Саммит с отложенным итогом / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Саммит с отложенным итогом

Будущее Зеленского и будущее Донбасса

Саммит с отложенным итогом

Александр Пономаренко, политолог

Реальные итоги первого с участием нового президента Украины саммита «нормандского формата» станут понятны лишь по прошествии некоторого времени. Как минимум в начале будущего года. Пока  же все, что вброшено его участниками в публичное пространство,  не дает оснований видеть нечто принципиально новое в сравнении с предыдущими саммитами, прошедшими осенью  2015 и 2016 года с участием Петра Порошенко.

Формальное главное отличие – сейчас стороны приняли совместный документ, а тогда нет - просто маскирует  реальное сходство.   Ибо тогда стороны   также утверждали, что кое о чем договорились  и их заявления о содержании тех договоренностей были очень похожи на нынешнее коммюнике.  А результат известен.

Конечно, тогда Украину представлял один президент, а сейчас другой. Но Петр Порошенко стал таким, каким есть сейчас, не сразу, а под влиянием внутриполитических факторов. И хотя вряд ли эта эволюция сопровождалась у него внутренним дискомофортом, не нужно забывать, что в  2015-2016  он  не только не брал на вооружение лозунг «Армия. Язык. Вера», но даже не называл неподконтрольный Донбасс «оккупированной территорией», как делал сейчас Зеленский в Париже, демонстрируя строгое следование принятому в начале 2018 закону о реинтеграции Донбасса.

Накануне саммита я уже писал, что перейти к масштабным делам по урегулированию можно было бы, лишь сделав немалое число дел малых, но реально значительных. Например, выполнив ту программу, которую еще в июле определили для контактной группы советники лидеров стран «нормандского формата». И парижское коммюнике показало, что лидеры имеют схожую позицию.

Как известно, документом определено, что сначала до конца года будет обеспечено полное прекращение огня и произведен обмен пленными по формуле «всех установленных на всех установленных». А до конца марта 2020 произойдет разведение войск еще на трех участках. Следовательно,  когда через 4 месяца главы четверки  предполагают встретиться  вновь, важнейшие раздражители должны исчезнуть, создав почву для продуктивного обсуждения политических вопросов.

Но проблема в том, что схожие хорошие идеи и раньше декларировались  на высоком уровне. А полное перемирие и «обмен всех на всех» вообще должны  были произойти сразу после подписания Комплекса мер в феврале 2015. Но из нынешнего коммюнике, как и из выступлений лидеров перед СМИ не видно, какие выводы сделаны из прошлых неудач. Так, на пресс-конференции и Ангела Меркель и Владимир Зеленский подавали как успех, что дескать СММ ОБСЕ будет наблюдать не 12 часов в сутки, а 24 и иметь доступ ко всей территории конфликта. Но это --демонстрация фиктивного  успеха.

Из отчетов ОБСЕ хорошо видно, что временных и пространственных ограничений для миссии нет. Так, круглосуточно работают видеокамеры, расположенные в наиболее горячих точках (именно они фиксируют наибольшее число нарушений перемирия), круглосуточно летают и беспилотники миссии, сами наблюдатели фиксируют нарушения перемирия в разное время суток. При этом БПЛА летают и там, куда лично сотрудники СММ не добираются. Ограничения же наблюдателей в патрулировании связаны большей частью не с запретами сторон, а с опасениями  представителей ОБСЕ попасть  под обстрел или напороться на мину. Так, после того, как в апреле 2017 на территории ЛНР подорвалась бронемашина миссии и один из наблюдателей погиб, СММ перестала использовать грунтовые дороги. Следовательно улучшение возможностей наблюдения не может произойти одномоментно, и станет лишь следствием улучшения ситуации с безопасностью, но не причиной этого улучшения. Главное же, что хотя отчеты ОБСЕ дают очень богатый материал, в истории конфликта не известны прецеденты, когда какая-либо из его сторон, на основе этой информации свернула  бы собственную военную активность на том или ином участке противостояния. А посредничество между сторонами конфликта мандатом миссии не предусмотрено. Значит для устойчивого перемирия нужно не расширения возможностей СММ, а что-то другое.

