Киев приоткрывает карты перед парижским саммитом / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Киев приоткрывает карты перед парижским саммитом

О чем говорил помощник президента Украины Андрей Ермак

Киев приоткрывает карты перед парижским саммитом

За четыре дня до проведения саммита "нормандского формата" стало понятней, на что готов пойти Киев для урегулирования конфликта в Донбассе. Карты приоткрыл помощник президента Украины Андрей Ермак, выступив в лондонском Chatham House (Королевском институте международных отношений). Кстати, в последние дни информированные источники сообщали, что именно Ермак курирует подготовку к саммиту, отодвинув главу МИД Вадима Пристайко, отношения с которым у него ухудшились.

Об этом выступлении по горячим следам немало написано. Но надо подчеркнуть, что делать верные выводы  необходимо на основе точных цитат Ермака, а даже серьезные информагентства  кое-что добавили от себя, а кое о чем умолчали. В результате на основе неточной информации делался вывод (в том числе и представителем ДНР на минских переговорах Натальей Никоноровой) о том, что Киев высказался против особого статуса Донбасса и за замену представителей Донецка и Луганска на этих переговорах на своих назначенцев.

А как видно по наиболее полной публикации выступления Ермака (она есть в  украинском издании «Европейская Правда»), о статусе сказал он следующее: «Украина готова выполнить пункт Минских договоренностей, который предусматривает проведение конституционной реформы, в основе которой лежит децентрализация. Мы отвергаем любые разговоры о федерализации. Речь идет о децентрализации, в результате которой местная власть получит больше полномочий. В дополнение к этому - отдельные районы Донецкой и Луганской областей могут получить дополнительные полномочия, которые, повторю, не будут означать ни федерализацию, ни какие-то автономные республики».

Таким образом, впервые после избрания Зеленского украинская власть поддержала закрепление особого статуса в Конституции. А ведь еще в сентябре Пристайко отвергал эту идею, а главное – как следует из обнародованной конгрессом США  переписки бывшего спецпредставителя Госдепа Курта Волкера – в конце августа отвергал ее и Зеленский в ходе разговоров с американцами.

Относительно же представительства Донбасса стоит дать цитату Ермака максимально развернуто: «В Минских договоренностях практически по каждому пункту есть упоминание о том, что их исполнение должно быть согласовано с "представителями территорий. Все эти годы почему-то "представителями территорий" были представители никем не признанных организаций. Мы считаем, что это несправедливо. Хочу напомнить, что до войны на этих территориях проживало более 6 миллионов человек. Сегодня – только 1,5 миллиона. Поэтому предлагаем следующую идею: у нас есть 9 районов в Луганской области и 9 районов в Донецкой области. И было бы логично иметь по одному представителю, то есть 18 человек, от "той части", и 18 человек, которых назначим мы. (Прим. - выделение автора) Многие люди уехали от войны и проживают сегодня на территории, подконтрольной Украине. И мы предлагаем, чтобы представителями территорий были люди, которые имеют связь с этими районами – у них есть прописка в одном из тех 18 районов, есть какая-то недвижимость, какой-то бизнес, то есть юридическое подтверждение, что они могут представлять эти районы.

И мы хотим, чтобы это были люди, к которым прислушиваются, которые имеют солидную репутацию – спортсмены, деятели культуры. Эти 36 выберут шесть человек, трех от Донецкой и трех от Луганской области. И именно они станут "представителями территорий"».

То есть речь не о полной замене представителей ДНР и ЛНР на киевских назначенцев, а о том, чтобы представители Донбасса на переговорах были определены некой группой, паритетно составленной из представителей республик и этих  назначенцев из числа бывших жителей неподконтрольных территорий, что, по идее, должно привести к столь же смешанной группе переговорщиков.

Сразу скажу, что я далек от восторга по поводу этих предложений. Мировой опыт засвидетельствовал, что урегулирование возможно лишь в случае прямого  диалога его сторон, включая тех, кто не имеет международной легитимности, но практически влияет на принятие решений. Это аксиома.

Но, с другой стороны, очевидно, что Порошенко, Тимошенко и Вакарчук, объединившиеся ради нового Майдана против мира в Донбассе будут трактовать инициативу Ермака как способ легитимизировать тех, кто традиционно именуется в украинских СМИ «террористами». Ведь представители Донбасса, по его формуле, будут определяться в паритетном диалоге  с ДНР и ЛНР, и, следовательно, все равно будут включать переговорщиков от непризнанных республик,  которых, в силу формата, Киев уже будет официально считать представителями региона.

Также очевидно, что контакты между представителями подконтрольного и неподконтрольного Украине Донбасса – могут стать первым шагом для установления диалога с Донецком  и Луганском.

Да,  есть немало оснований не доверять Зеленскому,  но однозначная критика инициатив Ермака напоминает мне знаменитое открытое письмо эмигрантов-диссидентов (Буковского, Любимова, Зиновьева): «Пусть Горбачев представит нам доказательства», датированное мартом 1987 года.  Суть его сводилась к словам: «Реальный вопрос заключается не в том, как далеко зайдет нынешняя „оттепель“, а в том, как долго она продлится». Ибо сущность советского режима подписанты считали неизменной. Но вскоре требуемые доказательства посыпались как из рога изобилия.

