В конце апреля в Таджикистане завершились специальные учения разведки вооруженных сил стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «Поиск-2016». Его участники – а это органы управления и около 1,5 тысяч разведчиков, армейская, оперативно-тактическая и военно-транспортная авиации из состава вооружённых сил Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана - продемонстрировали высокую боевую выучку и мастерство.
Цель этих учений, сказал генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, - поиск и уничтожение различных террористических групп, которые могут проникать на территорию наших государств. Кстати, о месте проведения учений разведчиков. Оно было выбрано не случайно. В близлежащих горных хребтах боевики объединённой таджикской оппозиции находили убежище и размещали свои лагеря как во время гражданской войны в 1992–1997 годах, так и после нее. Труднопроходимые места, козьи тропы… Перехватить здесь террористов, взять их живьём, а тем более боевую группу очень сложно. Тем не менее, разведчики показали, что им такие задачи по плечу.
«Проявления терроризма в непосредственной близости наших границ - это то, с чем надо бороться общими усилиями. Афганистан сегодня вынуждает нас быть постоянно готовыми. Мы должны не дать существующей там ситуации разрастись до открытой военной агрессии», - обратил внимание на сложившуюся ситуацию министр обороны Таджикистана Шерали Мирзо.
Опасения главы таджикского военного ведомства не лишены оснований. Только за первую половину 2015 года в Афганистане погибли 3329 человек, из которых более 1500 - мирные жители. За последний год количество совершаемых в Афганистане террористических актов и вооруженных нападений на военные объекты сил национальной безопасности значительно возросло. Но, как отмечают эксперты ООН, «холодная статистика не отражает весь ужас насилия в Афганистане».
За более чем десятилетний период американцам так и не удалось создать сильную и боеспособную афганскую армию, которая могла бы эффективно противостоять вооруженным формированиям "Исламского движения талибов" (ИДТ). Те, в свою очередь, практически беспрепятственно и успешно восполнили вакуум, возникший после ухода американцев. За последний год численность афганских бандформирований на порядок возросла из-за массовой миграции из Пакистана боевиков пуштунских племен, вынужденных искать пристанище в соседней стране в связи с часто проводимыми пакистанской армией операциями против местных террористов в приграничной с Афганистаном зоне.
Еще одна причина ухудшения обстановки в Афганистане -политический кризис, последовавший за президентскими выборами 2014 года. По признанию официальных афганских источников, в 20 из 34 провинций ситуация близка к критической. В некоторых провинциях власти реально контролируют не более 20% территории. Боевики вооруженной оппозиции крупными силами все чаще вступают в боевые столкновения с правительственными войсками. Они захватывают целые уезды, проводят теракты в крупных административных центрах, включая столицу. Для этого используют как самодельные взрывные устройства, так и террористов-смертников.
В настоящее время ситуация обостряется и в северных районах Афганистана, где насчитывается примерно 600 отрядов боевиков общей численностью до 8 тысяч человек. Они закрепляются в основном в районах, прилегающих к границам Таджикистана и Туркмении, укрепляют свое влияние и активно привлекают в свои ряды новых боевиков из числа афганских национальных меньшинств.
Уже сейчас на территории афганских провинций Бадахшан, Кундуз и Бадгиз, Фарьяб создано два своеобразных плацдарма для возможного проведения крупных провокаций против Таджикистана. Командование таджикских пограничных войск отмечает возросшую вербовочную и разведывательную деятельность экстремистских группировок «Исламского движения Узбекистана» и «Джамаат Ансаруллах» как за пределами Таджикистана, так и в своем приграничье.
Но наибольшую угрозу дестабилизации обстановки на севере страны представляет появление в регионе большого количества активистов-идеологов и боевиков запрещенной в России террористической организации "Исламское государство" (ИГ). По некоторым данным, они насчитывают от 600 до 1,5 тысяч человек. Существует мнение, что именно они в марте текущего года захватили и в течение нескольких часов удерживали одноименный административный центр провинции Кундуз для демонстрации своей силы и укрепления влияния в северных районах страны.
Однако в настоящее время радикалы ИГ делают ставку не на боевые действия. Эта группировка только набирает силу, накапливает людские и материальные ресурсы на севере Афганистана. Ее руководство налаживает отношения с руководителями и полевыми командирами ИДТ, а также местными производителями наркотического сырья. С большой долей уверенности можно предполагать, что в ближайшей перспективе, располагая огромными финансовыми средствами, "Исламское государство" будет принимать все возможные меры для установления влияния над местными отрядами талибов и взятия под контроль значительной части границы с Таджикистаном, общая протяженность которой составляет1344 км. При этом нельзя исключать случаев открытой вооруженной конфронтации между ИДТ и ИГ на севере Афганистана в целях передела сфер влияния и контроля над контрабандой.
По прогнозам командования войсками стран-участниц ОДКБ, крупный вооруженный конфликт на границах с Афганистаном вряд ли возможен в ближайшем будущем. Однако угрожающее накопление сил мусульманских экстремистов и террористов ИДТ и ИГ вынуждает союзные государства принимать превентивные меры для защиты государственных интересов и коллективной безопасности.
Подводя итоги учению, начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров подчеркнул, что оно прошло в условиях, максимально приближённых к реальности. «Сегодня мир стоит перед угрозами, особенно в Центральной Азии, - отметил он. - Стало очевидно, что для того, чтобы противостоять потенциальным угрозам, необходимо использовать все виды разведывательных сил - от наземных до космических». По его словам, важно упредить способного на внезапные действия вероятного противника, кем бы он ни был: террористической организацией «Исламское государство» или другим экстремистским формированием.