«Два суверена в одном уникальном флаконе»
…Быстро такого дела не свершить – проект масштабный, многоплановый, с нетривиальными решениями и крайне чувствительными «нервными окончаниями», затрагивающими основные жизненные органы двух обществ, двух суверенных народов. Но есть главная опора - факт политической воли, проявленной Москвой и Минском и закрепленной 8 декабря 1999 года в Договоре об образовании политически и экономически интегрированного Сообщества Белоруссии и России.
Документ четко фиксирует намерение: два независимых государства поставили цель поэтапного объединения материального, военного таможенного, валютного, юридического, интеллектуального и гуманитарного потенциала с тем, чтобы в конечном итоге создать единое пространство. "Два суверена в одном уникальном флаконе" - такая конфедеративная модель в принципе известна миру, однако Союзное государство России и Белоруссии предполагает уникальное наполнение этого сосуда.
Задача не из легких, поскольку помимо технических, правовых и прочих элементов взаимной притирки затрагивается еще и ментальный план. У некоторой части белорусского общества, конечно, есть атавистические подозрения, связанные с призраком Советского Союза. Но всем бывшим "советским братьям" надо осознать пройденный урок истории: Россия уже переболела империализмом, советизмом, гегемонизмом и получила иммунитет. Теперь она хочет только полноценного сотрудничества – взаимовыгодного, уважительного, а главное – верного, надежного. Последний момент – важнейший, поскольку «развод» республик высветил, что "братьями" россияне считали и тех, кто не был таковыми в душе, и кто, бескровно получив суверенность, стал поливать грязью "старшую сестру" Россию, сколачивая политический капитал перед лицом ее недоброжелателей.
"Манкурт", по мысли Чингиза Айтматова, - "бездушный объект чужой воли, создание, не помнящее родства, забывшее прежнюю жизнь". Белоруссия совестливо помнит о единой непростой советской судьбе, ее тяготах и радостях, свято хранит память о великой общей Победе над фашизмом.
Республика Беларусь, как называют свою суверенную страну ее граждане, была и остается для России - по деяниям и ментальности - самой близкой из всех "советских родственниц". В русском наречии она продолжает оставаться Белоруссией, хотя мне и приходилось слышать упреки от белорусских коллег на этот счет. Но обижаться тут нечему: язык – вольная птица, живет по своим законам. Не обижаются же русские, видя на вагонах минского экспресса слово "МАСКВА". Что за беда! Ах, если бы только в этом заключались проблемы постсоветского пространства!
…Однако сейчас речь идет о другом, вернусь к нему. Союзное государство создается медленно, но всё же дело продвигается. Работает его Постоянный комитет, создан целый ряд базовых структур и механизмов, и теперь их детали оттачиваются "вживую".
Не просто миграция, а единое миграционное пространство
Минувшая неделя ознаменовалась новым совместным шагом на пути строительства Союзного государства: в Минске прошел Экспертно-медийный семинар "Формирование единого миграционного пространства Союзного государства: проблемы и перспективы". В нем приняли участие сотрудники миграционных структур двух стран, государственные чиновники различных департаментов, управлений, а также дипломаты, ученые, аналитики и, конечно, журналистский пул, членом которого была и я, автор этих строк.
Встреча инициирована и организована Постоянным комитетом Союзного государства - при поддержке Посольства Белоруссии в России, Национального пресс-центра Республики Белоруссия и Международного информационного агентства «Россия сегодня». «Нашей задачей было собрать экспертов для обсуждения актуальных вопросов и выработки предложений, которые могут быть интересны и в дальнейшем претворены в жизнь", - пояснил представитель Национального пресс-центра Республики Беларусь Алексей Цыбулько.
Заместитель начальника Главного управления правового и документационного обеспечения Секретариата парламентского собрания Союза Белоруссии и России Алексей Ершов заметил в своем выступлении, что в рамках единого государства речь идет не просто о миграции, но о создании единого миграционного пространства. Оно подразумевает свободу передвижения между двумя странами без таможенного и пограничного контроля (что уже есть). Важно еще "утрясти" правовой режим - только тогда миграционное пространство будет комфортным.
По мнению Ершова, Союзное государство уже очень многое сделало для того, чтобы обеспечить права своих граждан - они пересекают границу в обе стороны свободно, не представляет проблемы и поступление в вузы с последующим взаимным признанием дипломов, упрощен порядок устройства на работу, разрешены многие коллизии с назначением пенсий и социальных пособий. Однако многие проблемы еще остаются нерешенными, и самая чувствительная из них – социальное страхование.
