Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
В начале 2024 года кто-то подсчитал и опубликовал такие данные: в течение 12 ближайших месяцев в четырех десятках (!) стран мира будут проходить выборы. Плюс пройдут выборы в такой огромный представительный орган, как Европейский парламент. И вот сейчас, в середине года, после того как завершилось уже немалое число избирательных кампаний, можно не то чтобы подводить какие-то итоги состояния умов электората по всему шарику, но увидеть некоторые тенденции, проявившиеся через эти – даже не совсем выборы, а реальные плебисциты. Не каждая Эпоха дает возможность вот так наглядно протестировать настроение народа…
Заметим, что, как говорит классика, «плебисцит — это одна из форм прямой демократии, представляющая собой народное волеизъявление в форме голосования по государственно значимому вопросу». И здесь нет куда уж более значимого вопроса, чем процесс избрания собственного руководства на годы вперед. Однако с нашей точки зрения, особо сейчас, в году 2024-м, когда в мире все стремительно меняется, выборы стали своеобразным зондажем общественного мнения в самых разных странах на тему о том, удовлетворяет ли публику поведение её начальства?
Хотя чуть ли не весь мир с нетерпением ожидает схватку на выборах президента США, мы обратим внимание на другое. Выборы в таких мировых центрах, как Европа, Индия и ЮАР, дали результаты, которых там многие не ожидали. У французов есть выражение – «санкция урн», то есть негативный результат голосования в отношении тех, чья политика избирателю не нравится. И вот везде по этим адресам «санкция урн» проявилась: где меньше – как в Индии, где умеренно – как в ЮАР, а где – как в ряде стран Европы – в форме катастрофы.
Начнем разбор с Индии и ЮАР, поскольку эти две страны наши ближайшие партнеры по БРИКС. А БРИКС сейчас набирает глобальную силу. И западники постарались «влезть» в выборы стран-членов БРИКС ради их ослабления. На Индию обрушила свою пропаганду англосаксонская пресса, которая имеет там неоспоримое первенство в англоязычных СМИ. А в Южно-Африканской Республике американцы, разгневанные отказом ЮАР поддержать санкции против России, начали влиять на процесс выборов через ряд организаций, оппозиционных правящему Африканскому Национальному Конгрессу (АНК).
Так вот, в Индии премьер-министр Нарендра Моди со своей Бхаратия Джаната Парти (БДП) и её партнерами по Национальному демократическому альянсу (НДА) выиграл большинство – 293 депутатских мандата, что дает ему право сохранить место премьера. Тем не менее, собственно БДП получила 240 мест по сравнению с 303 в 2019 году. Теперь НДА во главе с Моди в третий раз подряд сформирует кабинет министров, однако, ныне он – без учета мнения партнеров по НДА – не сможет, как прежде, проводить нужную именно ему политическую линию. Попутно заметим, что в Индии у Президента страны в основном церемониальные функции, и премьер – главное лицо. Значит, судя по результатам, оголтелая кампания против Моди со стороны англоязычных изданий, принесла кое-какие результаты. Часть электората «соблазнить» удалось, а это означает, что информационные технологии весьма эффективны.
Теперь про ЮАР. Пресса пишет: результаты выборов в южноафриканский парламент подтвердили широко распространенное мнение о том, что правящий Африканский Национальный Конгресс (АНК), который возглавил освобождение страны от апартеида, находится сейчас не в лучшей политической форме. Доля голосов в пользу АНК на всеобщих выборах упала с 57,5 процента в 2019 году до примерно 40% сегодня. Что в итоге на сегодняшний день?
