Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Просвещенная европейская общественность со всё большим удивлением наблюдает бешенную военно-политическую активность президента Макрона, который, похоже, просто отвернулся от своих внутренних проблем, зато сосредоточился на делах внешних. Попробуем дать своё объяснение этому подергунчику, устроенному Эммануэлем – ведь он чего-то добивается? Но, чего? И, как представляется, намерения у него могут быть вполне себе веские.
Для начала напомним некоторую фактуру, демонстрирующую то, как нарастает активность Макрона в европейских делах. Вот важные события и заявления конца февраля – начала марта 2024 года:
- Резонансное заявление французского президента о том, что «страны Запада могут отправить на Украину сухопутные войска, чтобы не дать России победить», прозвучало по итогам наспех созванной конференции по вопросу поддержки Украины в конце февраля в Елисейском дворце, с участием высокопоставленных представителей 20 стран-членов Евросоюза и НАТО.
- По словам Макрона, необходимо, чтобы «западные страны сделали всё для поражения России на поле боя».
- Макрон сообщил: «Мы решили создать коалицию из 12 стран, которые будут поставлять Украине современное вооружение, включая ракеты и бомбы, чтобы она могла защищать свою независимость и демократию».
- Во время специально организованного интервью по французскому ТВ 14 марта Макрон выдал несколько громких фраз: «Война на Украине «угрожает существованию нашей Европы и Франции... Если Россия победит, жизнь французов изменится. У нас больше не будет безопасности... Вы думаете, что поляки, литовцы, эстонцы, румыны, болгары смогут хоть на секунду остаться в мире в случае победы России на Украине?.. Если Россия выиграет эту войну, доверие к Европе будет сведено к нулю... Сегодня нет единого мнения о вводе сухопутных войск в официальном, предполагаемом и одобренном порядке. Но в динамическом плане ничего исключать нельзя… Мы готовы делать столько, сколько необходимо, чтобы Россия не смогла выиграть эту войну!»
…Пожалуй, ни один западный политик не выдавал за столь сжатый период времени столько воинственных заявлений. Но, во Франции в первую голову, да в Европе, мало кто поддержал милитаристский порыв Макрона. Впрочем, это его не сильно озадачило. Почему – про то чуть ниже, а пока вот какая зафиксирована реакция:
- В самой Франции слова президента вызвали жестокую критику как слева, так и справа, а европейские партнеры в большинстве своем поспешили откреститься от «опасных игр Макрона». В европах только Польша и «балтийские тигры» заявили о своей солидарности с Парижем и готовности воевать с Москвой. И где эта коалиция 12 стран, о которой сказал Макрон?
- Лидеры Германии и Великобритании хоть и мечтают о «стратегическом поражении России», сами в драку лезть опасаются. В ответ на заявления Макрона они отметили, что в планах их правительств вопросы отправки военнослужащих на Украину не стоят. Британец Кэмерон из Форин-офиса заметил, что Лондон, мол, готов тесно сотрудничать с Берлином по любым вопросам, чтобы помочь Киеву, а сама Британия «готова рассматривать любые варианты сотрудничества для достижения максимальной эффективности». Получается, что Британский Лев более предусмотрителен, чем Галльский петух? Интересные у них в евро-зоопарке взаимоотношения…
Вот такой мини-обзор произошедших событий и сказанных Макроном слов. А теперь позволим себе всё это как-то проанализировать с точки зрения того, зачем ему понадобилось устраивать подобный балаган с громкими воплями? Мсье Маню не только возбудил родную оппозицию в канун муниципальных выборов во Франции, он «легким движением руки» размежевал интересы Старой и восточной Европы – и там ещё не раскол, но уж, точно, раздрай среди участников НАТО и ЕС. Да плюс к этому – президент 5-й Республики внес дополнительное напряжение в отношения с Россией, включая нагнетание очередных санкций, в тот период, когда Европе бы попробовать «провернуть фарш назад» на фоне начавшегося резкого падения экономики ЕС и начать аккуратно восстанавливать порушенные связи с Москвой. Новые данные Eurostat демонстрируют снижение ВВП ЕС на 5,7% по сравнению с январем 2023 года. Это им прилетел бумеранг от санкций…
Но у Макрона, как представляется, свои задумки, о чем сейчас и выскажем наши предположения. Чего он добивается? А добивается он нового, особого, лидирующего места для Франции в новых исторических условиях – ни больше, ни меньше! Привычные рамки отношений на коллективном Западе выглядели десятилетиями так: США – во главе, Британия – рядом, а все остальные в НАТО и ЕС «сидят на попе ровно» и смиренно подчиняются командам из Вашингтонского обкома. И вот сейчас вся эта отработанная годами конструкция рушится. Видно же, как американцы топят европейских «партнеров» в экономическом плане. Как на горизонте замаячило возвращение Трампа с непредсказуемыми для Европы последствиями, вплоть до разворота США прочь от НАТО. Почувствовали европейцы, что остаются отрезанными от былых ресурсных баз на Глобальном Юге, который ощутил слабость бывших метрополий и начал проявлять свои «норов» и «самость». Ту же Францию откровенно гонят из Африки. Пополз вниз уровень жизни «местных» в Британии (как именуют подданных Короны члены высшего общества) – там больше нет былой ресурсной подпитки от вассалов Британского Содружества. Про Германию без слез говорить трудно: бывший «локомотив экономики ЕС» несется в тупик – там зафиксирован самый высокий процент падения ВВП среди всего Старого Света.
