Президент Ирана Хасан Роухани посетил Индию, где провел важные переговоры с премьер-министром Нарендрой Моди и другими высокопоставленными индийскими чиновниками. За событиями такого рода пристально наблюдают аналитики, политики, экономисты, бизнесмены. Они-то понимают - было бы слишком узко рассматривать трехдневный официальный визит главы иранского кабмина в Нью-Дели в рамках развития лишь двусторонних ирано-индийских отношений хотя бы потому, что речь идет о двух крупных и очень влиятельных азиатских игроках.
Россию связывают с обоими государствами многовековые отношения, стратегическое партнерство, сотрудничество в рамках БРИКС, объединения, в котором Индия является постоянным членом, а Иран имеет статус наблюдателя и готовится также войти в него в качестве полноправного участника. Поэтому для Москвы укрепление ирано-индийских контактов имеет важное значение.
Тегеран и Нью-Дели оценивают визит как весьма продуктивный, направленный на укрепление политического и экономического сотрудничества как в двустороннем формате, так и в более широком контексте евразийского партнерства. Прежде всего «расширение отношений между Ираном и Индией не только приносит пользу народам обеих стран, но и обеспечивает стабильность и безопасность в регионе», цитирует иранское агентство ИРНА слова Хасана Роухани, сказанные им в ходе встречи с министром иностранных дел Индии Сушмой Сварадж. В свою очередь, во время беседы с Роухани премьер-министр Индии Нарендра Моди призвал обе стороны к расширению взаимного сотрудничества в борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. И это, безусловно, очень важный аспект визита.
Поездка Роухани в Нью-Дели стала важным этапом в реализации внешнеполитической стратегии иранского президента, объявленной им еще в качестве кандидата в ходе выборов в 2013 году и известной как «Взгляд на Восток». Эта внешнеполитическая доктрина подразумевает приоритетное развитие связей с традиционными партнерами Исламской Республики по Азиатскому региону, в том числе в целях искоренения насилия и предотвращения войны. Это особенно актуально в момент, когда в Афганистан перебрасываются из Ирака и Сирии потерпевшие там поражение боевики террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена на территории РФ). Иранское руководство в последние месяцы неоднократно подчеркивало, что видит одну из основных причин напряженности в Азии и на Ближнем Востоке в разжигании розни между шиитами и суннитами.
В ходе посещения южноиндийского города Хейдарабад, населенного в основном мусульманами и выступая там перед местной исламской общиной, Хасан Роухани не упустил возможности призвать собратьев по вере к единству. Проблемы в мусульманских странах не могут быть решены поставками оружия или военными средствами, но только путем межконфессионального диалога, отметил глава иранского правительства. «Мы не хотим никакого разрыва ни с какой-либо мусульманской страной, ни с региональным государством, ни с дружественным народом», - подчеркнул президент ИРИ позицию своей страны. Обвинив Запад в искусственном разжигании розни между исламскими общинами и в создании террористических группировок типа «Исламского государства», Роухани сказал: «Западный мир расколол мусульман, создав группировки, действующие во имя ислама и джихада, которые не имеют никакого отношения к истинному исламу».
Продуктивность визита Роухани в Индию имеет не только важное политическое значение, но и вполне материальный результат. В Нью-Дели было подписано 15 соглашений по сотрудничеству в политической, правовой, экономической и культурной сферах.
Одно из важнейших соглашений в экономической области – это документ о дальнейшем развитии единственного в Иране океанского порта Чабахар в юго-восточной провинции Систан и Белуджистан, через который грузы из Индии в настоящее время доставляются в Центральную Азию, и в частности в Афганистан.
Первую очередь реконструированного портового комплекса Чабахар (порт Шахида Бехешти) Хасан Рухани открыл в декабре прошлого года. Индия уже инвестировала в строительство Чабахара и его оснащение десятки миллионов долларов. А общий пакет индийских инвестиций в этот проект составит порядка 500 миллионов долларов. Кроме того, индийские компании будут инвестировать и в развитие железных дорог на территории Исламской Республики, по которым грузы будут доставляться к порту. Речь, в частности, идет о железной дороге Чабахар-Захедан, что позволит соединить афганские и иранские железные дороги и вывести Афганистан к иранскому торговому порту. Уже строится в Иране и железная дорога Мешхед-Захедан, часть будущей магистрали, которая соединит Среднюю Азию с Чабахаром и подключит порт к единой цепи железных дорог до Европы.
Планируется также поставка 200 индийских локомотивов. Общий же пакет индийских инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры Ирана может составить порядка 2 млрд долларов.
Порт Чабахар, становясь важным транзитным узлом, предоставляет Индии стратегический доступ к торговле с Ираном, Афганистаном, Центральной Азией и Россией через Международный транспортный коридор Север-Юг.
Неспроста Нарендра Моди назвал Чабахар «золотыми воротами», открывающими для Индии новые рынки.
Решимость, с которой Индия взялась за проект Чабахар, свидетельствует о том, что эта страна сделала выбор в пользу собственного развития и взаимовыгодного сотрудничества с Ираном после долгих лет оглядки на США и открытого давления Вашингтона на Нью-Дели. Как говорится, своя азиатская рубашка ближе к телу.
Интенсивно развивающаяся индийская экономика нуждается в энергоресурсах. Индия на сегодня является четвертым по величине импортером природного газа. И вопрос его цены для страны не праздный. Именно поэтому на переговорах в Нью-Дели активно обсуждался проект строительства подводного газопровода из Ирана в Индию через Оман, протяженностью 1 300 км.
По некоторым оценкам, природный газ, импортируемый по глубоководному трубопроводу, обойдется примерно на 30% дешевле, чем доставляемый на судах сжиженный газ. В этом случае экономия для Индии составит примерно 1 миллиард долларов в год, говорится в исследовании индийской компании South Asia Gas Enterprise Pvt Ltd (SAGE). По сегодняшним оценкам, стоимость проекта - более 4 млрд долларов. Газопровод может быть построен за два года и будет рассчитан на поставку 31,5 млн кубометров газа в сутки. Причем газ сможет экспортировать по трубопроводу не только Иран, но и другие страны по контрактам замещения, например Россия или Туркмения.
Проект глубоководного газопровода может стать альтернативой трубопроводу «Мир», который сначала планировалось тянуть из Ирана как в Пакистан, так и в Индию. Но под давлением США Индия вышла из контракта в 2009 году.
Проект может помочь обеспечить бесперебойную доставку энергоносителя для производственных мощностей в Индии, в том числе металлургических заводов и предприятий по производству строительных материалов и удобрений. Иными словами, газопровод напрямую свяжет производителей и потребителей газа.
Иран уже сейчас является третьим поставщиком нефти в Индии. Долговременное партнерство в газовой сфере стало бы фактором стабильности в регионе, в том числе стабильности развития. «Такие долгосрочные контракты в энергетическом и транспортном секторах превратят две страны в стратегических и надежных партнеров», - заявил в этой связи президент Ирана Хасан Роухани во время субботней встречи с главой правительства Индии.
В целом же с реализацией всех этих транзитно-транспортных и энергетических проектов речь может идти о формировании новой конструкции внешней торговли в регионе Южной и Центральной Азии. И вкупе с процессом укрепления региональной безопасности это отвечает и интересам России.