В критические моменты приходится выбирать. Половинчатая позиция может привести к краху. Сегодня это – дилемма для Эрдогана. Взгляните, с чем столкнулся в политике президент Турции, только что получивший полномочия, что твой султан. Его и зовут за глаза уже давно «султан Эрдоган».
Итак, во внутренней политике по итогам недавнего референдума о переходе власти в Турции от парламента к президенту Эрдоган получил поддержку чуть более половины граждан страны. Раскол общества с непонятными перспективами при нарастании напряжения вдоль юго-восточной границы Турции, где активизируются курды. Одного подобного вызова было бы достаточно для чрезвычайной озабоченности, но это – только часть проблем. Во внешней политике их – целый «букет». Турция разругалась с Евросоюзом. Турция помирилась с Россией. Турция думает о сотрудничестве с ЕАЭС. Турция старается понять, как ей выстраивать отношения с новым президентом США Трампом. Турция – на распутье. И на турецком гербе нет такого символа, как двухглавый орел у России, чтобы уверенно чувствовать себя в выстраивании отношениях, как с Западом, так и с Востоком. Полумесяц со звездой, это – образы совсем иной политики…
И вот, получив мандат на управление расколотой страной на десятилетие вперед, Эрдоган сейчас пытается понять, как ему выстраивать свою внешнеполитическую линию поведения. Поэтому, «для сверки часов», в начале мая он совершил два визита к лидерам ключевых держав – к Путину и к Трампу, а также обозначил свои намерения в отношениях с Европой и на Ближнем Востоке. В итоге, сегодня мы может оценить, с чем президент Турции вернулся к себе в Анкару после ударного месячника на международной ниве. Не забудем при этом, что Турция – страна НАТО, и что у Турции при Эрдогане взыграли давно забытые османские претензии.
Из России Эрдоган вернулся с договоренностями о покупке комплексов ПВО С-400, развертыванием работ по строительству атомной электростанции «Аккую» и активизации «Турецкого потока», а также – с новой инициативой о создании на территории воюющей Сирии четырех зон безопасности, гарантами которых являются Москва, Анкара и Тегеран. Россия со своей стороны, добилась от турок моментального снятия ограничений на поставку зерна, которые были отменены на следующий день после встречи президентов в Сочи. Весьма неплохо.
На этом фоне результаты встречи в Вашингтоне с Трампом у Эрдогана куда как скромнее. Пресса более обсуждала мордобой его охранников с турецкими и курдскими эмигрантами, протестовавшими против визита, за что Эрдоган получил даже «выговор» в Конгрессе США. А 20-минутные (!) (стоило ли из-за 20 минут встречи лететь через океан?) переговоры с Трампом не принесли ничего. По их завершению Эрдоган высказался коротко и ясно: Турция будет действовать против сирийских курдов «без учета мнения США». Более того, советник президента Турции Ильнур Чевик заявил, что «американские спецназовцы, находящиеся на подконтрольных курдам территориях Сирии, могут стать целью для удара турецких ракет». Высокие отношения…
Вторая тема, которую поднял Эрдоган в Белом доме – выдача из США его врага Фетхуллы Гюлена, которого президент Турции обвиняет в подготовке государственного переворота, подавленного прошлым летом. И здесь – безрезультатно, хотя американская пресса отмечает, что данный вопрос Трамп может решить в отличие от Обамы, при котором перспектив выдачи Гюлена не было никаких.
С американской стороны своя логика – Трамп обещал покончить с ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в России), а своих солдат подставлять не хочет и намерен воевать чужими, в данном случае, курдскими руками и жизнями. Сегодня ему важнее победа над исламистами, но завтра он может пожалеть о том, что так обидел Турцию. Использование же американцами возможностей курдов в борьбе против ИГИЛ на территории Ирака и Сирии вызывает резкие протесты со стороны Анкары. Для турок курды представляют опасность, особенно те, кто взял в руки оружие и борется за независимость. В случае их успеха развал Турции гарантирован. А тут у куров появляется такой военный союзник, как США. Есть от чего Эрдогану нервничать.
От Трампа в этом вопросе он добился максимально того, что Анкару должны посетить для предметных переговоров высокопоставленные чины разведки и армии США. И у президента Турции настроение не улучшилось. Правда, он может его испортить и американцам, если тихие разговоры на тему «а не выйти ли нам из НАТО» станут более громкими. Ведь, Турция, как ни крути – южный фланг Североатлантического пакта и вторая у неё по численности сухопутная армия. И после этого дырка будет в НАТОвской стратегии больше, чем «от бублика».
Если кто-то сомневается в способности Эрдогана провести подобный разворот, то посоветует взглянуть на все обостряющиеся отношения Турции с партнерами по НАТО, которые одновременно являются членами Евросоюза. Напряжение по линии Анкара – Брюссель возросло до такой степени, что в ЕС заявляют: «турок в Евросоюзе не будет», а на берегах Босфора подумывают о развороте на Восток и развертывании сотрудничества с Евразийским экономическим союзом. Да, там многое будет зависеть от позиции Армении, которая не забыла турецкий геноцид, однако, перспективы такого сюжета просматриваются.
Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявил по итогам встречи Владимира Путина и Реджепа Эрдогана: «После успешных переговоров началось наше новое партнерство с Россией. Теперь мы ускорим отношения между Турцией и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС)». А затем Эрдоган намекнул, что Турция в ближайшее время может провести референдум по вопросу о возможном изменении своего стратегического курса. Бомба!
Более того, Эрдоган в канун визита к Трампу вдруг сделал сенсационное заявление, обратившись ко всем мусульманам мира с призывом… «отвоевать Иерусалим»! Скандал с Израилем. Но… заявка на лидерство в исламском мире, как минимум. Несмотря на то, что те же арабы помнят османский гнет и не испытывают никакого желания опять попасть под турецкую руку. И, тем не менее, Эрдоган обостряет ситуацию и на этом направлении.
Что это, как не контуры нового стратегического курса Турции? Россия, Иран – союзники. Арабов зовут на штурм Иерусалима под руководством «султана Эрдогана». В ряду соперников и даже противников – Израиль вместе с курдами, да ещё Евросоюз, с которым Эрдоган перешел на общение языком ультиматумов. Не будем забывать, что на границе Турции с Европой концентрируется до 2 миллионов беженцев, готовых рвануть в ЕС. Роль США ещё не определена, но Вашингтон явно не в друзьях.
При этом Эрдоган ещё и рушит основы собственно турецкой жизни, созданные и поддерживавшиеся по заветам Кемаля Ататюрка почти век. Да, сегодня «султан Эрдоган» явно – на распутье. Но его показательный разрыв с Западом, похоже, становится самым ярким событием в турецкой истории начала XXI века. На многое же он замахнулся!