Игорь Пшеничников, политолог
Из рассуждений комментаторов на страницах американской прессы можно сделать вывод о том, что истеблишмент видит сейчас Трампа как очевидного лидера президентской гонки. Выступающая на стороне демократов печать уже не скрывает своей фрустрации от Камалы Харрис, которую Демпартия выдвинула кандидатом в президенты в противовес Трампу.
Во-первых, отмечается, что в ходе своих многочисленных интервью в последние дни действующий вице-президент не ответила по существу ни на один вопрос. "В своих интервью Камала Харрис продолжает быть неуверенной и заплетается", - довольно прямолинейно пишет The New York Times.
Политические наблюдатели, стоящие на стороне Демпартии, отмечают, что "у Харрис был отличный старт, она задала бодрый тон своей президентской кампании и оседлала волну опросов общественного мнения, но теперь ее кампания застопорилась". Согласно опросу по поводу кампании Камалы Харрис среди неопределившихся избирателей, только что проведенному Times Opinion, респонденты ответили такими фразами, как: "медовый месяц закончился", "краска стирается", "не вдохновлен", "боится напрямую говорить с американским народом".
Исследователи, которые изучали настроения избирателей за три недели до выборов, обнаружили, что наблюдается разочарование избирателей по поводу Харрис. Одновременно настроения по отношению к Трампу "восстановились после сентябрьских дебатов" между двумя кандидатами в президенты.
Довольно унизительным выглядит то, как на страницах мейнстримовской прессы разного рода аналитики и публицисты дают подсказки Камале Харрис, как технически улучить свои выступления. Например, отмечается, что Камале Харрис нужно показать американскому народу ее "самое сильное, самое острое … желание, направляющую страсть ее души". Мол, всем известно, чего хочет Трамп, - "уничтожить элиты, которые, по его мнению, предали простых американцев". "Но вот неясно, чего Харрис хочет больше всего, кроме смутного шанса творить добро и стать президентом", - с потаенной ироний пишет один из колумнистов The New York Times.
Подобного рода публикации, на самом деле, играют против Харрис. Ведь если с таким пафосом говорить о необходимости применения разного рода приемов, которые используются в литературе и театре, то становится понятной пустота самой Харрис и ее пропагандисткой кампании.
The New York Times критикует Харрис за недостаточно активную предвыборную кампанию. "Времени мало, очень мало. Им нужно действовать агрессивнее. У меня не создается впечатления, что у них есть инстинкт хищника. Они упускают шанс за шансом. Я до смерти напуган. Им нужно ударить по противнику, и срочно", - говорит некий политконсультант автору статьи. Камалу Харрис в колонке сравнивают с проигравшей Трампу Хиллари Клинтон, которая "недостаточно усердно вела кампанию".
Команда Харрис предпринимает отчаянные попытки исправить положение. Вице-президент осмелилась дать согласие на интервью прореспубликанскому телеканалу FOX News в расчете перетянуть на свою сторону колеблющихся избирателей. Это, прямо скажем, отчаянный и опасный для Харрис ход, поскольку понятно, что республиканцы препарируют это интервью на молекулы и обсосут все нелепые заявления Харрис. А демократы, в свою очередь, уже давят на телеканал, требуя "непредвзятости".
В минус Харрис работает и тот факт, что ее штаб и команда действующего президента Байдена откровенно противостоят друг другу. Как пишет портал Axios, команда Байдена хочет, чтобы Харрис победила на выборах, но многих помощников президента уязвило, что его вытеснили из предвыборной кампании. А в окружении Харрис, соответственно, утверждают, что помощники Байдена плохо координируют график президента, чтобы он способствовал избирательной кампании вице-президента. Так, на днях Байден дал пресс-конференцию в Белом доме как раз в тот момент, когда Харрис собиралась провести мероприятие в Мичигане. Из-за этого журналисты не уделили мероприятию Харрис должного внимания.
Доброй ложкой дёгтя в фактической критике в адрес Харрис со стороны либерального истеблишмента стало сообщение главного редактора Bloomberg Джона Миклтуэйта о том, что Харрис отказалась дать интервью этому агентству. "Просто для записи и тех, кто нас смотрит: Экономический клуб Чикаго и Блумберг вместе пригласили вице-президента Харрис для схожего интервью о ее экономических планах, в котором она отказала", - сообщил он перед началом интервью с Дональдом Трампом.
А вот Трамп как раз-то выступил на заседании "Экономического клуба Чикаго", и его цитаты разлетелись по всему миру. Бывший президент США неоднократно уклонялся от ответа на вопрос о том, разговаривал ли он с президентом России Владимиром Путиным после окончания своего президентства. Но Трамп уточнил, что было бы "умно", если бы он поговорил с Путиным.
"Можете ли вы сказать, да или нет, общались ли вы с Владимиром Путиным с тех пор, как перестали быть президентом?" - спросил Трампа модератор форума Джон Миклтуэйт. "Ну, я не буду это комментировать. Но я скажу вам, что если бы я это сделал, то это было бы умно. Если я дружелюбен с людьми, если у меня есть отношения с людьми, это хорошо, а не плохо… У него 2000 единиц ядерного оружия, и у нас тоже", - ответил Трамп Миклтуэйту. Главный редактор Bloomberg попытался прояснить замечания Трампа. "Вы, похоже, намекнули, что говорили с ним, не подтвердив этого на самом деле", - сказал он.
The New York Times, комментируя этот диалог на заседании "Экономического клуба Чикаго", отмечает, что разговор о Путине зашел в связи с новой книгой журналиста Боба Вудворда, в которой, по словам неназванного помощника, бывший президент Трамп и Путин "общались не менее семи раз" с тех пор, как Трамп покинул свой пост в 2021 году.
The New York Times подводит читателя к выводу, что Трамп общался с Путиным после своего президентства. С одной стороны, сам Трамп как будто бы не против дать всем понять, что он на связи с Путиным, что хочет общаться с русским лидером и видит в этом пользу. Это и понятно. Авторитет Путина поможет любому политику, если тот с Путиным "на короткой ноге", поднять свой рейтинг. В команде Харрис такие варианты повышения популярности вице-президента не рассматривают. А зря!