1 сентября 2017 года вступает в силу Соглашение об ассоциации Украина-ЕС – «Association agreement between the European Union and its Member states, of the one part, and Ukraine, of the other part». В сообщении официального журнала Европейского союза сказано: «Соглашение об ассоциации между Европейским союзом и Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с одной стороны, и Украиной, с другой стороны, подписанное в Брюсселе 21 марта 2014 и 27 июня 2014 года, вступает в силу с 1 сентября 2017 года, согласно статьи 486 (2) Соглашения». В общем, перемога.
А теперь посмотрим внимательно, а за что, собственно, на Майдане Незалежности боролись? Заглянем в некоторые статьи этого 906 страничного документа, которые, раскроют детали сотрудничества между Евросоюзом и Украиной. Там много такого… Впрочем, знакомьтесь и не говорите, что Вы этого не знали, хотя по признанию киевских властей, «работа над Соглашением об ассоциации Украины и ЕС заняла 10 лет, а его подписание состоялось уже в 2014 году после Революции достоинства».
Итак, после десяти лет переговоров в Соглашении фигурируют, в частности, такие пункты:
- В Соглашении говорится о «регулировании предельных значений выбросов для существующих заводов». После подписания Соглашения, когда даже подзаконные акты ЕС станут частью законодательства Украины, Совету Ассоциации останется только «определить расписание по внедрению Украиной этих условий для существующих установок». В указанный Совет войдут 28 представителей Евросоюза и 1 (!) представитель Украины. Кто после этого будет решать при таком «контрольном пакете», закрывать или не закрывать очередной украинский металлургический завод?
- Сам факт численного превосходства в Совете Ассоциации представителей ЕС указывает на то, что голос украинской стороны никак не будет влиять на принимаемые решения. Оспорить выводы Совета Ассоциации Украина не имеет права, ибо, согласно, например, статье 475, «решение, принятое соответствующим установленным органом… не должно оспариваться» («А decision taken by the relevant institutional body, or the failure to take a decision, shall not be subject to dispute settlement»).
- После вступления в силу Соглашения Украине запрещено будет экспортировать газ и электроэнергию по ценам выше внутренних, которые сейчас ниже экспортных. Следовательно, чтобы экспортировать энергетические товары в Европу, придется повышать их цены для украинского потребителя.
- Если до 2014 года Украина экспортировала в Европу 3 млн т пшеничного зерна, то теперь поставки пшеницы в ЕС будут ограничены 1 миллионом.
- Из 300 тыс. т сахара, которые Украина способна продавать Евросоюзу, ей будет позволено поставлять в 10 раз меньше.
- Подобные же ограничения предусмотрены для всех видов сельхозпродукции.
- По 24 группам сельхозтоваров Украина обязуется ежегодно снижать экспортную пошлину на один процент, вплоть до нуля.
- По разным видам сырья, включая продукцию первичной переработки металлов, Украина обязана сразу же после вступления в силу Соглашения установить экспортные пошлины вдвое ниже тех, что ей удалось отстоять на переговорах по вступлению в ВТО. А в течение 7-10 лет и вовсе довести до нуля.
- После вступления в ВТО Украина была обязана ввести запрет на продажу мяса, сала, масла и молока, произведённых в домашних хозяйствах (прощайте, базары и ярмарки!). Теперь Соглашение о ЗСТ накладывает подобные же ограничения на домашние квашеную капусту, соления, моченые яблоки, натуральное масло, телячью вырезку и даже мед, потому что «Директива по общему каталогу сортов сельскохозяйственных видов растений» строго указывает, что именно произрастающее на украинских черноземах, может продаваться – упомянутых продуктов там не указано.
- Рекомендации Еврокомиссии гарантируют «сосуществование генетически модифицированных зерновых культур с обычным и натуральным сельским хозяйством». То есть в магазинах не будет больше упаковок со штампом «Без ГМО».
- «Оборонка», которая еще живет за счет иностранных заказов, после подписания Соглашения может лишиться внутреннего госзаказа. В тендерах на снабжение силовых структур Украины обязательно участие фирм из ЕС, которые, судя по многолетнему опыту, поначалу, демпингуя, перебьют заказы у местной промышленности, а затем, убив её, взвинтят цены.