И это «что-то» в принципе известно. Это утверждение дополнительных мер по контролю за соблюдением перемирия с наказанием виновных. На нем давно настаивают представители республик Донецка и Луганска, но безрезультатно. Да, в этом июне возвращенный Зеленским на пост представителя Киева в контактной группе Леонид Кучма  осторожно завел разговор на эту тему. Но национал-оппозиция подвергла его обструкции, а президентская команда не защитила. В результате тема заглохла.

В итоговом документе саммита многозначительно сказано: «Стороны заявляют о приверженности полной и всеобъемлющей реализации режима прекращения огня, подкрепленного выполнением всех необходимых мер по поддержке режима прекращения огня до конца 2019 года». Но многозначительность может оказаться ложной. Ведь прежде, чем выполнять  «необходимые меры» надо их согласовать, а к тому же хорошо бы иметь механизм контроля. Таким механизмом мог бы стать возрожденный Совместный центр контроля и координации (СЦКК), где изначально присутствовали представители и республик Донбасса, и России, и Украины, но первых Киев выдавил оттуда еще в 2015, а россиян в 2017.

Однако о подобных нюансах никто из лидеров публично не высказывался. Возможно, впрочем, на переговорах эти вопросы обсуждались. Это станет понятней на заседании контактной группы 18 декабря. Если в Париже не нашли путей решения проблем, то в Минске вряд ли их изыщут самостоятельно.

Но даже упрочение перемирия и обмен пленными отнюдь не гарантия того, что вслед за ними весной на следующем «нормандском» саммите последует продвижение по политическим вопросам. Ибо мы не знаем каковы истинные планы Зеленского. Да, согласованные выше перевоочередные меры выражают и его мнение. Боевые действия он хочет прекратить. Однако, что касается  остального…

Накануне саммита после выступления помощника Зеленского Андрея Ермака в Chatham House я писал, что ростки нового у новой киевской администрации нельзя игнорировать. Однако перед самым отъездом в Париж украинский президент наговорил немало вещей, охлаждающих подобный оптимизм, например о том, что в выборах в Донбассе должны участвовать лишь те, кто не нарушал украинского законодательства и т.п. 

Вполне возможно все эти высказывания не отражают в полной мере истинную позицию Зеленского и его желаний, и продиктованы лишь намерением успокоить радикалов. При этом очевидно, что наряду с публичным успокоением уличных радикалов он должен непублично успокаивать Арсена Авакова и подобных ему представителей партии войны внутри власти. 

Но, поскольку Зеленский сейчас дает сигналы в основном подобной аудитории, это успокоение выглядит его приоритетом №1. Вопрос только приоритетом тактическим или стратегическим. Первый вариант означает, что установлением устойчивого перемирия, он попробует переиграть радикалов, второй - что его цель  -- заморозить конфликт по формуле «ни войны, ни политического урегулирования» (раз невозможна ревизия Минских соглашений).

И похоже, сам президент Украины еще не знает какой вариант он выберет и вряд ли будет знать это как минимум до весны. Но будет делать выбор он, исходя прежде всего из внутриукраинских раскладов и задач сохранения и упрочения своей власти.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Украинский вопрос»:

23.01.2020
Раскрыта тайна "похищенных" с украинских кораблей унитазов
23.01.2020
Израильское СМИ рассказало о фиаско Зеленского в Давосе
23.01.2020
Эксперт: прорывов по линии Москва-Киев не ждем (ВИДЕО)
23.01.2020
В офисе Зеленского заявили о начале переговоров с Россией об обмене удерживаемыми лицами
23.01.2020
Население Украины с 2001 года сократилось на 11,45 миллиона человек
23.01.2020
В Госдуме пригрозили главе меджлиса симферопольским СИЗО
23.01.2020
Гончарук: правительство Украины не будет уходить в отставку
22.01.2020
В Кремле сообщили, что Зеленский просил о встрече с Путиным в Израиле
22.01.2020
Зеленский стал самым низкооплачиваемым чиновником в руководстве Украины
21.01.2020
Киев не планирует сотрудничать с Москвой в рамках работы в ПАСЕ
21.01.2020
В Великобритании заявили, что уважают государственные символы Украины, в том числе "тризуб"
21.01.2020
Украинский эксперт объяснил угрозу СНБО захватить Донбасс силой
20.01.2020
На Украине призвали к готовности к силовому возвращению Донбасса
20.01.2020
Россиянам наказано рожать, украинцам умирать
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.