Сравнение я считаю вполне уместным. Ибо политический реализм требует признать: при установившемся после Майдана политическом режиме Киеву так же невозможно скоро отказаться от всех установленных догм, как и советскому руководство времен перестройки невозможно было быстро  отказаться от коммунистической риторики ( особенно в год 70-летия Октябрьской революции). Возможна только постепенная эволюция, когда ростки нового соседствуют со старой растительностью, которая может играть роль фиговых листков, скрывающих сущность новизны. Так, заклятия по поводу того, что децентрализация – это не федерализация, неизбежны. Однако в данном случае выводы нужно делать  не на основании энергичности этих заклятий,  а на основании реальной концепции, которую представит Киев, ибо суть  вопроса не в терминологии, а в полномочиях, отдаваемых центром на места.

Разумеется, всякое сравнение хромает и отличия Горбачева времен начала перестройки  от  сегодняшнего Зеленского  будут не в пользу последнего. Так, во-первых, в начале 1987 было очевидно  пусть медленное но неуклонное движение Кремля по демонтажу политической системы, у Киева в отношении к урегулированию в Донбассе такой неуклонности нет – после шага вперёд могут последовать то полшага назад, то целых два. Во-вторых, к концу второго года перестройки советское партийное руководство отмежевалось от многих действий своих предшественников, Зеленский же не отмежевался от действий Порошенко. К этому надо добавить, что угроза нового Майдана и насилия со стороны радикалов выглядят для Зеленского серьезнее, чем выглядела тогда для Горбачева угроза переворота со стороны партийных консерваторов.

В общем, исходить из политического реализма означает не только понимать объективные сложности Зеленского, но и не отождествлять нынешнюю ситуацию в Киеве с тем, что было в Москве 32 года назад. Поэтому украинского лидера не следует называть президентом мира, однако нужно допускать, что он может стать президентом мира. Но может  и не стать.

Ростки нового у новой киевской администрации нельзя игнорировать. Однако степень неопределенности в ее позиции делает быстрое политическое урегулирование слишком рискованным для жителей Донбасса.  Перейти к масштабным делам можно было бы, лишь сделав немалое число дел малых, но реально значительных.

Речь идет прежде всего о выполнении той программы, которую еще в июле определили для Контактной группы советники лидеров стран «нормандского формата», включая того же Ермака. Большинство ее пунктов так и осталось не реализованными, несмотря на четко оговоренные в ряде случаев сроки выполнения.  Это, в частности, согласование дополнительных участков разведения, имплементация мер по поддержанию режима прекращения огня, разработка и внедрение концепции пошаговой деэскалации, обмен лиц, удерживаемых в связи с конфликтом, начало консультаций о пассажирских перевозках через линию соприкосновения, договоренность об открытии новых пунктов пропуска.

Ответ на вопрос, является ли Зеленский президентом мира, заметно прояснится как по выполнении этой программы, так  и по другим аспектам его политики – например, по его отношению к гуманитарному наследию Порошенко и к представителям партии мира. В этой связи недавние обыски в офисах депутатов от «Оппозиционной платформы», включая Виктора Медведчука, - однозначный сигнал, который должен насторожить и Донецк с Луганском.

С другой стороны, все эти малые шаги всё равно окажутся красной тряпкой для националистической оппозиции, а могут стать неприемлемыми и для части окружения Зеленского. Их выполнение станет тестом на прочность власти украинского президента, которая испытывается и другими факторами. Трудно не согласиться с Куртом Волкером, который еще в октябре говорил конгрессменам: «У Зеленского ограниченное окно возможностей, чтобы взять в свои руки бразды правления, провести реальное законодательство, продвинуть фундаментальные реформы…. Если он не сделает этого за первые 3-6 месяцев, то он, вероятно, потеряет парламентское большинство, после чего вряд ли сможет много сделать».

В общем, необходимо подождать не только для того, чтобы выяснилось, насколько Зеленский является президентом мира, но и для того, чтобы понять, насколько полномочным лидером он окажется.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Украинский вопрос»:

24.01.2020
Порошенко пришел на допрос по делу о госизмене
24.01.2020
Президент Израиля встретился с Зеленским
23.01.2020
Раскрыта тайна "похищенных" с украинских кораблей унитазов
23.01.2020
Израильское СМИ рассказало о фиаско Зеленского в Давосе
23.01.2020
Эксперт: прорывов по линии Москва-Киев не ждем (ВИДЕО)
23.01.2020
В офисе Зеленского заявили о начале переговоров с Россией об обмене удерживаемыми лицами
23.01.2020
Население Украины с 2001 года сократилось на 11,45 миллиона человек
23.01.2020
В Госдуме пригрозили главе меджлиса симферопольским СИЗО
23.01.2020
Гончарук: правительство Украины не будет уходить в отставку
22.01.2020
В Кремле сообщили, что Зеленский просил о встрече с Путиным в Израиле
22.01.2020
Зеленский стал самым низкооплачиваемым чиновником в руководстве Украины
21.01.2020
Киев не планирует сотрудничать с Москвой в рамках работы в ПАСЕ
21.01.2020
В Великобритании заявили, что уважают государственные символы Украины, в том числе "тризуб"
21.01.2020
Украинский эксперт объяснил угрозу СНБО захватить Донбасс силой
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.