Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Хотя занимаюсь международной тематикой всю жизнь, это, пожалуй, первый раз, когда прогноз на предстоящий год рискую представить на суд уважаемых читателей. Взялся за этот материал по той простой причине, что самому хочется прикинуть – куда развернутся намеченные в прошлые годы тенденции развития мировой обстановки? Этакая попытка удовлетворить собственное любопытство…
Полагаю, что самым главным в начавшемся международно-политическом году будут попытки глобальных игроков сдерживать резкие изменения. «Раскачивания лодки» западниками стало настолько опасным, что все там могут свалиться с борта в дурно пахнущую субстанцию. Кроме того, в 2024 году в десятках стран мира должны пройти выборы нового руководства, и для Евросоюза и США эта смена власти могла бы стать предтечей смены курса. Но в какую сторону? Возвращение к «дружбе и сотрудничеству» с Россией, на мой взгляд, исключено. А вот корректировка внутренней политики – как в США, если вернется Трамп или его единомышленник, так и в Европе, если выборы вынесут на политический Олимп более консервативных деятелей – вполне может состояться.
При этом очевидно, что хватка финансового капитала, десятилетиями обеспечивавшего своё планетарное доминирование через глобализацию, ослабла, и ему необходимо хотя бы сохранить часть своих позиций. Поэтому на предстоящих выборах финансисты будут с утроенной силой пропихивать во власть свою агентуру. Им не нужны потрясения. Им нужна, пусть и «новая политическая волна», но та «волна», благодаря которой на Западе будет сохранено политическое содержание, зиждущееся на фундаменте интересов именно финансистов. Пусть вместо одних фамилий во главе правительств появятся другие, но дух бессмысленной и близорукой политики имени «Лиз Трасс и Анналены Бербок» должен сохраниться в интересах теневых кукловодов.
При этом финансовый капитал уже не справляется с ролью главного стимулятора мировой экономики и «хозяина» политической системы мира. Появление альтернативных финансовых инструментов, которые находятся вне контроля ФРС или лондонского Сити или, другими словами, вне зоны доллара и евро, – а это, в частности, участившиеся свопы для внешней торговли в национальных валютах и намечающееся создание финансовой системы «БРИКС+» – заставляет вековых хозяев мировых денег искать контакты с этими новыми структурами и форматами. Ушлые английские банкиры уже просочились в банковскую систему БРИКС, хотя она только-только формируется.
Да, повышенную активность проявляют бывшие «хозяева мира» англосаксы, которые в новых условиях желают сохранить за собой зоны влияния и «прокорма», оставаясь теперь лишь с собственной ограниченной ресурсной базой – в отличие от былых времен, когда они покрывали свой дефицит за счет ограбления остального мира. Однако, даже им понятно, что теория «Пределы роста», сформулированная Римским клубом ещё в начале 1960-х годов, «перетекла» из кабинетных разработок в практические рамки развития, и, как и предполагалось, уткнулись в предсказанные исторические ограничители. А значит, это требует выработки новой стратегии. Автор полагает, что нельзя недооценивать способности англосаксов к построению стратегических конструкций. Другое дело, что сейчас у них не столь крепок «тыл» (кризис ударил в эпицентр западной цивилизации), да и не те возможности, что прежде позволяли успешно проводить свою колониальную политику в любой точке мира. Значит – эти ушлые ребята придумают что-то новенькое. Тем более когда у них «подгорают пятки» и им надо спасать то, что можно спасти и удержать под контролем.
Итак, обозначив некоторые ключевые, на наш взгляд, позиции, перейдем к прогнозу. И начнем с США.
Выборы на Тайване и отсутствие победы там и у проамериканских, и у пропекинских сил показало, что разрешение американо-китайского конфликта – возможно, силового – откладывается, и вряд ли в 2024 году ситуация перейдет в военное столкновение двух супердержав. Пекин будет «тянуть резину», опираясь на «подвешенное» состояние новой власти – президент там теперь проамериканский, а парламент – хоть и не проамериканский, но почти пропекинский. Так что, война на этом театре маловероятна, а значит, она не будет оказывать влияния на процесс президентских выборов в США осенью 2024 года.
