Месяц назад в Баку, на Сангачальском терминале, состоялось событие, потерявшееся в бурных информационных потоках, но имеющее большое значение. В присутствии целой группы высоких гостей было заложено строительство нового газопровода "Южный газовый коридор", который должен снабжать газом страны Южной Европы и вообще диверсифицировать поставки газа на европейский рынок. Излишне напоминать, что этот самый "газовый коридор" пройдет в обход России и Украины.
В течение нескольких последних лет активно дебатировался европейский проект газопровода Nabucco, который должен был передавать азербайджанский и в перспективе туркменский газ через территорию Грузии, Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и далее в центральную и западную Европу. Вокруг этого проекта было сломано несчетное количество копий, его не раз называли "антироссийским", что, в общем, соответствовало действительности, поскольку этот газопровод позволял резко снизить зависимость стран Восточной Европы от поставок российского газа, политически и экономически консолидировать Евросоюз. Но вот в этом году проект Nabucco был окончательно отменен, а вместо него появился "Южный газовый коридор", который должен быть построен к 2019 году.
В чем разница? Разница в том, что Nabucco должен был пересечь все Балканы с юга на север, от границы Турции до границы Австрии, далее до Вены и до соединения с европейской системой газопроводов. Газ в этот газопровод должен был поставляться через газопровод TANAP, от Эрзерума, через Анкару и далее к северо-западной границе Турции. В новом варианте TANAP остается неизменным, но в европейской части Турции, после пересечения проливов, газопровод идет не на север, в Болгарию, а поворачивает на запад, пересекает северную часть Греции, пересекает Албанию до города Фиери, дальше подводный участок через Адриатическое море до Сан-Фока в Италии, где планируется соединение с итальянскими системами газопроводов. Вот этот участок газопровода называется газопровод TAP, и основные держатели акций консорциума: немецкая компания E.On, норвежская Statoil и швейцарская Axpo. В Болгарию и Черногорию планируется построить ответвления от этого газопровода. По имеющемуся проекту, предполагается передавать 6 млрд кубометров газа в Турцию и 10 млрд кубометров в страны Европы.
Инвесторы обосновывают изменение проекта более низкой стоимостью, меньшими транзитными сборами (действительно, TAP почти вдвое короче Nabucco), а также нежеланием обострять отношения с Москвой. Но эти соображения высказывались около года назад, еще до украинского кризиса, когда отношения между Россией и ЕС были более или менее дружелюбными.
Теперь же, судя по всему, в проект нового газопровода вкладываются больше политические, нежели экономические расчеты. И это явно просматривалось уже на церемонии его закладки. В Баку присутствовали президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Болгарии Росен Плевнелиев, премьер-министр Греции Антонио Самарас, премьер Грузии Ираклий Гарибашвили, премьер Черногории Мило Джуканович, министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, министр промышленности и энергетики Албании Дамиан Гикнури, исполнительный директор ВР Роберт Дадли. В дополнение к этой представительной делегации, было видеообращение президента Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, а также исполняющий обязанности спецпосланника Госдепа США по энергетическим вопросам Амос Хокштайн. Последний не только заявил о том, что президент США Барак Обама полностью поддерживает этот проект и США готовы в нем участвовать, но и сделал весьма интересное заявление, обозначающее американскую позицию: "Южный газовый коридор - это больше чем энергетика, инфраструктура. Это - видение, которое становится реальностью, соединяя Европу с Азией при помощи обеспечения энергоснабжения и энергетической безопасности. Это - видение долгосрочного сотрудничества стран и народов огромного региона. На самом деле, это модель глобального сотрудничества". А премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в своем выступлении подчеркнул: «Таким образом, мы интегрируемся в глобальные рынки».
Таким образом, это не просто газопровод и не просто продажа газа в Европу. Это нечто большее. Это модель интеграции всего Южнокавказского и Каспийского региона в глобальную систему, в которой доминируют США и Евросоюз.
Только этими политическими причинами можно объяснить отказ от сотрудничества с Россией, продемонстрированный в последние несколько месяцев. Российский газопровод «Южный поток» имеет гораздо большую проектную мощность — 63 млрд кубометров газа, что почти вчетверо больше, чем у «Южного газового коридора», и этот объем покрывает прирост потребления топлива в странах Евросоюза. Прохождение газопровода через Крым позволяет почти вдвое сократить стоимость постройки. В отличие от своего турецкого конкурента, который проходит по районам, граничащим с зоной боевых действий, и может быть атакован боевиками или диверсантами, «Южный поток» безопасен. В довершение всего, российский газопровод проходит вдалеке от сейсмически опасных районов. Преимущества российского варианта очевидны, но в дело явно вмешивается большая политика и экспансионистские планы.
Если бросить взгляд на события последних двух десятилетий, то нетрудно увидеть, что политическое положение в странах Южнокавказского, Каспийского и Центральноазиатского регионов в значительной мере определялось наличием у них нефтегазовых запасов и имеющимися системами их транспортировки на внешние рынки, в первую очередь, конечно, европейский. Скажем, относительно дружественная позиция Азербайджана к России определялась тем, что много лет главным маршрутом экспорта азербайджанской нефти был Волго-Донский канал и нефтепровод Баку-Новороссийск. Азербайджан готов был броситься в объятия Турции еще в самом начале 1990-х годов, однако Гейдар Алиев рассудил в 1994 году, что отношения с Россией и нефтепровод важнее, чем братство и пантюркистские идеи, которые на хлеб не намажешь. Когда в 2006 году был введен в строй нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), основной поток азербайджанской нефти пошел уже в обход России, и Азербайджан стал медленно дрейфовать в сторону западного политического блока.
