© Артем Иванов/ ТАСС
Владимир Блинков, экономический обозреватель
Заметным событием октября стал форум «Один пояс – один путь» (ОПОП), которой состоялся в Пекине 17-18 октября и был приурочен к десятилетию этого масштабного проекта. Он собрал внушительное число стран «не Запада» - присутствовали делегации более 130 стран и представители 30 международных организаций. Хотя инициатива «Один пояс – один путь» изначально была призвана соединить Китай с Западной Европой, высокопоставленные представители ЕС, за исключением Венгрии, отсутствовали на форуме. По мнению аналитиков, скептицизм Запада в отношении форума связан с его нежеланием содействовать росту глобального влияния Китая.
Каковы же результаты десятилетнего развития ОПОП? На практике реализация инициативы включает в себя два стратегических направления - «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». «Экономический пояс Шёлкового пути» нацелен на установление 6 сухопутных коридоров (сети высокоскоростных железнодорожных и автомагистралей, нефтепроводов и газопроводов), которые соединят внутренние районы Китая с Центральной Азией и Европой. В рамках «Морского Шелкового пути XXI века» развиваются 3 «голубых экономических коридора», объединенных через систему морских портов от Южно-Китайского моря до Африки. Они должны создать торговый путь «Китай - Индийский океан – Африка – Средиземное море» и соединить Африку с новыми морскими коридорами в Пакистане, Бангладеш, Шри-Ланке и Мьянме.
Оценивая итоги усилий Китая в этих направлениях, издание Bloomberg в статье, опубликованной накануне открытия форума - 16 октября, назвало инициативу мертвым проектом стоимостью в 1 трлн долл. Как считают специалисты издания, Пекин сталкивается с вопросами о будущем проекта. А оно, по их мнению, выглядит неопределенным. Обосновывая свой вывод, они отметили, что, по оценкам шанхайского аналитического центра Green Finance & Development Center, в последние годы импульс в реализации инициативы замедлился. Общая активность Китая в странах ОПОП снизилась примерно на 40% по сравнению с пиком в 2018 г. Кроме того, Пекин столкнулся с обвинениями в том, что он является безответственным кредитором, доводящим страны до дефолта. У Пекина меньше капитала для кредитования, а давление от стран, требующих вернуть непогашенные деньги, которые он предоставил взаймы, растет. Италия, ее единственный член из «большой семерки», собирается выйти из инициативы к концу года.
Но, справедлива ли такая оценка? По данным Госуправления финансового регулирования КНР, за 10 лет финансовые структуры Китая выделили на кредитование проектов в рамках ОПОП около 690 млрд долл. Остальные средства выделили частные структуры, так что значительная часть займов - коммерческие, а не правительственные. Это опровергает популярные на Западе утверждения о том, что власти Китая пытаются заманить в долговую ловушку суверенных партнеров по ОПОП.
В рамках 3 тыс. совместных проектов было создано около 420 тыс. рабочих мест, что позволило вывести из бедности почти 40 млн человек.
Но наряду с успехами в реализации инициативы выявились и серьезные минусы – поток дешевых китайских товаров препятствует развитию местной промышленности, которая не выдерживает конкуренции. Кроме того, оказалось, что значительная часть стран-партнеров не в состоянии возвратить взятые у китайских банков займы, что ввергает их в растущую долговую зависимость от КНР. Так, долги более 40 стран с низкими и средними доходами перед Китаем в настоящее время составляют более 10% их ВВП, причем реальный объем задолженностей в ряде стран может быть гораздо выше официальной статистики (Эфиопия, Шри-Ланка, Пакистан и др.). По оценкам специалистов КНР, общая сумма «скрытых долгов» у государств с низкими и средними доходами составляет 385 млрд долл.
Многие проекты оказались убыточными как для инвесторов, так и для местных властей, в результате чего их зачастую невыгодно даже забирать в уплату долга. И Китай был вынужден списать или реструктурировать за последние три года почти 100 млрд долл. долговых обязательств странам со слабыми экономиками.
Так что для КНР реализация ОПОП оказалась непростой и затратной задачей. На форуме было отмечено, что эти проблемы в полной мере осознаются участниками и партнерами инициативы.
С учетом выявившихся проблем на форуме были намечены шаги по ее дальнейшему развитию. Среди восьми таких шагов, объявленных председателем КНР Си Цзиньпином, упор сделан на цифровую экономику («цифровой Шелковый путь»), технологические инновации, «зеленое» развитие и проекты по улучшению условий жизни населения. Таким образом, приоритеты смещаются к так называемой «мягкой экономике», что должно позволить более эффективно продвигать «китайские ценности в противовес западным».
Для поддержки инициативы Китайский банк развития и Эксимбанк откроют новые линии финансирования на 350 млрд юаней (около 48,5 млрд долл.) каждый, а Фонд шелкового пути, в свою очередь, пополнится еще на 80 млрд юаней.
Планируется продолжить развитие инфраструктурной взаимосвязанности. Но было объявлено, что Китай решил отойти от трудноокупаемых транспортных/инфраструктурных проектов к так называемым «маленьким, но красивым», которые приносят пользу людям». Такой опыт уже наработан. Издание People's Daily привело в качестве примера таких проектов водоочистную станцию в Ботсване, модернизированную китайской фирмой, и технологическое партнерство с семеноводческой компанией в Коста-Рике. В целом, согласно отчету шанхайского университета Fudan, средняя инвестиционная сделка ОПОП уже снизилась на 48% с пика 2018 г. до примерно 392 млн долл. в первой половине 2023 г.
В качестве еще одного инструмента повышения эффективности проектов ОПОП Китай выделяет такие меры, как расширение каналов финансирования за счет частного капитала внутри и за пределами Китая, продвижение интернационализации юаня, более полный учет в проектах особенностей различных регионов.
Также заявлена позиция китайской стороны - работать над сопряжением ОПОП с ЕАЭС в рамках «большого евразийского партнерства».
В целом эти меры должны обеспечить рост суммарного объема внешнеторгового товарооборота КНР. По прогнозам главы китайского государства, в 2024-2028 гг. он превысит 32 трлн долл., трансграничной торговли услугами - 5 трлн долл. Улучшение «инфраструктурной взаимосвязанности» позволит уменьшить средний срок доставки контейнерных грузов из Китая в Европу с 45−60 суток до 10 дней. Последнее обеспечит повышение конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке и обеспечит устойчивость китайской экономики на следующие десятилетия.
Кроме того, согласно прогнозу Всемирного банка, транспортная инфраструктура ОПОП, если она будет полностью достроена, к 2030 г. увеличит реальные доходы населения мира на 0,7-2,9% и избавит от крайней нищеты 7,6 миллиона человек и от бедности 32 миллиона граждан.
Еще одной, уже внешнеполитической особенностью развития инициативы будет усиление линии на построение новой модели межгосударственных отношений, в основе которой принципы открытости, взаимной выгоды, общего выигрыша в противовес западной модели, основанной на принципах разделения, противостояния и изоляции.
Выступая в заключительный день Форума 18 октября председатель КНР Си Цзиньпин отметил: «Эскиз картины ОПОП уже сделан, и мы переходим к тщательному выписыванию ее деталей... инициатива наполняется как практическими проектами, так и институциональными составляющими». Так что, инициатива живет и развивается.