Миграция была, есть и будет
Миграция – процесс естественный, человек со дня сотворения всегда искал, где лучше, удобнее, безопаснее, где можно больше заработать, а кого-то просто душа зовет путешествовать по миру. Официальные цифры, опубликованные Международной организацией по миграции, свидетельствуют о том, что 3% населения земли проживают не в своих отечествах, а на землях других государств.
Но миграционный процесс – палка о двух концах: с одной стороны, это – благо для цивилизации, позволяющее сбалансировать потребности мировой экономики, оживить социокультурный обмен и другие сферы общественного бытия. С другой стороны она предполагает негативный эффект, напрямую угрожающий национальной безопасности государства-реципиента.
Миграционный обмен между Россией и Белоруссией с каждым годом увеличивается. С учетом отсутствия границ идет речь о миллионах граждан. Как сообщалось на семинаре, в 2013 году белорусы выезжали на заработки в 12 стран мира, однако наибольший поток - 86% - пришелся на Россию. По оценкам российских экспертов, этот поток оценивается в 50 -100 тысяч человек. Кто-то приезжает на время, заработать, а кто-то, по разным причинам, оседает навсегда. И россияне тоже любят приезжать в Белоруссию, остаются в ней жить надолго, а то и меняют гражданство. За шесть месяцев с.г. Белоруссию посетило более 205 тысяч российских граждан, более 3,5 тысяч получили разрешение на временное проживание и почти столько же – на постоянное жительство.
Но проблема в том, что многие работают (особенно на российской территории) без контрактов и трудовых договоров, и это обстоятельство лишает их даже минимальной защиты. Конечно, эту разбалансированную, неправовую ситуацию следует вводить в законные рамки, над чем и идет работа.
Грамотная миграционная политика это – искусство
Реальность такова, что оба государства, исходя из интересов безопасности и демографических соображений, заинтересованы в импорте трудовых ресурсов, и политика Союзного государства должна сводить к минимуму потерю рабочей силы на внутреннем рынке. Каким способом решать эти задачи - каждое государство соображает, прежде всего, само, однако положительным опытом страны-союзницы, конечно, делятся.
На всем постсоветском пространстве, как подчеркивалось на семинаре, только в рамках Союзного государства Россия – Белоруссия существуют скоординированная внешняя политика и равные права граждан в выборе места жительства, получении образования и трудоустройстве, оплате труда, приобретении имущества. Удалось также выровнять условия пенсионного обеспечения, назначения пособий и льгот ветеранам войны, малообеспеченным семьям.
«Механизм единой миграционной политики – одна из основ Союзного государства, но пока, к сожалению, мы не можем говорить о его полном создании, однако можем констатировать, что страны находятся на завершающей стадии формирования международных договоров по миграционной политике», - считает начальник департамента по гражданству и миграции МВД Белоруссии Алексей Бегун.
Особенность геополитического положения субъектов Союзного государства заставляет координировать меры по противодействию незаконной миграции. Эта тема освещалась на семинаре с подчеркнутым вниманием. Что касается практического эффекта, то он уже есть: с 1 сентября вступило в силу соглашение между Белоруссией и Россией по реадмиссии, которая в мире считается наиболее эффективным способом противодействия незаконной миграции..
Социальным гарантиям посвятил своё выступление руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский. «Проведение грамотной миграционной политики – это искусство, ибо надо учесть множество интересов в единых документах, регламентах, нормативах и т.д. Но проблема в том, что в обществе нет консенсуса мнений по миграционному вопросу. Пока мы не воспринимаем себя как граждане Союзного государства, а смотрим друг на друга как иностранцы». И все же уровень, достигнутый на треке социального взаимодействия двух государств не ниже, чем у Евросоюза, считает ученый.
На минском семинаре прозвучали содержательные, нетривиальные идеи. Подробности очень специфичны и вряд ли интересны широкому читателю (а заинтересованный может обратиться к порталу Союзного государства). Пусть «иммиграционный ребус» решают профессионалы, а граждане – получают совокупный результат, отраженный в соответствующих документах.
