Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Мы уже не раз отмечали, сколь стремительно развиваются международные события – только успевай фиксировать новые реалии. И, более того, резко сократилось время от выдвижения некоторых идей до их реализации – от многих лет в прошлую, неторопливую Эпоху до нескольких недель в нынешнем бурлящем времени.
Взгляните на календарь. 14 июня с.г. Владимир Путин, выступая перед руководящим составом МИД России, высказался так: «Мы являемся свидетелями краха системы евро-атлантической безопасности. Сегодня её просто нет. Ее нужно фактически создавать заново. Всё это требует от нас совместно с партнёрами, со всеми заинтересованными странами, а таких немало, проработать свои варианты обеспечения безопасности в Евразии, предложив их затем для широкого международного обсуждения. Именно такое поручение было дано в Послании Федеральному собранию. Речь идёт о том, чтобы в обозримой перспективе сформулировать на Евразийском континенте контур равной и неделимой безопасности, взаимовыгодного, равноправного сотрудничества и развития».
Не прошло и месяца, как 4 июля с.г. в Казахстане на саммите Шанхайской Организации Сотрудничества была принята Астанинская декларация Совета глав государств-членов ШОС, в тексте которой термин «безопасность» использован 31 раз (!), а сами решения саммита это ни что иное, как сообщение «городу и миру» о институализации Системы коллективной безопасности в Евразии. Переход от слов к делу – стремительный! Время требует играть на опережение не только с нашими противниками из НАТО, но и с самим временем, которое не простит заминок в деле обеспечения безопасности для огромного региона Земли на переживаемом историческом переломе, когда «никогда уже не будет так, как было раньше».
Страны-члены ШОС занимают около 70% территории Евразии. В них проживают 3,5 млрд человек — половина населения планеты. ШОС состоит из 26 стран — 10 государств-членов, 2 наблюдателей и 14 партнёров по диалогу. После принятия на этих днях в ряды ШОС Белоруссии в её составе (по алфавиту): Белоруссия, Индия, Иран, Казахстан, Китай, Киргизия, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Производит впечатление и список партнеров ШОС по диалогу: Азербайджан, Армения, Бахрейн, Египет, Камбоджа, Катар, Кувейт, Мальдивы, Мьянма, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция и Шри-Ланка. Также две страны являются наблюдателями — Афганистан и Монголия.
И вот эта масса стран, де-факто «критическая масса Азии», принимает в Астане Декларацию, в которой черным по белому сказано: «ШОС является одним из важнейших участников системы международного взаимодействия, вносит значительный вклад в обеспечение региональной безопасности… Государства-члены подчеркивают, что взаимодействие в рамках Организации может послужить основой для формирования архитектуры равной и неделимой безопасности в Евразии».
Удивляется этому не надо. ШОС, как представляется, со дня своего создания в 2001 году была заточена на сотрудничество государств-членов в области безопасности. Сначала – приграничной. В Декларации о создании ШОС, датированной 15 июня 2001 года, говорится: «Совместными усилиями внести вклад в укрепление мира, обеспечение безопасности и стабильности в регионе в условиях развития процессов политической многополярности, экономической и информационной глобализации… ШОС способствует более эффективному совместному использованию открывающихся возможностей и противостоянию новым вызовам и угрозам». А среди основных целей и задач ШОС тогда были, в частности, сформулированы вот такие положения: «Развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе;.. взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании».
Поэтому, если сейчас некоторые комментаторы сравнивают ШОС и БРИКС, то мы должны заметить: в БРИКС главное – экономика, а ШОС с самого начала заявила о себе, как о региональной организации, решающей вопросы безопасности. Другое дело – путь от учреждения ШОС в 2001 году до четкой материализации структуры именно Евроазиатской коллективной безопасности оказался достаточно длинным. Причины такого временного «лага» представляются вполне объективными – трудно перескакивать через ступеньки развития ситуации с безопасностью, особенно, если перескакивать надо всем вместе, а нюансировка интересов зачастую у всех была своя.
Да, для стран ШОС интересны проблемы торгово-экономического сотрудничества. Но надо видеть, что сегодня никакое развитие невозможно без того, чтобы оно было гарантировано собственной системой безопасности. Смотрите, годы-то проходили, а большинство стран Азии достаточно спокойно относились к этой проблематике по той простой причине, что их тогда ещё «не припекло». А вот теперь, когда стратегическое противостояние по линии «коллективный Запад» против «Глобального Юга» стало реальностью, у многих руководителей стран Азии вдруг появилось желание как-то себя обезопасить от возможных неприятностей со стороны бывших колониальных держав.