Но, для кого – кризис, а для кого – окно возможностей. И Макрон решил прыгнуть в это окно, одновременно – в прыжке – примеривая «Европейскую Корону». Ему, поклоннику Наполеона, мечтается стать Властелином Европы, и он увидел свой шанс! Козырей на руках и президента Франции в этой затеянной им игре немного, но зато какие! Прежде всего – ядерное оружие. Здесь надо уточнить, что Франция в рамках Евросоюза является единственным обладателем «бомбы». Англия со своим ЯО ушла из ЕС через Brexit, а более никого нет. Ядерное оружие США в Европе имеется, но, глядишь, Трамп решит его вывести? И тогда Париж станет в этом смысле безоговорочным лидером!
Совсем не зря Макрон в своем телеинтервью заметил на эту тему: вопрос о ядерной угрозе со стороны России обсуждать «неуместно, если у нас есть ядерное оружие». Он демонстрирует – Франция сильнее всех в Европе!
Его сосредоточенность на европейских делах, конечно, продиктована также и тем, что Париж стремительно утратил свои позиции в Африке, где у него когда-то было полно колоний. Целая серия военных переворотов со свержением профранцузских начальников в Мали, Нигере, Буркина Фасо, Центральноафриканской республике заставляют Макрона в поисках новой удачи разворачиваться в сторону юга Европы. И он стал проявлять невиданную прежде борзость, частично мотивируя это «борьбой против российского влияния». Вот, Макрон вызвал в Париж на разговор Санду, президентку Молдовы, чтобы показать свои намерения направить войска в Кишинев – прямо «под Одессу», о чем он, кстати, откровенно говорит. Париж активизировался в Армении, где у французов всегда были хорошие позиции, а сегодня они стали активно работать на раскол Еревана и Москвы для усилия своего влияния в Закавказье, в «мягком подбрюшье» России. Ну, а про Украину сказано выше.
Мы не раз писали о том, что сейчас происходят фундаментальные перемены в мировых делах, и многое столь стремительно меняется, что некоторые международные игроки увидели в этом вихре перемен свой шанс получить больше, чем у них было ещё недавно. Активизируется и Макрон в надежде получить для Франции роль «№ 1» в Европе. Не забывает он и о собственном трудовом пути, который в 2027 году закончится на посту президента Франции – а после завершения каденции Макрон мечтает возглавить некий наднациональный европейский проект, который вознесет его ещё выше…
Глобализация сыграла с Европой «злую шутку». Именно, благодаря появлению Глобального Мира в ХХI веке, Старый Свет получил только то, на что и мог рассчитывать при Глобальном Развитии. А именно – скромное место европейского полуострова на материке-континенте огромной Евразии с соответствующим влиянием на мировые дела. Позади 500 лет европейского гегемонизма и доминирования. Впереди Европу ждет судьба «большой деревни» в огромном мире. Словосочетание «Европа – континент» звучит сегодня, как moveton. И Макрон понял, что лучше уж быть первым парнем на европейской деревне – синица лучше журавля…