Диво-град на Свислочи
Невозможно не отдать должное Минску, этому диво-граду. Организаторы семинара показали свою столицу в сопровождении гида-историка. Минск - одна из ярких удач зодческого искусства, дивный «феникс», восставший из пепла. Мало кто знает, что после войны, уничтожившей белорусскую столицу на 87%, ее статус хотели передать Могилеву. Но минчане отстояли "престольное право" своего города, денно-нощным трудом подняли его из руин. Минску здорово повезло: строителями руководители великолепные архитекторы.
Сегодня это – изысканный, холенный город, с красивыми, благородными чертами, наполненный невероятными потоками воздуха, несущего фитонциды мощных лесов (они на ¾ покрывают территорию страны). Река Свислочь, единственная водная артерия Минска, не так велика, как сноровиста, и поэтому одета в бетонные доспехи. Но как чиста и хороша! В ее названии отчетливо слышится древнеславянский корень – «висл», т.е. течь. В городской пейзаж Свислочь вписана с максимальным эффектом настоящими мастерами ландшафтов, которым удалось подчеркнуть изящные изгибы русла, придать облику реки раздолье – роскошь в двухмиллионном городе!
Горбатый Троицкий мост ведет к рукотворному «Острову слёз», созданному в широкой части реки. Это – пантеон воинов-интернационалистов, павших в Афганистане. Плакучие ивы, горюющий ангел, которому стыдно, что он не сберег молодых парней, иконы Богоматери, скульптурные образы скорбящих матерей-человеческих, не дождавшихся своих мальчиков, а еще - крест с огромным рубином, который горит алой каплей крови. Всё тут погружено в романтическую печаль.
А вдоль берегов Свислочи – обычная симфония жизни, вмещающая в себя всё многозвучие большого города. Торжественные ансамбли зданий фасадами смотрят на степенное серо-голубое течение реки. Проектируя их, архитекторы будто подчинялись воздушным токам, требовавшим для себя жизненного пространства. Неторопливо течет Свислочь. А куда спешить? До Немана, которому она отдает свою дань, не так уж далеко!
Те, кто поднимал из руин послевоенный Минск, обладал отменным вкусом, чувством пропорции и гармонии. Выходите из поезда на перрон, и ваш глаз радует супер-современное здание вокзала. За ним - площадь с двумя башнями в духе «сталинского ампира» - ворота в столицу. Проспект Победителей по-петербургски торжествен, потому что повторяет некоторые ансамбли «великого города». Площадь Победы с вонзившимся в небо обелиском Славы и Вечным огнем, дальше - торжественная в своем величии площадь Независимости, и вообще здесь невероятно много площадей, которые как бы раздвигают здания, обеспечивая простор.
Парки, церкви, костелы, театры, музеи, библиотеки, памятники национальным героям и просветителям. Конечно, отдана дань Франциску Скорине, средневековому белорусскому мыслителю, философу-гуманисту, первопечатнику, писателю, талантливому медику. Скорина – одна из столбовых фигур нации, фактор культурной идентичности.
«Печь обжига» для белорусского этноса
Не все этносы, созданные великой природой, выдержали натиск борьбы за существование, соперничество с другими народами. Белорусы прошли всё: огонь, воду и медные трубы, и 23 года назад, впервые в истории, получили право на строительство суверенного государства.
На лике Белоруссии – несмываемая печать сложной и очень драматичной исторической судьбы. На протяжении веков в жилы «белых русичей» вливалась кровь Древней Киевской Руси, Княжества литовского, Королевства польского, Псковского господарства, Новгородской феодальной республики, Московского государства. В белорусском этногенезе в разные эпохи принимали участие также соседствующие балтские этносы, засланные крымские татары и цыгане, прирожденные мигранты.Было и мощное влияние разных религий – католичества, униатства, православия. Из этой многовековой демографической, духовной «печи обжига» белорусы вышли такими, какими мы их знаем. Сдержанный, исполненный достоинства народ, разумный, отважный и тонко чувствующий красоту, чему доказательство не только облик их столицы, но и национальное искусство в целом.
Гид - милая интеллигентная дама-историк вела речь о культурных ценностях, но вдруг шокировала всех фразой: «Адам Мицкевич – белорусско-польский поэт…» (поляки за «такое» могут и убить!) Польский дворянин, сын потомственного шляхтича, Мицкевич действительно родился близ Новогрудка, на территории современной Белоруссии. Но свои прекрасные стихи он писал всё же только на польском, польской была его самоидентичность.