Нечто подобное можно сказать и о Казахстане, который в начале 1990-х годов тоже был готов прыгнуть в "цивилизованный мир", благо международная обстановка позволяла. Но вопросы экспорта нефти, добываемой на месторождении Тенгиз, снова уперлись в Россию. Потребовалось строить нефтепровод КТК от Тенгиза до Новороссийска, что предопределило также пророссийский курс Казахстана. Как только появились другие маршруты: БТД (в котором была зарезервирована казахстанская доля), а также нефтепровод Атасу-Алашанькоу в Китай, Казахстан тут же стал проводить странную политику: с одной стороны он за евразийскую интеграцию, с другой стороны - ее критикует, то Казахстан за Россию, то от него не дождешься поддержки внешнеполитических инициатив…
Строительство новой газопроводной системы, по замыслу европейских лидеров, должно будет прочно закрепить Грузию и Азербайджан в фарватере европейской политики, превратить их в форпосты европейской политики, а также подготовить условия для "евроинтеграции" стран Центральной Азии. Пока что проблема присоединения закаспийских нефтегазовых богатств к трубопроводам, ведущим в Европу, не нашла своего разрешения. Мешает Каспийское море, а Россия категорически выступает против строительства каких-либо транскаспийских трубопроводов - это уничтожит хрупкую морскую экосистему, которую прикаспийские государства обязались совместно охранять.
Пока европейцы решают проблему транспортировки, американцы закрепляются на прикаспийских нефтяных месторождениях. Крупный консорциум работает на шельфовом месторождении Кашаган в казахстанском секторе. Оно должно будет давать основной объем добычи нефти и его прироста. По подсчетам казахстанских экспертов, после выхода Кашагана на проектную мощность, американцы будут контролировать 75% казахстанской нефтедобычи (в 2008 году для американских и европейских компаний составляла 42%).
В остальном дела у них идут не слишком хорошо. В Узбекистане американских инвестиций в нефтегазовой отрасли почти нет, но зато в западном Узбекистане довольно прочно укрепился российский "ЛУКОЙЛ". В нефтегазовой, особенно в газовой промышленности Туркменистана ведущая роль перешла к Китаю, который строит целую систему газопроводов из Туркменистана в западную часть КНР. В Афганистане и Таджикистане нефти особо нет. В Центральной Азии взять под контроль нефтегазовые ресурсы для западного блока затруднительно - сильная конкуренция со стороны России и Китая, на стороне которых инфраструктурное преимущество. Доллары сами по себе мало что значат, но вот пропускная способность трубопроводов - это важный фактор.
Потому в Центральной Азии в настоящий момент идет своего рода перетягивание нефтегазового каната. Каждая из трех сторон: Россия, Китай и США/ЕС пытаются склонить эти страны на свою сторону и закрепить их в этом положении, используя в качестве инструмента добычу и транспортировку нефти и газа, составляющую основу экономики всего региона. Строительство "Южного газового коридора" - это шаг к усилению европейско-американских позиций в Центральной Азии если не прямо сейчас, то в перспективе. Европейский банк реконструкции и развития уже выделяет крупные суммы для поддержки проектов в Азербайджане, начались разговоры о том, что «Южный газовый коридор» могут продлить дальше на запад и довести до Франции, в результате чего газопровод будет снабжать газом почти всю Южную Европу. Нельзя исключать, что потребителем этого газа станет и Украина. Не говоря уже о том, что мощности газопроводов в определенных пределах поддаются расширению и проект может предусматривать возможность прокладки второй нитки трубопровода.
Здесь нужно еще добавить иранский фактор. Иран обладает крупными запасами нефти и газа, в том числе у него есть крупные, пока не разрабатываемые месторождения в юго-восточной части страны. Имеется газопровод Тебриз - Эрзерум, мощностью в 20 млрд кубометров газа в год, который может поставлять газ в газопроводы "Южного газового коридора". Правда, раньше были политические коллизии, препятствующие участию Ирана в газопроводных проектах. Но сейчас, в свете того, что отношение к этой стране явно изменилось, и де-факто иранские вооруженные силы втянуты в войну в Ираке против боевиков ИГИЛ, теперь эти политические соображения сильно ослабляются или даже отпадают. Если Евросоюз принципиально договорится с Ираном по газовым поставкам, то он не только получит доступ к собственно иранским запасам, но и сможет также проложить сухопутный газопровод в обход Каспийского моря и подключить туркменский газ к европейской системе в обход России. Если это получится, то в перспективе европейцы и американцы смогут перетянуть всю Центральную Азию под свой контроль.
В свете этих соображений, можно сделать предположение, что внезапно вспыхнувшая война против ИГИЛ в северной Сирии и в севером Ираке, в которой теперь участвует почти вся западная коалиция, обусловлена тем, что этот самый ИГИЛ стал угрожать вот этим перспективным трассам газопроводов в Турции и в Иране. Именно поэтому, эту угрозу было решено срочно ликвидировать, невзирая на феноменальный поворот политики по отношению к Сирии и Ирану.
В ближайшие годы можно ожидать новых шагов по усилению западного влияния в прикаспийском и центрально-азиатском регионах, базирующихся на газопроводной политике. Не исключено, что эти шаги будут сопровождаться и вооруженными акциями. Россия же имеет альтернативные варианты газопроводов, которые способны помешать такому развитию событий.