Схватка Трампа и Байдена вряд ли состоится по той причине, что один из них, а то и оба окажутся за пределами избирательных списков. И демократы, и республиканцы, при всей взаимной враждебности, скорее всего – во имя собственного спасения и спокойствия, – сделают ставку на иных кандидатов, чтобы не завести страну в состояние гражданского конфликта (ещё не войны), а потом ещё подвести США на грань распада, который грозит выходом из состава Союза некоторых штатов, как Техас, например. Такое развитие событий и обострение, как представляется, никому не нужно – там сейчас разворачивается более увлекательная борьба за контроль над сокращающимися финансовыми потоками. Пока выделяемого «на поддержку Украины», а это было более 100 миллиардов долларов, всем хватало – «около 90% средств, выделенных США на военную помощь Украине, было направлено в военно-промышленный комплекс Штатов», утверждал в декабре 2023 года госсекретарь Блинкен. И фраза из фильма «Брат-2» о том, что в Америке «всё просто так кроме денег», начинает играть откровенно политическими красками. Так что, в американском истеблишменте будут «пилить» новое бюджеты и дальше, и вряд ли пустятся в иностранные военные авантюры. Но если произойдет «нечто совершенно иное», то Америка просто вылетит из Клуба Глобальных Лидеров. А оно им надо при американском-то чувстве «мессианства», забитом в подкорку любого политика? Зато англичане с новой настойчивостью станут подталкивать США на эти рельсы.
У Британии нет альтернативы тому, чтобы включить все возможности МИ-6, Форин-оффиса и лондонского Сити ради того, чтобы сохранить хоть какой-то региональный кусочек под своим контролем ради того, чтобы остаться в Мировой Высшей Лиге. И вот здесь самое интересное – Лондон может усилить свою игру против Вашингтона, чтобы получить рычаги влияния в руководстве Соединенных Штатов. Это необходимо по двум причинам. Первая – в Англии по сию пору считают американские штаты своими колониями, и о том, чтобы получить под контроль столь богатую ресурсами землю, как в Северной Америке, можно сейчас – пока есть окно возможностей – не только мечтать, но способствовать этому в условиях, когда мир меняется стремительно, и варианты открываются головокружительные! Примером манипулирования Вашингтоном со стороны Лондона может служить втягивание американцев в военные действия против хуситов в Красном море и в палестино-израильский конфликт в Секторе Газа. Янки эти конфликты разом не нужны, но приходится реагировать, тратя уже небезграничные ресурсы на ненужные усилия. Если перефразировать знаменитую американскую поговорку «wag the dog», т.е. «хвост крутит собакой», то сейчас можно говорить о том, что в США внешняя политика начала «крутить» политикой внутренней и даже критично влиять на процесс подготовки к выборам президента страны в 2024 году. Такого трудно припомнить в истории Соединенных Штатов, чтобы международные дела столь сильно влияли на расклады в Вашингтоне. Ну, прямо, «wag the Washington» – мировые дела «крутят» Вашингтоном.
А самими мировыми делами крутит Лондон. Подрывные схемы и провоцирование конфликтов чужими руками – это у бритишей в крови, благо агентуры за столетия своего владычества, они насадили по берегам океанов и морей через местные кланы более, чем достаточно – теперь этих «спящих» и активизируют. Лондон крутит на Украине, где англичане перехватывают инициативу, а потому в США не хотят платить более за английские экзерсисы с киевским режимом, чей глава, как предполагают, завербован МИ-6, а недавний визит премьера Сунка в Киев лишь подтвердил сверхактивные усилия британцев – подписано «историческое соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности». Трудно припомнить, кто из чехарды начальников с Даунинг-стрит,10 не побывал на берегах Днепра.
Лондон крутит в Красном море, где в связи с активизацией хуситов (а бритиши уже более столетия – со времен Лоуренса Аравийского – имеют давние и прочные позиции на Аравийском полуострове и могут здесь «возбудить» кого угодно) британские страховые компании – Lloyd и другие – получают сверхприбыли за счет роста страховых взносов в связи с отправкой массы торговых судов вокруг Африки, через Мыс Доброй Надежды, но не через Суэцкий канал, который уже потерял до 40% трафика грузоперевозок. Египет оказался в финансовом минусе.