А западники просто скинули благообразные маски «делового сотрудничества» и сворачивают сказочные программы про «устойчивое развитие» («Sustainable Development») не-Запада, подменяя заявленное в Глобализацию «мощное течение сотрудничества» наглым политическим давлением, которое сопровождается водопадом «вторичных санкций», от которых трясет, например, руководство в Средней Азии. Сейчас бывшие хозяева планеты рвут и мечут, теряя в странах – некогда их колониях - как политические позиции, так и месторождения жизненно необходимых для той же Европы ресурсов, которые они десятилетиями выгребали по смешным ценам. Франция получала уран из Нигера по стоимости в 10(!) раз ниже мировой. И т.д. и т.п.
И как же стали заметны растущие озабоченности относительно собственных судеб в тех странах, которые прежде вели себя достаточно аккуратно по отношению к коллективному Западу, стараясь не отходить от «многовекторности». Но это – в прошлом, теперь же они приходят к пониманию того - сама жизнь толкает в эту сторону, - что пора определяться, осознав, откуда и куда дуют исторические ветра. Владимир Путин, подметив эту тенденцию, говорил в Астане: «Вопросы, связанные с обеспечением безопасности и стабильности как на пространстве Евразии, так и в более широком глобальном измерении, настойчиво требуют от ШОС и её государств-членов активной вовлечённости, энергичной, выверенной линии, учитывающей чаяния наших единомышленников из числа стран мирового большинства».
И многие поняли, что их личная безопасность лучше всего будет обеспечена в рамках коллективной безопасности. Напомним, как несколько недель назад на карте Восточной Азии появился своеобразный пояс Тихоокеанской береговой обороны, когда Владимир Путин последовательно совершил несколько визитов в Китай, КНДР и Вьетнам, договорившись, в том числе, о сотрудничестве в создании сплошной зоны безопасности на западных берегах Тихого океана (они же – восточные берега Азии) от Берингова пролива и Чукотки до Индокитая. И новым элементом этой системы, продлившей «восточноазиатскую дугу безопасности» почти до Индийского океана, стал свежий договор России с Кампучией: «Российские сухопутные войска и Королевская армия Камбоджи подписали меморандум о взаимопонимании», сообщили на днях РИА Новости. Это стало первым в истории военным соглашением между двумя странами. Вот такой он – ещё один кирпичик в фундамент системы коллективной безопасности в Евразии со стороны Тихого и Индийского океанов.
Так стремительно и реализуется задача, поставленная в Москве и подтвержденная спустя недели в Астане Владимиром Путиным. Обратите внимание, как дела совершенно точно отражают намерения, выражаемые в словах. Путин говорит: «Разумеется, одной из приоритетных задач в деятельности ШОС было и остается поддержание безопасности государственных участников и по периметру внешних границ», и эта задача решается «по периметру» прямо на наших глазах.
И с китайской стороны в Астане звучали оценки, подтверждающие общую тенденцию. Си Цзиньпин поставил вопрос предельно ясно, обращаясь ко всем членам ШОС: «Перед лицом реальных вызовов, таких как вмешательство и фрагментация, нам необходимо объединить силы, проявив солидарность. Мы должны рука об руку противостоять внешнему вмешательству, оказывать друг другу твёрдую поддержку». Си Цзиньпин также призвал наращивать обмен разведывательными данными внутри ШОС. Информация сейчас дорогого стоит.
При этом китайская делегация проявила инициативу, которая на деле подтверждает конструктивный настрой Поднебесной. На саммите ШОС произошел достаточно неожиданный поворот в развитии сложных отношений КНР с Индией, регулярно портящихся из-за приграничных конфликтов. Индия и Китай, в конкретных условиях 2024 года, решили, что им надо бы держаться в рамках добрососедских отношений, а отношения двух азиатских гигантов – это просто краеугольные камни в системе коллективной безопасности в Евразии. Вот так общее дело подтолкнуло решать личные вопросы.
И ещё раз процитирую Владимира Путина: «Предложение России – о создании в Евразии новой архитектуры сотрудничества, неделимой безопасности и развития, призванной прийти на смену отжившим евроцентричным и евроатлантическим моделям, которые давали односторонние преимущества только отдельным государствам. Результат такого мироустройства известен: растущее количество кризисов по всему миру, одним из которых, безусловно, является и украинский». Абсолютно актуальная инициатива.
А с учетом того, как англосаксы раскачивают Закавказье и Среднюю Азию; как лондонские стратеги стараются разжечь исламистский террор на севере Афганистана, где сконцентрированы созданные ими и ещё недобитые отряды ИГИЛ (запрещен в РФ); как они ставят ультиматумы перед частью местного истеблишмента, коррумпированной лондонскими джентльменами за годы своего присутствия в Средней Азии; как американцы лезут на берега Каспия, как продолжается вековая Большая Игра в Азии, вопросы коллективного реагирования на англосаксонские провокации уже давно перезрели. Но, чтобы они начали решаться, требуется, чтобы прозрели некоторые руководители.
Есть надежда, что сейчас оба процесса – перезревания и прозревания – совпали по времени.