Общегосударственные избирательные кампании в России и на Украине проходят, конечно, по-разному. Однако есть у них одна общая особенность – в обоих случаях тема взаимоотношений с ближайшими соседями всегда фигурирует среди основных. Отношение к этому аспекту, как правило, выражается полярно: от задушить братьев-славян в восторженных объятиях - до предать анафеме соседнюю страну. От угроз перекрыть газовый вентиль и немедленно выгнать из Севастополя Черноморский флот - до клятвенных заверений в дружбе на века и подписания соответствующих официальных формуляров. Истина, как обычно, лежит посередине.
Одно непреложно и не подлежит сомнению: две славянские страны-соседки, кровные родственницы, навек обречены жить рядом - такая уж география с историей! И считаться с этим, так или иначе, придется любому политику, приходящему к власти. Посему проходящие в России президентские выборы никак не могут оставаться вне украинского поля зрения.
По просьбе ИнфоРос, на пороге выборов я провел мини-опрос украинских политиков и политологов, имея в виду два момента: шансы Владимира Путина вновь стать главой Российского государства и ожидаемая динамика российско-украинских отношений в случае его победы.
Вадим Карасев, политолог
Думаю, Путин победит легко, в первом же туре, а второй тур будет в виде досрочных выборов Госдумы. Впрочем, на это придется пойти любому президенту, ибо вертикаль российской власти в глубоком кризисе. Путин выиграет выборы, но не выиграет общественного мнения, не приобретет симпатии среднего российского класса. Можно выиграть выборы, но проиграть легитимность. В условиях революционной ситуации (а ситуацию в России нынче можно и так охарактеризовать) итоги выборов нельзя оценивать простой арифметикой, тут в игру вступает высшая математика с нелинейными уравнениями.
Путин, безусловно, и потом, по истечении полномочий, снова будет баллотироваться и его снова изберут президентом. Но это будет уже другая страна! И сам Путин понимает, что Россия должна быть другой. Но вот какой? Более русской, более демократической или более имперской? В любом случае, Путин будет пытаться реабилитироваться за те направленные против него митинги, за тот электорат, который он в результате этих выступлений потерял. Поэтому, возможно, он активизируется на постсоветском и евразийском пространствах, попытавшись вывести Россию в гегемоны. И в этом смысле Украина является одним из проблемных звеньев. Разумеется, российско-украинские отношения с марта станут более сложными. Но это лучше, чем нынешняя обманчивая простота, наступившая после прихода к власти Януковича. Ибо 2 года назад у обеих сторон появились напрасные надежды: Украина думала получить от России помощь в решении своих экономических и энергетических проблем, а Россия наивно рассчитывала, что Украина покорно последует в «карман» гегемона. Тот случай, когда простота хуже воровства. Лучше сложно, но открыто и прозрачно. И в этом единстве и борьбе будут крепнуть два больших государства на постсоветском пространстве.
Тарас Чорновил, внефракционный народный депутат Украины
После победы Владимира Путина на президентских выборах украинской власти будет намного труднее регулировать вопросы с Россией. Ведь во время выборов президента на Украине Путин выражал поддержку Юлии Тимошенко, а не Виктору Януковичу. Путин получил политическую пощечину от Януковича во время одного из приездов в Киев, где ему много чего обещали, а уехал он практически ни с чем. Я думаю, что он этого не забыл. Украинской власти будет намного труднее выруливать в такой ситуации - пока она не научилась с россиянами разговаривать на паритетном языке. Путин - это не Медведев, и он будет нас дожимать, в частности, в интеграционных вопросах. В то же время я не удивлюсь, если в какой-то момент Янукович, когда его будут дожимать особенно болезненно, перейдет к достаточно жесткой антироссийской политике.
Вадим Колесниченко, фракция "Партии Регионов"
Как руководитель координационного совета организации российских соотечественников должен сказать, что на Украине более 130 различных российских организаций. Мы провели заседание президиума с участием представителей этих сообществ и приняли обращение к гражданам Российской Федерации, которые 4 марта будут голосовать в Украине. Мы просим поддержать кандидатуру Владимира Путина как безальтернативного кандидата в президенты, единственного способного мобилизовать население России на то, чтобы она и дальше выступала в роли собирателя земель русских. Что изменится в российско-украинских отношениях после возвращения Путина на главный государственный пост? Холодной войны или агрессии точно не будет. Есть интересы политические, а есть деловые. Если Россия претендует на мировое господство, то ей надо в первую очередь опираться на соседние страны. Поэтому, разумеется, партнерам придется поступаться принципами и идти на уступки. А к тому, что сейчас порой довольно острое говорится в предвыборной риторике, надо относиться философски.