Крутят англичане и в Секторе Газа, где британская агентура ХАМАС, созданная МИ-6 полтора десятка лет назад, устроила провокацию 7 октября 2023 года против Израиля, чтобы спровоцировать большую ближневосточную войну с участием США.
Всё это требуется Англии для дальнейшего ослабления США и перехвата власти в своих бывших колониях – да, такая возможность предоставляется раз в двести лет, и бритты пошли ва-банк!!! И вот этот сюжет, на наш взгляд, станет самым интересным в 2024 году. Англичанам надо спасаться и спасть свои позиции «глобальной Британии», а вот мест, где им можно было бы «поживиться», осталось совсем мало. И самый лакомый кусок – это Америка. Запасной вариант для них – Евросоюз, но там страны скоро просто обнищают и станут нищими, как церковные мыши. Тем более, чем ЕС уже начали «доить» сами Соединенные Штаты, и для англичан вряд ли останутся даже какие-то крохи в виде увядающей Польши, деградирующих Прибалтики или стран Скандинавии, с которыми у бриттов выстроены «особые отношения». А вот взять в оборот США – это серьезная для Лондона цель. Супруга младшего сына Короля Карла III, на секундочку – американка, и эту жену принца Гарри по имени Меган Маркл уже начали двигать в Сенат от команды бывшего президента США Барака Обамы, который начал играть роль «теневого лидера» при Байдене.
На фоне этого главного сюжета 2024 года – грызни в стане англосаксов с выплеском энергии вовне – остальные события представляются вполне предсказуемыми.
Первое – переход «БРИКС+» в новое качественное состояние и возможное даже расширение его рядов на Российском саммите в Казани в октябре 2024 года. Хотя, на наш взгляд, для начала надо бы понять, как станет работать 10-ка БРИКС после приема новых членов, а потом уже думать о дальнейшем расширении. Зато вариант с формированием широкого «Общего рынка БРИКС+» на базе уже существующих механизмов и с участием претендентов, желающих присоединения, – это вполне себе рабочая схема и перспектива.
Второе – затухание украинского конфликта в связи с затуханием же помощи с Запада, и затем полная аннигиляция нынешнего киевского режима, возможно, к середине 2024 года. Потом – переходный период от войны к капитуляции в исполнении уже иных персонажей с Банковой. Слова Путина «Одесса – русский город» дают ориентир, куда двинутся события на берегу Черного моря. Вступление НАТО в войну представляется фантастическим сценарием.
Третье – вызревание компромисса между Палестиной и Израилем после ухода правительства Нетаньяху. Внутренний конфликт и нарастающие разногласия между политическими течениями в самом Израиле (надо напомнить, что там год за годом проводятся внеочередные выборы, но власть никто долго удержать не может в связи с глубоким расколом общества) настолько ослабят страну, что Тель-Авиву придется «подвинуться» и заняться не объявленным возведением «Третьего Храма» на месте Мечети Аль-Акса в Иерусалиме, а спасением как остающегося внешнеполитического влияния, так и уровня состояния блага собственных жителей, после намечающегося провала «победоносной войны» против ХАМАС в Секторе Газа. У главного союзника Израиля сейчас столько проблем, что США явно не до забот Нетаньяху.
Четвертое – судьба НАТО и Евросоюза становится весьма проблематичной. На Украине НАТО с объединенной Европой не смогут добиться победы, а потому трагическое для Брюсселя предсказание Столтенберга о том, что «победа России в конфликте на Украине будет означать поражение НАТО», обернется «сбывающимся пророчеством». А возможное появление в кресле президента США Трампа или его единомышленника, опрокинет НАТО в анналы Истории. И что такое Евросоюз без НАТО?..
Пятое – если у англичан не хватит ума завершить или поставить на паузу те военные конфликты, которые они затеяли по всему шарику – похоже, что события в Эквадоре – это также их работа против США, то, как это не парадоксально, Москва может получить от нового руководства США предложение (уже после американских выборов) о том, что надо бы дружно сбить спесь с лондонских «стратегов». Но это уже будет история из 2025 года…
Поэтому все, кроме англичан, в 2024 году будут, как представляется, проявлять выдержку, чтобы «лодка не перевернулась».