В семействе НАТО большие проблемы. Настоящий скандал. Поссорились Германия и Турция. В четверг министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль собрал в МИДе пресс-конференцию и объявил, в частности, о «новой направленности» политики его страны в отношении Турции. Ради этого он даже прервал свой отпуск, который проводил на элитном острове Силт в Северном море. А ведь известно, что наиболее «трепетно» бюргеры относятся в этой жизни к двум вещам – рождественским подаркам членам семьи и к своему отпуску.
Кстати, на этой пресс-конференции поприсутствовал его однопартиец и нынешний лидер социал-демократов, кандидат в канцлеры Мартин Шульц. Большинство местных наблюдателей отмечают, что стиль речи Зигмара Габриэля больше походил на предвыборное выступление. Они уверены, что, несмотря на предварительное заявление Габриэля о том, что детали новой турецкой политики ФРГ согласованы в Ангелой Меркель, министр иностранных дел и вице-канцлер Габриэль был так напорист и красноречив именно ради контраста с Меркель, которая проявляет в отношении Турции известную сдержанность.
Поводом для объявления Германией о пересмотре своего отношения к важному союзнику по НАТО стал перевод в следственный изолятор накануне в Анкаре немецкого правозащитника Петера Штойдтнера, которого до этого продержали две недели в полицейском участке по обвинению в терроризме. Из выступления Габриэля в Берлине следует, что «наказать» Турцию немцы собираются прежде всего за счет экономических «санкций». Так, глава МИД ФРГ призвал немецких граждан проявлять «повышенную осторожность» при турпоездках в Турцию на отдых, ведь тамошние курорты пользуются у немцев до сих пор большой популярностью, которая, правда, за минувшие пару лет постепенно падала. Между тем, туризм является для Турции важнейшей отраслью и статьей доходов госказны. Но «тот, кто арестовывает и бросает в тюрьму невинных туристов по надуманным обвинениям, тот растаптывает европейские ценности», указал немецкий министр иностранных дел.
Кроме того, Германия заново пересмотрит целесообразность своей программы государственного страхования «Гермес» для немецких фирм в Турции. По словам Габриэля, должны быть «переосмыслены инвестиционные кредиты и экономическая помощь, а также дотации Евросоюза, предназначенные для вероятных кандидатов на вступление в ЕС». «Никому нельзя советовать инвестировать в страну, где больше нет надежного правопорядка, а уважаемые компании обвиняются в связях с террористами, где даже были случаи незаконного лишения прав собственности по политическим мотивам. Так что, я не представляю, как мы, в качестве правительства ФРГ, сможем в дальнейшем давать там госгарантии немецкому бизнесу», цитирует вице-канцлера Berliner Zeitung.
Так, в среду эффект разорвавшейся бомбы произвела на деловое сообщество Германии публикация в еженедельнике Die Zeit, согласно которой Анкара обвиняет в пособничестве терроризму многие немецкие фирмы. В списке 68 компаний и частных лиц. Забавно, что наряду с такими крупными концернами, как Daimler и BASF, турки включили в него небольшой ночной продуктовый магазин и закусочную в земле Северный Рейн-Вестфалия. Все они, якобы, поддерживают связь с проживающим в США исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом. Как известно, Реджеп Эрдоган считает его организатором и вдохновителем неудавшегося антиправительственного путча в Турции в июле 2016 года. Между тем, по данным немецкого Агентства внешних экономических связей, Германия является крупнейшим импортером турецкой продукции и второй, вслед за Китаем, страной-экспортером в Турцию. Всего же бизнес в Турции ведут 6800 немецких фирм, а объем торговли между двумя этими партнерами по НАТО составляет примерно 37 млрд евро.
Следует признать, что отношения Германии и Турции последовательно ухудшались в течение целого года. Например, Турция сильно обиделась, когда в июне прошлого года немецкий Бундестаг принял резолюцию, в которой массовые убийства армян в 1915 году в Османской империи были признаны геноцидом. В резолюции отмечалось, что власти Германии, которая была главным военным союзником Османской империи, знали о преследованиях армян, но никак на них не отреагировали. ФРГ считает себя "ответственной в том, чтобы стремиться к переосмыслению этого преступления и чтить память о нем", указано в ее тексте. Обиделся Эрдоган и на то, что Германия недостаточно явно выразила ему свое сочувствие по поводу пережитого им путча, а лишь призвала к тому, чтобы – ввиду массовых арестов по всей стране - в Турции лучше соблюдались права человека и не страдали невинные люди.
Кстати, за, якобы, причастность к попытке прошлогоднего переворота в Турции были арестованы 22 гражданина Германии. Местные прокуроры обвинили их в причастности к вооруженным террористическим организациям. До сих пор в турецких следственных изоляторах остаются 9 граждан ФРГ, которых, несмотря на вмешательство канцлера и вице-канцлера ФРГ, Реджеп Эрдоган выпускать упорно отказывается. Кроме того, Эрдоган обвиняет ФРГ в том, что она приютила и не выдает ему беглых турецких офицеров, да еще и поддерживает на своей территории деятельность Рабочей партии Курдистана. Между тем, эта организация в Германии вообще запрещена.
В свою очередь, Германия регулярно критикует турецкого лидера за его авторитаризм и намерение возродить в Турции смертную казнь. Отказ Эрдогана допустить депутатов Бундестага на турецкую авиабазу Инджирлик, где до последнего времени находились военнослужащие Бундесвера, после долгих месяцев препирательств между союзниками по НАТО привел к тому, что правительство ФРГ недавно приняло решение перевести своих солдат в Иорданию. Теперь, кстати, та же самая история развивается уже и в отношении авиабазы НАТО Конья в Турции. Власти пока препятствуют прибытию туда парламентариев из Германии для встречи со своими соотечественниками, хотя база эта находится в юрисдикции альянса, а не Турции.
Что же касается реакции Анкары на «новую направленность» политики Берлина в отношении Турции, то представитель президента Эрдогана Ибрагим Калин уже обвинил правительство Германии в том, что в случае с Петером Штойдтнером оно «пытается отдавать приказы турецкой юстиции, что является проявлением неуважения к ней». Более того, «враждебное отношение к Реджепу Эрдогану достигло в Германии уровня мании преследования», заявил высокопоставленный чиновник. Не трудно предположить, что «обмен любезностями» между этими союзниками по НАТО еще продолжится.