А потом мы услышали еще одну новость: древнерусский литературный памятник «Повесть временных лет», по версии гида, написан на… белорусском языке (сразу подумалось: хорошо, что уже нет на свете академиков Шахматова, Костомарова, Лурье, Лихачева…). Высказываю изумление и слышу ответ с убедительными интонациями: "А на каком же? Это - настоящий белорусский язык!"
Со студенческой скамьи знаю, что «Повесть временных лет», удивительное явление древнерусской культуры, составил монах Нестор, в Киево-Печерской лавре, а потом летописные своды дополняли другие авторы, в разные эпохи, и речь в них шла о Святославе, Ярополке, Владимире, о Мономахах и византийских императорах, состоявших с ними в родстве, о жизни новгородцев и псковичей. Все списки этой летописи давно прочитаны и "по косточкам" разобраны несколькими поколениями российских ученых, историков, филологов, лингвистов. Впрочем, начало бесценного памятника говорит само за себя: "Се повести времяньных лет, откуду есть пошла руская земля, кто в Киеве первее нача княжити и откуду русская земля стала есть".
Непонятно, зачем понадобилось белорусским ученым (как было сказано, большинство из них склонны к новой версии) искажать историю? В сознании возникают печальные "украинские параллели", когда сочинялись мифы о "древних украх", о том, что Чехов, Ахматова, Евтушенко и другие, оказывается, – представители украинской культуры. Но оставим, как сказал Пушкин, "этот спор славян между собою, домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою". Ученые - тоже люди, которые иногда вглядываются в зеркало, объясняются со своей совестью, в том числе профессиональной...
К достоинствам белорусов можно отнести то, что в сложнейших исторических условиях, находясь под политическим, культурным и духовным прессом титульных этносов - литовцев, поляков, русских - они не растворились в их субкультурах, а смогли пронести через долгие века самобытный национальный образ, драгоценный алмаз родного языка. При строительстве независимого государства эти безусловные ценности стали краеугольным камнем национальной аутентичности.
Зачем нужны союзы?
Государства объединяются, чтобы быть сильнее, устойчивее в мировом пространстве, чтобы интегрировать экономику, отвечать на вызовы времени. На Евразийском континенте уже 22 года существует Европейский Союз, вобравший в себя 28 государств. А теперь вот в процессе реализации еще одна интеграционная модель - Союзное государство России и Белоруссии. Однако между ними есть принципиальные отличия. Если называть вещи своими именами, то в Евросоюзе благоденствуют лишь каркасные, сильные государства, а страны со слабой экономикой автоматически утрачивают часть суверенитета, подчиняясь законам приоритетов интегрального хозяйства.
Бедным болгарам дана команда вырубить виноградники (плакали целые деревни), им запрещено производить вино и другие напитки. Португалия поплатилась рыболовной отраслью, потомственные династии лишились права ходить в море на промысел. Грецию «урезали» в производстве оливкового масла, которое она давила, сколько хотела, еще со времен Эллады. Таллин превратился в «барахолку», Рига потеряла производственные мощности и опустела: все "задворочные" члены европейской семьи метут улицы "передовых" стран, моют общественные туалеты, подрезают деревья и кусты, работают в заведениях с «красными фонарями». А соседка Белоруссии Литва утратила энергетическую самодостаточность, которую ей обеспечивала Игналинская АЭС, ни с того, ни с сего остановленная по требованию Евросоюза.
Рвется в европейскую семью и Украина, не снявшая в этом году урожая с полей из-за гражданской войны, но собравшая большой урожай гробов. Производить сало Евросоюз, конечно, не запретит Киеву - продукт монопольный, но всё остальное будет непременно положено на жертвенный алтарь «общеевропейской целесообразности».
Между тем Союзное государство России и Белоруссии заложило в свою основу совершенно иной императив: два суверена строят общий союзный дом на принципах паритета, уважения права, консенсуса, взаимовыгодного сотрудничества и конечно – безусловного учета национальных интересов и мнений сторон. Великое благо для наших народов: две политические воли, в Москве и Минске, осознали необходимость Союзного государства, и эта созидательная идея уже работает, очерчивая практические контуры. Новый «штрих» был нанесен на прошлой неделе в Минске. Конечная цель такова: белорус должен чувствовать себя в России, как дома, и – наоборот.