либо внимание. Денег там нет – нет и интереса. Проще для Литвы, Латвии и Эстонии отдаться атлантистам, чем заниматься пустыми разговорами с соседями – такими же нищебродами, как они сами. Вон, скоро англичане разместят на прибалтийских берегах своих солдатиков – аж 4 тысячи – и будут за это кое-что платить. Всё польза какая-то для местной знати...
Или Румыния, чья внешняя политика, несмотря на географическое положение в ЦВЕ, нацелена более на тех же атлантистов. Пресса прямо пишет, что Румыния видит себя «бастионом евроатлантического мира». Президент страны Клаус Йоханнис считается человеком Брюсселя, и страна исполняет все директивы ЕС, не проявляя ненужной Бухаресту активности в своем субрегионе. Тише едешь – дальше будешь от ненужных проблем, порождаемых соседями-младоевропейцами с геополитическими замашками не по чину.
И всё это у них так получилось, всё это вылезло на поверхность по той простой причине, что создание упомянутых выше мертворожденных структур в ЦВЕ было самоцелью дабы, повторимся – поднять в глазах местечковых элит собственную важность и нужность для «общеевропейского дела». При этом – что самое, возможно, важное в данной теме – вся эта команда младоевропейцев с Востока является самыми бедными родственниками в Евросоюзе, сидящими на дотациях из общего бюджета ЕС. И сейчас эта лафа заканчивается. Пресса ЕС написала, что весь утвержденный до 2027 года резерв бюджета Евросоюза потрачен! И где брать дополнительные средства, на которые жить ещё столько лет, никто пока не знает.
Что имеем в сухом остатке? В сухом остатке имеем политическую импотенцию ЦВЕ, о чем иносказательно писал дедушка Крылов: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь…» Ну, не могут мелкие фигуранты ЦВЕ сложить собственный оркестр, как это сделали старшие имперские товарищи в 1815 году на Венском конгрессе, создав «Концерт Великих Держав». География – это судьба, и, если страны ЦВЕ находятся зажатыми между огромной Россией и многоопытными в колониальных делах государствами Западной Европы, то быть им всегда – то по одну, то по другую сторону вечного соперничества Европейского полуострова с Русской Цивилизацией.
Место для ЦВЕ – «между молотом и наковальней». И место это очень неуютное. А потому и насоздавали они всякие структуры, чтобы хоть чуть-чуть потешить своё Эго и показаться более важными, чем есть на самом деле. Ну, нету у них потенциала, чтобы из своих хотелок создать нечто фундаментальное. Зато гонора – выше крыши…