Безусловно, АНК понадобится коалиция в Парламенте с другими партиями, чтобы переизбрать лидера АНК, президента Сирила Рамафосу на второй срок подряд. Надо сказать, что у АНК нет опыта сотрудничества во власти с кем бы то ни было – партия единолично руководила страной с середины 1990-х, когда рухнула система апартеида. И, тем не менее, кто может быть новыми партнерами АНК? Как пишут специалисты, тремя крупными политическими силами в Парламенте являются либерально-ориентированный Демократический альянс (DA), левые «Борцы за экономическую свободу» (EFF) и новая партия МК, которую возглавляет бывший президент Джейкоб Зума. Он – влиятельный политик, занимал пост президента, много сделал для развития БРИКС. Однако, внутренний конфликт в АНК привел к тому, что Зуму отстранили от власти и ненадолго отправили за решетку. А теперь он создал свою партию из числа сторонников - выходцев из АНК, что раскололо саму АНК, и вот уже отнимает парламентское доминирование у Рамафосы. Ну надо же было им устраивать разборки внутри правящей партии? Теперь американцам значительно легче играть против расколотой и потерявшей часть влияния и власти АНК и ставить палки в колеса её политике, в частности, на направлении БРИКС. Пока правительство ЮАР не сформировано и вероятный контур новой правящей коалиции не ясен. А западные СМИ откровенно поддерживают коалицию АНК с либерально-ориентированной партией «Демократический альянс», у которой совсем иные приоритеты, чем у АНК. В общем, Рамафоса может оказаться в ситуации, когда политически будет связан «по рукам и ногам». Посмотрим…
И вот, наконец, голосование за места в Европейском пбарламенте. Четверо суток по всему Евросоюзу люди шли к тем урнам, «санкция» которых в итоге сыграла взрывную роль в судьбе нынешнего европейского истеблишмента. Избиратели показали свою жесткую оценку того, что предпринимает в Большой Политике европейское начальство. Вот так определила политические результаты этих выборов газета POLITICO. Среди победителей:
- Европейская народная партия (ЕНП) Урсулы фон дер Ляйен, пока ещё председательницы Европейской комиссии, победила в Германии, Испании, Польше, Болгарии, Словении, Литве, Люксембурге, Кипре, Латвии, Эстонии, Финляндии, Хорватии и Греции.
- Джорджия Мелони, премьер-министр, победила в Италии, значительно опередив соперников.
- Марин Ле Пен с её французским Национальным объединением получила вдвое больше голосов, чем партия президента Франции Макрона.
- Правые партии: заняли первое место в Австрии, разделили первое место в Нидерландах и второе в Германии и Румынии.
- Левоцентристские партии Европы удержали позиции, заняв второе место в таких крупных странах, как Испания и Италия, и третье место во Франции.
Среди неудачников:
- Эммануэль Макрон, который после оглашения провальных результатов объявил о роспуске Парламента Франции и назначении досрочных выборов.
- Олаф Шольц, канцлер ФРГ, чья Социал-демократическая партия оказалась разгромлена, набрав всего 14 процентов голосов. Это наихудший результат за более чем столетие.
- "Зеленые" провалились. Их «экологическая повестка» достала всех, и после хороших результатов в 2019 году «зеленые» потерпели поражение в Германии (12 место), едва удержались во Франции и получили «0» в Португалии.
Заметим, что нам в России, от этого ни тепло, ни холодно – Европарламент это место чуть ли не самое русофобское после ПАСЕ, захваченного сейчас адептами просроченного киевского атамана. Но нам важно посмотреть – ещё раз подчеркну – что показал этот плебисцит? А показал он, что общество европейское проснулось после десятилетий сытой, сонной и спокойной жизни.
А уж факты объявления досрочных выборов во Франции (по итогам выборов в ЕП) и в Британии (в результате провала Консервативной партии у власти), и также возможное назначение новых досрочных выборов в Германии уже демонстрируют, что руководство ведущих государств евро-Запада никуда не годится в новых обстоятельствах. А если ещё и в США по дороге к голосованию 5 ноября избиратели увидят совсем иных персон от демократов и республиканцев – не Байдена и не Трампа – на позициях кандидатов на пост президента (что совсем не исключено), то можно будет совершенно определенно констатировать скоординированную волну, поднятую на коллективном Западе так называемым «глубинным государством» ради замены проштрафившихся исполнителей на постах начальников ведущих стран. Они проморгали всё, а в довершение всего могут подвести мир под ядерный цугундер. Западу нужны другие лидеры – а где их взять?..
Вот на какие мысли наводят результаты выборов в странах БРИКС и Евросоюзе. Одно сказать можно – плебисцит в этих местах удался: многое из того, что было прежде скрыто, повылезало наружу…