Град обреченный / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Град обреченный

О чем свидетельствуют коммунальные аварии в Киеве

Град обреченный

В Киеве, возле ТРЦ Ocean Plaza на Лыбедскойул. 13 января произошел масштабный прорыв трубопровода, в результате которого 10 человек получили травмы, тысячи киевлян остались без теплоснабжения, а предприниматели понесли существенные материальные потери. Картинки аварийной хроники, переданные украинскими телеканалами, напоминали фильм-катастрофу - кипяток и клубы пара отрезали посетителям ТЦ выход на улицу, а в модные бутики хлынула горячая вода. На следующий день, когда Киев еще не пришел в себя после этой аварии, случился еще один, менее резонансный прорыв, - на ул. Шулявке.

Сейчас коммунальщики ликвидируют последствия прорывов, но эксперты предупреждают: подобные аварии могут войти в практику как в столице, так и в других городах Украины. Как считает руководитель Ассоциации профессиональных управителей недвижимостью Украины Андрей Никончук, «сети доведены до ручки, износ - 80%. Поэтому разного рода ЧП, к сожалению, с каждым годом будет происходить все больше. Это мина замедленного действия». Ему вторит глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко: «Все идет к коллапсу. Мы в итоге просто забудем, что такое централизованное отопление и горячее водоснабжение… Причем никто точно не знает, где может рвануть в следующий раз. Нет подробной схемы теплоснабжения, не проводится аудит сетей. Кто-то что-то ремонтирует каждый год, а трубы прорывает снова и снова, и конца-краю этому хаотичному латанию дыр не видно», - добавляет он. 

Хуже всего, по мнению украинских экспертов, обстоят дела в старых районах Киева с самой плотной застройкой - Печерске, Подоле и Шевченковском районе, Голосеево. В зоне риска также Соломенка, где на трубы еще и «давят» подземные воды.

Власти считают главной причиной аварий износ сетей. В Киеве одна из самых протяжённых теплосетей в мире - 2800 км в двухтрубном измерении. В 2002-2018 гг. они находились в аренде у «Киевэнерго» и практически не ремонтировались. Сейчас почти 80% из них требуют замены, в том числе срочной замены требуют около 1700 километров труб.

В прошлом году коммунальное предприятие «Киевтеплоэнерго» начало замену аварийных сетей - 130 трубопроводов модернизировали. Но, чтобы предотвратить критическую аварийность, нужно значительно увеличить масштабы ремонтных работ - менять ежегодно около 170 километров теплосетей, отметил заместитель городского головы Петр Пантелеев. Последнее требует резкого увеличения финансирования, тех средств, что заложены в структуру тарифов, едва хватает только на поточные ремонты.

Но вопрос высокой аварийности, по мнению ряда украинских специалистов, значительно сложнее и связан не только с изношенностью сетей. Под Крещатиком лежат еще трубы, которые укладывали пленные немцы в начале 50-х годов прошлого века. Они исправно работают, отмечает руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

По мнению бывшего мэра Киева Александра Пилипишина, одной из причин аварий является многолетнее халатное отношение к работе со стороны «Киевтеплоэнерго» и неисполнение застройщиками строительных норм. При надлежащем техническом обслуживании срок службы теплосетей может достигать 40-50 лет.

Другая причина - непродуманная застройка Киева в последние годы. Так, в случае с Ocean Plaza магистральная труба проходила в непосредственной близости от ТЦ, и, собственно, по этой причине кипяток залил торговый центр. Но не была предусмотрена специальная охранная зона около ТЦ, требуемая по существующим нормам, не было сделано специальных возвышений и стоков в самом ТЦ, не установлены насосы на случай ЧП.

Вносят свой вклад и застройщики, которые должны согласовать проекты и подключение к коммуникациям. Но это длительная и проблемная процедура, поэтому многие предпочитают «договориться». Дополняют проблему несанкционированные врезки, самовольные подключения ресторанов, магазинов, салонов, которые расположены в старом жилом фонде. В итоге нагрузка на сети резко выросла в последние годы и не везде трубы выдерживают. Кроме того, «договорные подключения» осложняют ремонт сетей.

С учетом того, что и в новом генплане столицы планируют строить очень много, проблем может стать еще больше. Особенно сложная ситуация в центре, к примеру, на Печерске, в Шевченковском районе, где плотность застройки уже и так высокая.

Провоцирует аварии на изношенных тепловых сетях и вибрация - от автомобилей, общественного транспорта и метро. Автопарк в Киеве за последние годы заметно вырос, повышая нагрузку на дороги, под которыми уложены трубы. Из-за постоянной вибрации в материале труб они смогут прослужить уже не 25, а только 15 или 20 лет.

По мнению ряда украинских экспертов (Геннадий Рябцев и др.), главная проблема в сложившейся непростой ситуации в том, что нынешние руководители сферы ЖКХ даже не понимают, с чего реально начинать реформу. Никто точно не знает масштабов перекладки сетей и сколько это будет стоить, нет схемы теплоснабжения, аудита сетей и реальных инвестиционных программ. В 2019 г. руководители Всемирного банка приезжали на Украину и удивлялись тому, что на модернизацию сферы ЖКХ они выделяют Украине сотни миллионов долларов, а они не используются, остаются лежать на счетах.

В министерстве и нижестоящих ведомствах практически не осталось людей, которые могли бы правильно составить техническую документацию по отдельным проектам, не говоря уже о стратегии восстановления отрасли. Как считает Алексей Кучеренко, в правительстве очень любят говорить о «реформе сферы ЖКХ». Но то, что происходит сегодня, - скорее реформаторские лозунги, попытка перенести европейские механизмы на украинские реалии без нормальных расчетов. А в реальности в стране, где государство крайне коррумпировано и занято постоянными политическими дрязгами, некогда и некому думать о проблемах ЖКХ. В сложившейся ситуации другой тактики, кроме как «затыкать дыры» в том месте, где уже «рвануло», у украинских властей нет и не предвидится. Если коммунальщики смогут и дальше бесконтрольно тратить деньги и «что-то там ремонтировать», в трубы можно закатать миллиарды, а никакого эффекта от этого не будет. Так что, как считают украинские эксперты, крупные аварии в Киеве и ранее в Харькове – только «первые ласточки» грядущих коммунальных катастроф.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Украинский вопрос»:

26.02.2020
У Лаврова нет информации о встрече глав МИД "нормандского формата"
26.02.2020
Премьер-министр Украины опроверг сообщения о своей возможной отставке
26.02.2020
Аваков раскритиковал Суркова за слова об Украине
26.02.2020
На Украине издали указ о "Дне сопротивления оккупации Крыма и Севастополя"
26.02.2020
Зеленский: Украина не сможет вернуть Крым в ближайшее время
26.02.2020
СМИ назвали будущего премьера Украины
26.02.2020
Сурков объяснил уход с поста помощника президента
26.02.2020
Данилко рассказал, как жюри Евровидения "отомстило" Украине за Россию
26.02.2020
Секретарь СНБО заявил о готовности Украины отразить полномасштабное наступление в Донбассе
25.02.2020
Экс-замглавы МИД Украины заявила о новой эре в отношениях с Россией
25.02.2020
В Раде предложили разрешить депутатам выступать на русском языке
25.02.2020
Белоруссия в марте начнет поставки нефти по нефтепроводу "Одесса - Броды"
25.02.2020
Зеленский поручил погасить долги по зарплатам шахтеров в течение двух месяцев
25.02.2020
На Украине призвали "вычистить" из библиотек советские книги
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.