На встрече с Владимиром Путиным, президент США Дональд Трамп сидел на краешке кресла, как школьник перед директором. Потом он начал всем рассказывать о «жестком разговоре», который учинил российскому лидеру: «Я вел себя очень жестко с президентом Путиным. У нас очень важные отношения» — сказал Трамп в интервью Reuters. Трамп также разъяснил успех переговоров в той части, что касалась Сирии: «Мы просто сели и решили вопрос о перемирии». Президент США явно наигрывает себе авторитет и строит крутого парня… сидевшего перед Путиным, как провинившийся школьник:
Конечно, мечта Трампа – вернуть любимой им Америке статус Великой страны, однако… как говорил герой «Кавказской пленницы» в тосте: «Выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!» И вот здесь у американского лидера есть совсем не маленькие проблемы, а Проблемищи!
Мы, конечно, может утверждать, что Дональд Трамп начал вести свою внешнюю политику, и будет её вести только и исключительно в интересах США. А, точнее – в интересах крупного бизнеса США, усилиями которого он и был приведен к власти в Белом Доме. Но мифы не можем не видеть, как не простило Трампу его появление в Белом доме то – иное – сообщество из кругов «US business & finance», которое завязано не на местных «почвенников», а на интересах «глобалистов». И что будут они «тормозить» деятельность Трампа, вплоть до блокирования проводить ему какую угодно политику – что внутреннюю, что внешнюю.
Да, если вспомнить, о чем говорили в Гамбурге лидеры России и США, то сконцентрировали они внимание на таких «горячих точках», как Сирия, Украина, ядерная программа Северной Кореи и кибербезопасность. Видимо, «за кадром СМИ» остались ещё несколько «больных проблем» наших взаимоотношений – тот же арест российской дипломатической собственности в США. В общем, Трамп строил беседу так, чтобы противники как можно спокойнее восприняли его первый прямой разговор с президентом России.
Но, если следовать формальной логике, «жесткий разговор» Трампа по поводу «вмешательства русских в американские выборы» мог выглядеть примерно так: «Вы виноваты! Вы вмешались в наши дела, и меня… избрали». То есть, рассуждая логично, Трамп не мог выразить «протест», а мог выразить только «благодарность за поддержку». Вы верите в такой сюжет? Значит, вмешательства не было – и это ещё одно косвенное доказательство. Впрочем, с логикой за океаном, судя по всему, не дружат. Особенно в атмосфере политической истерии.
У Трампа в тылу масса «партизан» из Конгресса и демпартии, которые мечтают послать «под откос» и его лично, и его политику, которая может угрожать их привычным мягким и сытным местам в истеблишменте. Противостояние в Штатах сродни сюжету «Гражданская война в США 2.0». Пока без «войны с мятежными штатами» – а среди них и Калифорния, и Техас, но уже с «охотой на ведьм». Трамп прямо написал про это в своем Твиттере: «You are witnessing the single greatest WITCH HUNT in American political history – led by some very bad and conflicted people!» - «Вы являетесь свидетелями величайшей в истории американской политики ОХОТЫ НА ВЕДЬМ — ведущейся очень плохими и конфликтными людьми!» Дата этого Твитта – 15 июня 2017 года.
И вот в связи с этим по итогам встречи Лидеров двух Держав возникает много вопросов, часть из которых, да простят меня внимательные читатели, автор уже ставил в других своих публикациях, настолько они, по нашему мнению важны. Итак…
Можем ли мы предположить, что первый прямой контакт Лидеров России и США важен, как шаг к открытию диалога двух Держав? Да, и это прямо подтвердил советник Трампа по нацбезопасности Макмастер (Herbert Raymond McMaster): «Никто не рассчитывал на решение каких-либо проблем в ходе этой встречи. Однако это стало началом диалога по некоторым сложным вопросам, над которым мы начинаем работать вместе». Оценка Дональда Трампа: на встрече с британским премьером Терезой Мэй в Гамбурге он назвал беседу с Владимиром Путиным «потрясающей». Оценка Владимира Путина сразу после переговоров: «…Если так мы будем строить отношения, как шла наша беседа вчера, то есть все основания полагать, что мы сможем восстановить, хотя бы частично восстановить тот уровень взаимодействия, который нам нужен».
