Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Сразу договоримся о терминах. Под термином «Сахельский процесс» мы подразумеваем чреду событий, случившихся за последние несколько лет в регионе под названием Сахель, который расположен в центральной Африке, южнее пустыни Сахара. В этот регион входят страны, которые прежде практически все были колониями Франции – Чад, Центральноафриканская республика (ЦАР), Нигер, Мали, Буркина-Фасо. К ним с востока и с запада примыкают Эфиопия, Судан, Эритрея, Сенегал, Гамбия. В прежние годы оттуда было очень мало информации по той простой причине, что там ничего интересного для окружающего мира не случалось. Но в настоящее время новости из стран Сахеля посыпались, как горох из банки.
То там произошли один за другим военные перевороты – в Нигере, в Мали, в Буркина-Фасо.
То несколько месяцев назад в супер-стабильном десятилетиями Сенегале вспыхнули беспорядки, как проявление внутриполитического конфликта.
То в Москву неожиданно для западников поехали руководители стран Сахеля – Чада, ЦАР, Буркина-Фасо, за ними глава МИД Гамбии…
То три страны региона решили создать объединение в интересах собственной безопасности – Нигер, Мали и Буркина-Фасо учредили «Альянс государств Сахеля» (АГС) и сходу объявили о выходе из состава Экономического сообщества стран Западной Африки (ECOWAS). Они не простили Нигерии и другим членам ECOWAS намерений ввести войска в Нигер после того, как там в прошлом году был свергнут профранцузский режим.
Николя Этойи, финансовый аналитик и профессор Международный университет Дакара, заявил в интервью «Africa Initiative»: «Выход Альянса государств Сахеля из ECOWAS – это уход без возврата. Если страны АГС решат создать собственную региональную валюту на базе качественных ресурсов, то остальные члены ECOWAS, наверняка, окажутся с несбалансированными франками CFA, что очень ослабит позицию объединения».
Да, профессор к месту вспомнил про франк CFA, судьба которого во всей этой истории очень важна для Парижа. Ведь, особо болезненным для столицы бывшей метрополии стало решение трех стран Сахеля отказаться от валюты «франк CFA», название которой сложено из первых букв словосочетания «Colonies Fançaises d’Afrique» («Французские африканские колонии»). Этот чисто колониальный (!) франк был учрежден в качестве денежной единицы в 1945 году, после окончания Второй Мировой войны. Сфера его применения охватила владения Франции в Западной и Экваториальной Африке. Пресса давно и откровенно писала о том, что в 14 государствах Африки до сих пор существует французский «колониальный налог», благодаря которому Париж получает огромные денежные суммы – эквивалент порядка 85% ВВП этих бывших колоний!
А только лидер Буркина-Фасо Ибрагим Траоре сказал, что его страна, а также Мали и Нигер готовятся отказаться от использования CFA, как за этим вызовом Парижу – «Иду на Вы!» – сразу же последовало уведомление от руководства Нигера, который первым из тройки объявил о выходе из системы CFA.
На законный вопрос – «А чем заменят CFA страны-бунтари?» – есть вполне себе определенный ответ. Имея в своих недрах огромные богатства, эти страны могут создать собственную финансовую систему, которая будет гарантирована стоимостью местных месторождений золота, нефти, урана… Заметим, что во Францию из стран Африки десятилетиями вывозилось до 70% объема необходимого метрополии сырья для её металлургии, химпрома, пищепрома. Хромовая, урановая, медная, марганцевая руды, бокситы (алюминиевое сырье), редкоземельные металлы, нефть, ртуть, графиты, тростниковый сахар и другие ресурсы шли во Францию из африканских стран по заниженным ценам. Сейчас выясняется, что уран для французских АЭС поступал из Нигера по цене 0,7 евро за кг, тогда как на мировом рынке его стоимость доходит до 200 евро за кг (!) Разница почти в 250 раз!!! Так что, теперь у «Альянса государств Сахеля» появляется перспектива учредить собственную валюту и обеспечить её собственными же природными ресурсами.
А теперь обратим внимание на самую горячую сегодня точку в этом регионе – на Сенегал. И, прежде чем сделать небольшой обзор происходящих там событий, заметим, что военные перевороты в упомянутых выше соседних странах и их стремление вынырнуть из-под постколониального «колпака» Франции, получили в Сенегале громкий отклик – позитивный в народе, и осторожный у властей.
Сенегал, где мне довелось работать в качестве советника нашего Посольства, всегда выделялся в Африке – страна была примером того, как европейская демократия прижилась на африканской земле. Столицу Сенегала – город Дакар именовали «африканским Парижем». В стране с начала 1960-х годов регулярно проходили демократические (реально – сам свидетель) выборы главы государства. В когорте президентов Сенегала были такие знаменитые на всю Африку политики, как Леопольд Сенгор, Абу Диуф, Абдулай Вад. При этом в стране существует и действует легально политическая оппозиция, которая не позволяет «дремать» властям, а пресса весьма свободолюбивая по духу. И никто на эту демократию издавна не покушался, хотя в 2021 и 2023 годах в Сенегале наблюдались вспышки протестной активности, напоминавшие «оранжевые протесты», на которые мир насмотрелся в период так называемой «арабской весны».
В последние годы Сенегал возглавляет президент Маки Салл, который и пошел было сейчас на перенос выборов главы государства, но натолкнулся на жесткую оппозицию судебной власти страны – Конституционный совет признал перенос президентских выборов «незаконным». И ситуация, что называется, «подвисла»… Налицо – политический кризис в очередной стране района Сахеля.
Да, хотя по Конституции президентские выборы должны были пройти на днях – в конце февраля с.г., они по предложению самого президента и по решению Парламента были перенесены на 15 декабря. Интересно то, что сам Маки Салл в любом случае участвовать в них не может – президент служит два срока, которые сейчас и завершаются. Так почему он пытался отодвинуть дату голосования? Судя по всему, у Маки Салла нет надежного союзника среди местных политиков, а противников немало, и куда они могут развернуть страну – неизвестно. Вот она оборотная сторона демократии...
После объявления о переносе выборов на улицах городов Сенегала начались столкновения манифестантов с силами безопасности. Появились жертвы – убиты несколько подростков. В Парламенте оппозиция возбудилась до драки.
Сейчас, после решения Конституционного суда о незаконности решения отодвинуть выборы на декабрь с.г., остается только наблюдать за развитием событий. Одно можно сказать – следующим главой государства может стать кто угодно из десятка с лишним претендентов, и призрак гражданского конфликта встает над стабильным некогда Сенегалом во весь рост. Вот Вам и ещё одна сторона «Сахельского процесса».
В Мали, в Буркина-Фасо и в Нигере военные взяли власть и гарантировали порядок. В Сенегале армия имеет глубокие демократические традиции, и про военный переворот говорить пока не приходится…
Вот так, в прежде неторопливой и немного сонной жизни стран африканского Сахеля проявились в эти годы новые силы, которые взбаламутили и местный политикум, и массы народа. Такое впечатление, что страны региона переживают сейчас второй этап деколонизации. Первый состоялся здесь в 1960-х годах, но не был доведен до логического завершения с обретением полной экономической и финансовой независимости от Франции. А ныне – эта Независимость становится реальностью.
Только всем революционерам Сахеля надо хорошо запомнить, что «Независимость очень дорого стоит». Но, она того стоит!