Премьер-министр Ливана Саад Харири выступил во вторник с речью, в которой объявил о принятом им решении подать в отставку с поста главы коалиционного кабинета. По словам премьер-министра, он старался найти выход из кризиса и ответить на требования народа. "Однако все эти попытки зашли в тупик, и я ухожу в отставку", - сказал он. Харири призвал ливанцев сохранить гражданский мир и не допустить ухудшения экономической ситуации.
Как пояснил старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов, "кризис в Ливане связан с социально-экономическими проблемами и спровоцирован попытками правительства повысить налоги. Действуют и внешние факторы, поскольку Ливан в той или иной степени связан с сирийским конфликтом. Пребывание в Ливане большого количества сирийских беженцев, большинство из которых исповедует сунизм и часть из них является сторонниками оппозиционных и вооруженных сирийских группировок, - все это в какой-то степени изменило социальный и конфессиональный ландшафт Ливана, и этим пользуются внешние силы. Не секрет, что Ливан поддерживается Ираном, и в Ливане есть движение Хезболла, также участвующее в сирийском конфликте. Эта ситуация направлена и против Ирана и движения Хезболла, и внешние силы активно пытаются использовать социально-экономические проблемы Ливана в этой связи, чтобы сменить и режим в Иране, и внешнеполитический курс Ирана. Также эта отставка связана с внутриполитической борьбой в Ливане, поскольку Харири - это ставленник тех сил, которые во многом противостоят движению Хезболла. За ним стоят силы, которые пытаются изменить социально-политическую ситуацию в Ливане. Когда ситуация будет стабилизирована - это вопрос достаточно не однозначный".
По словам эксперта, "сейчас есть ось Иран - Ливан - Сирия - движение Хезболла, и в случае изменения ситуации в Ливане, Ливан может выйти из этой оси, но это гипотетически. Иран в любом случае будет поддерживать Ливан, власть в Ливане и политику Ливана в отношении поддержки сирийских правительственных сил и партнерских отношений между Ливаном и Ираном".