Предвыборная кампания в Афганистане, результатом которой должен стать новый президент, стартовала 2 февраля и с каждым днем набирает ход. Она началась без раскачки, сразу с выступлений по телевидению, что в стране с невысоким уровнем грамотности населения во многом определяет ход всей кампании. Первые теледебаты состоялись 5 февраля, в них участвовали кандидаты, представляющие собой пятерку лидеров: Абдул Каюм Карзай, брат нынешнего главы государства, бывшие министры Ашраф Гани Ахмадзай, Залмай Расул и Абдул Рахим Вардак, а также громкий политик-оппозиционер Абдулла Абдулла.
Кроме этой пятерки в выборах участвуют еще 6 кандидатов, в числе которых известный моджахед Абдул Раб Расул Сайяф, в прошлом входивший в "пешаварскую семерку", активный борец с антикоммунистическим режимом, а также Дауд Султанзай, Сардар Мохаммад Наим, Котбуддин Хелаль, Хедайят Амин Арсалах и Гуль Ага Шерзай.
Политическое значение этих президентских выборов очень велико. Во-первых, они подводят черту под целую эпоху Хамида Карзая, начавшуюся в декабре 2001 года. Тогда, по решению Боннской конференции, Хамид Карзай стал главой переходной администрации Афганистана, лицом, ответственным за формирование правительства и основных политических институтов постталибского Афганистана. Как представитель пуштунской племенной знати, Карзай стал фактическим главой государства, поскольку ранее, в 1999 году, после гибели отца в Кветте, был избран главой влиятельного пуштунского клана поползай. Тогда предполагалось, что позиции Карзая, как вождя титульного племени, укрепят позиции новой администрации Афганистана в тех нестабильных условиях, которые сложились после свержения власти талибов.
Карзай показал себя сильным и волевым политиком, и уже через несколько лет забылось, что он еще и глава влиятельного клана. В 2002 году Лойя Джирга избрала его в качестве временного президента Афганистана. После принятия новой конституции страны в декабре 2003 года, состоялись выборы президента, на которых победил Хамид Карзай. Выиграл он и вторые президентские выборы в августе 2009 года, опередив своих соперников Ашрафа Гани Ахмадзая и Абдуллу Абдуллу. Теперь на грядущих выборах они настроены снова испытать судьбу.
Двенадцатилетнее правление Хамида Карзая наложило свой отпечаток на всю политическую систему Афганистана, отразилось на соотношении политических сил, как внешних, так и внутренних, сказалось на государственных институтах, которые создавались и развивались под его руководством. Поэтому завершение эпохи Хамида Карзая, который, подчиняясь Конституции, не может в третий раз выдвигать свою кандидатуру на пост президента, ведет к серьезным политическим изменениям в Афганистане.
Немаловажно то обстоятельство, что президентские выборы проходят в условиях вывода иностранных войск и дискуссий вокруг подписания с США соглашения по безопасности. Действующий президент пришел к власти не без американской военной помощи, всегда на нее опирался (даже при наличии определенных политических разногласий с Вашингтоном), доверял свою охрану только американским морским пехотинцам. У нового президента Афганистана уже не будет той военной силы, которая поддерживала Хамида Карзая (американский контингент сократится примерно до 10 тысяч человек), как и не будет мандата Совета Безопасности ООН на пребывание иностранного военного контингента. Так что новому главе государства придется рассчитывать, главным образом, на собственные военные и политические силы.
Можно прогнозировать, что противоборство с талибами неизбежно, оно перейдет в новую фазу. Теперь это будет не война международной коалиции с террористами, а война правительства Афганистана с повстанческим движением, которое пока считается террористическим. Между тем уже делаются шаги, чтобы его "обелить", о чем говорит попытка вывести часть талибских вождей из списков террористов.
После президентских выборов может изменить свое политическое положение и движение "Талибан", открыто претендуя не только на власть, но, более того, - на самостоятельность. Достаточно вспомнить, что представительство "Талибана" открывалось летом 2013 года в Дохе со всей атрибутикой талибского посольства - самостоятельного Исламского Эмирата Афганистан.
Несомненно, изменятся и отношения Кабула с Вашингтоном, который после 2014 года вряд ли будет вовлечен в афганские дела в той же степени, в какой участвует сейчас. Одно дело поддерживать правительство Афганистана в борьбе с террористами по международному мандату, а другое - иметь в стране на основе двухсторонних соглашений несколько военных баз со сравнительно небольшим персоналом. До истечения международного мандата Афганистан занимал особое положение в американской внешней политике, но потом он встанет в один ряд со странами, где существуют американские базы. Таких стран немало, даже если не брать членов НАТО: Япония, Южная Корея, Киргизия, Панама, Филиппины, Кувейт, Косово, Куба, Джибути, Бахрейн, Саудовская Аравия, Пуэрто-Рико. На общем их фоне Афганистан вряд ли чем-то будет выделяться.
В силу этого обстоятельства новому президенту Афганистана придется серьезно пересматривать внешнюю политику, активизировать сближение с соседями, искать партнеров, которые способны оказывать поддержку на мировой политической арене. И здесь Россия предстает наиболее привлекательной державой для нового афганского руководства. Можно ожидать, что будущий президент Афганистана предпримет шаги к укреплению афгано-российских отношений.
Эти изменения произойдут независимо от того, кто именно победит на выборах. По оценкам экспертов, наиболее вероятные кандидаты - Каюм Карзай, Ашраф Гани Ахмадзай и Абдулла Абдулла. Основная борьба, наверняка, развернется между Каюмом Карзаем, имеющим поддержку своего брата, и Ашрафом Гани Ахмадзаем, оппозиционно настроенным к режиму Хамида Карзая. Этот политик тесно связан с США, с крупными международными структурами, его кандидатура предлагалась на пост Генсека ООН. Можно выдвигать версии насчет того, какой из претендентов на президентский пост будет более "проамериканским", но несомненно одно: любой победитель неизбежно столкнется с одними и теми же трудностями и проблемами. Это обстоятельство делает программы кандидатов весьма похожими. Например, теледебаты показали, что у всех претендентов есть пункт консенсуса - подписание соглашения по безопасности с США, развитие отношений с западными странами. Интересна и такая перспектива: Хамид Карзай, сняв с себя полномочия президента страны, может стать влиятельным "старейшиной", продолжая политическую деятельность в новом качестве.