- Неукоснительное требование к Украине – «Директива по развитию железных дорог». Она, в частности, предусматривает ликвидацию государственного статуса «Укрзалізниці» и, таким образом, повышение тарифов на перевозки по причине прекращения дотаций из государственного бюджета. «Развитие железных дорог» предусматривает и выполнение Директивы «О совместимости железнодорожных систем в рамках Сообщества». Притом, что ширина железнодорожной колеи на Украине – 1520-мм. А в Европе – 1435-мм. Общая длина железных дорог Украины – более 30 тысяч. По ним ездят 139,5 тысячах вагонов и 6,1 тысячах тепловозов, электровозов, дизель-поездов. Где Украине брать деньги на замену всего того?
- «Для поношенной одежды и других подержанных вещей, находящихся в пределах украинского таможенного кода 6309 00 00, Украина устранит таможенные пошлины на импорт». Дешевый европейский сэконд-хенд убьет украинскую швейную промышленность.
- В течение 4-5 лет Украина должна ввести все европейские стандарты в качестве национальных. Это – более 20 тысяч стандартов: от расположения лампочек, розеток, вида дорожных знаков и «зебр» на переходе до шага резьбы гаек и болтов. Украина должна отказаться не только от национальных стандартов, но и отозвать, как несоответствующие европейским, межгосударственные, действующие в рамках СНГ. После этого ни одно украинское предприятие не сможет поставлять продукцию в Таможенный союз, где сейчас свои ГОСТы.
- «Директива по структуре требований дизайна в соответствии с экологическими принципами регулирования энергии при использовании материалов» требует таких стандартов, что в соответствии с ней украинский кирпич ценой в 1 гривну может оказаться несоответствующим европейским нормам экодизайна, и потребуется вести строительство из импортного кирпича, стоимостью 5 евро.
- Украина должна гарантировать, что приведет все законодательство в соответствие с юридическими актами ЕС. Более того, любой вновь принятый документ Еврокомиссии, Совета Европы и т.д. должен быть немедленно имплементирован в законодательную систему Украины. В Соглашении четко прописано: «Украина должна гарантировать, что в конце соответствующего периода времени, ее законодательство будет полностью совместимо с принятыми юридическими актами ЕС».
В Соглашении также заложены:
- Отмена импортных и экспортных сборов с обеих сторон, полностью открытый для европейских товаров украинский рынок.
- Полная защита европейских интеллектуальных прав на Украине.
- Запрет тайного или явного субсидирования национальных товаров притом, что в Западной Европе сами активно субсидируют аграриев.
- Стандартизация сельскохозяйственной и животноводческой продукции по европейским нормам.
- Модернизация газотранспортной и энерготранспортной системы Украины с ее фактическим переходом под контроль ЕС.
Соглашение это рассчитано на 10 лет, и раньше данного срока даже вопрос ассоциированного членства Украины в ЕС ставиться не будет. Из смысла Соглашения вытекает, то эти 10 лет – лишь первая фаза «сближения». До той поры, а, скорее всего, и после, на членство в ЕС Украина рассчитывать не может.
Более того, в свое время на Украине подсчитали: для перехода украинской экономики на европейские стандарты необходимо не менее 20 миллиардов евро в год (1), а, в целом, на переходный период нужно около 160 миллиардов евро. Таких средств здесь нет от слова вообще.
И, наконец, мнение известного профессора политэкономии и политики университета Висконсин-Милуоки Джеффри Соммерса. Уж американцам-то чего наводить тень на плетень – они говорят, что думают. А думают они вот что: «На Украине появится класс рабочих, которые не будут ничем защищены, не обеспечены никакими гарантиями. Очень сильно упадет уровень жизни, ведь сократиться внутренний рынок, а никаких средств на развитие и никакой поддержки промышленности и сельского хозяйства, разумеется, не будет. Зато, как только Соглашение начнет работать, дешевые западные, в том числе, американские товары хлынут на Украину, а за ними последуют развал национальной промышленности, подрыв сельского хозяйства и толпы безработных, которым придется искать работу на Западе».
И назад дорога заказана…
Да, уж. Незалежность очень дорого стоит.