Роман Ткач, фракция "Наша Украина - Народная самооброна" (НУНС)
Я думаю, что выборы закончатся в первом туре, несмотря на то, что у Путина есть некоторые проблемы, российское общество не созрело к его замене. Несмотря даже на проведенные митинги, тут не действуют математические законы - в политике иные определяющие моменты. Ведь очень многие до недавнего времени даже представить себе не могли возможности в России антиправительственных выступлений. Самое примечательное в этих митингах, на мой взгляд, то, что на них не было каких-либо экономических или частных требований. Основные лозунги призывали к уважению личности как таковой и возможности ей иметь собственное мнение, даже отличное от генеральной идеологии правящей партии. Это весьма положительный момент – свобода слова, свобода собраний. Если, конечно, их не настигнут путинские репрессии. Что касается Украины, думаю, что, вновь став президентом, Путин будет еще жестче вести с ней диалог. Нам будет тяжелее разговаривать с Россией, в том числе и по газу. Связано это, в первую очередь, с личной неприязнью Путина к Януковичу – это мое мнение.
Сергей Соболев, фракция "Блок Юлии Тимошенко" (БЮТ)
Мой прогноз на результаты выборов 4 марта зависит от того, насколько российская власть готова к честному подсчету голосов. Поживем – увидим, но мне представляется, что под влиянием оппозиции нынешние выборы будут более прозрачными. На сегодня возможности у оппозиции намного больше, чем ранее, но она все-таки вряд ли способна полноценно проконтролировать ход выборов. Готова ли сейчас российская власть к честным выборам? В этом у меня есть большие сомнения, поскольку все предыдущие избирательные кампании в России проходили под знаком массовых фальсификаций. Понятно, что Путину хочется победы в первом же туре и с большим преимуществом. Административная система России будет действовать по инерции – каждый губернатор и мэр будет стараться выдать наибольший процент голосов за патрона.
Избирательная кампания Путина построена, в том числе, на противостоянии и явном конфликте с Украиной. Возможны ли изменения после выборов в украинско-российских отношениях? Если с ним будут работать те же идеологи, что и сейчас, которые после исчезновения чеченских проблем делают упор на страшилках вокруг Украины, то, конечно, вряд ли что-то изменится. Поэтому считаю, что изменений в наших взаимоотношениях не будет.
Дмитрий Выдрин, политолог
Рассуждать о демократичности тех или иных выборов можно лишь приняв какую-либо точку отсчета. Если рассуждать относительно избирательной системы Новой Зеландии, где голосование происходит по Интернету, то волеизъявление 4 марта вряд ли можно назвать демократическими. А если сравнивать с последними выборами Ельцина (я там был наблюдателем), на которых были массовые фальсификации, то предстоящие выборы будут сверхдемократическими.
Я не думаю, что отношение Путина к Украине определяется его должностью. У него уже сложилась система взглядов и на украинский народ, и на нашу элиту. И, разумеется, эти отношения не всегда совпадают. Поэтому если под Украиной подразумевать населяющих эту страну хороших, умных, образованных людей, по-добрососедски относящихся к жителям России, то, наверное, можно говорить о хорошем отношении. Если речь идет об украинской элите, то здесь ситуация иная, ибо накопилось немало нереализованных проектов, взаимных обид и упреков. Звучат взаимные обвинения в инертности при реализации совместных проектов. Но вечно так продолжаться не может, надо сближаться. Тот, у кого больше ресурсов, и должен сделать первый шаг навстречу. Я считаю, если более скромный партнер сделает это движение, то его можно расценить как заискивание, а если старший партнер – то это благородство. Для меня главным идеологом украинско-российских отношений является Федор Михайлович Достоевский, который говорил, что у России только одно оружие для своих славянских братьев – милосердие и благородство. Так что, если идеологом Путина будет великий русский писатель, то Россия сделает первый шаг нам навстречу, и все у нас получится.
Комментарии