Можем ли мы предположить, что президент США Дональд Трамп будет, прежде всего, заботиться о том, чтобы его любимая «Америка опять стала великой»? Безусловно! И отношения с Россией вполне укладываются в эту его стратегию – без нас ему не решить многие проблемы по всему «шарику», слишком глубоко американцы влезли в разного рода конфликты, а сегодня ресурсов на всё у них не хватает. Впрочем, нам не стоит помогать им везде, где России самой это не выгодно.
Можем ли мы предположить, что президент США Дональд Трамп готов переложить на плечи и на бюджет России заботы о тех землях, странах и территориях, которые США сейчас уже совсем не по силам поддерживать по той причине, что Трампу надо поднимать любимую Америку, а не тратиться на лимитрофы? Безусловно. Но одновременно мы можем сказать и то, что Россия помнит, как вели и ведут себя те страны и политики – бывшие друзья и союзники СССР, которые за предыдущие ¼ века сначала перевернулись лицом на Запад, а теперь не прочь развернуться в обратную сторону по причине того, что у Запада все меньше денег на прокорм этих лимитрофов – они же все сидят на дотациях Евросоюза и подачках США. Если Трампу с его сокращениями бюджета «тянуть русофобскую телегу» уже и не интересно, и не выгодно – одни убытки от этих русофобов, то намерения переложить ответственность за их будущее «с больной головы на здоровую» у нас уже зафиксировали. И Владимир Путин не случайно прошелся по украинским политикам именно под этим углом: «У них остался только один “товар”, которым они успешно “торгуют”, – это русофобия». Он ничего не сказал о других бывших «братьях по соцлагерю», но это и так понятно.
Можем ли мы предположить, что у президента США весьма сложно складываются отношения с ведущими странами Евросоюза – не случайно же Трамп после резкого охлаждения с Меркель начал резкое сближение с Макроном? Да, и, похоже, что этот факт дает новое пространство для нашей дипломатии на европейском треке. Игра на противоречиях – дело тонкое, но перспективное.
Можем ли мы предположить, что деньги станут решающим фактором в борьбе за власть в США, если Трамп предложит своим контрагентам-оппозиционерам из того же Конгресса «хорошую прибыль с его правления»? И вот тут – вопрос открытый. Совсем не редко в последние годы мы становимся свидетелями ситуации, когда, вопреки формуле «политика есть концентрированное выражение экономики» видим совершенно иной расклад: политика давит экономические интересы на корню. Да, именно политические интересы могут противопоставить Трампу те группы истеблишмента США, которых уже не интересуют деньги (они в деньгах купаются), а интересует только Власть – с большой буквы. И, более того, важнейшая функция Власти – «страховка» в условиях возможного краха существующей Финансовой Системы. У Власти, как минимум – бюджет и золотовалютные запасы. А это – «подушка безопасности» на первое время…
Вот почему так жестко выступили против Трампа его оппоненты. Вот почему телеканал CNN, например, углядел в действиях американского президента «если не глупость, то предательство», и после встречи в верхах на его сайте появилась статья под названием «Путин очаровал очередного американского президента». А бывший порт-пароль госдепа Джейн Псаки написала здесь же комментарий под многозначительным заголовком «Путин расставил ловушку, и Трамп в нее попался». Да и влиятельнейший журнал «Foreign Policy» позволили себе статью под заголовком «Трамп сделал из Америки школьного двоечника». Заметьте, не мы это предложили…
В завершении напомним и о том, что не успел Трамп вернуться в Вашингтон, как в Конгрессе его «осчастливили» запуском законопроекта об импичменте – отречении Трампа от власти. Демократы постарались. И полугода не прошло, как Трамп принимал присягу…
И что сделал Трамп? Он развернулся и через сутки вернулся в Европу, в Париж, к Макрону – праздновать 14 июля День падения Бастилии.
Будет интересно, если Трамп, которому за рубежами США теперь значительно комфортнее, чем в Белом доме, проведет большую часть своей каденции в разъездах. В дороге так приятно помечтать…
Но это может стать для него жестокой реальностью.