Запад играет на ослабление президента Украины / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Запад играет на ослабление президента Украины

Результаты саммита "нормандской четверки" в Париже не впечатляют

Запад играет на ослабление президента Украины

Участники саммита "нормандской четверки" 9 декабря в Париже записали в коммюнике о том, что «согласились провести еще одну встречу в этом формате в течение четырех месяцев». Таким образом, прошло уже около половины срока, который отвели лидеры для своей новой встречи. Время достаточное для подведения промежуточных итогов.

Пока что особо обнадеживающих событий не произошло.

Да, 29 декабря состоялся первый за два года обмен удерживаемыми лицами между Киевом и республиками Донбасса. Это, бесспорно, позитивное событие, особенно с учетом того, что Украина здесь четко выполнила предварительные договоренности, тогда как в 2017 году в последний момент сократила список освобождаемых. Однако обмены бывали и раньше и к перелому в переговорах не приводили.

Также стало понятно, что ряд пунктов коммюнике не выполнен в намеченный срок. Так, предполагалось «достижение в течение 30 дней (т.е. к 8 января – прим. АП) договоренности в рамках Трехсторонней контактной группы о новых пунктах пропуска через линию разграничения», но, как видно по сообщениям с Минских переговоров, прогресса в этом вопросе нет. А главное - что провалился пункт о «реализации всех необходимых мер по поддержанию режима прекращения огня до конца 2019 года».

В конце прошлого года участники Контактной группы задекларировали эти меры,  которые, впрочем, объявляли и в конце 2017 - начале 2018 (затем более полутора лет Киев такие декларации блокировал), но  позитивных изменений не появилось. Напротив, ОБСЕ каждую неделю нынешнего января фиксировала вдвое больше взрывов, чем в соответствующий период прошлого года.

Не принято никаких решений и по политическим вопросам. Напротив, внесенный президентом Владимиром Зеленским проект изменений Конституции в части децентрализации не содержал никаких упоминаний об особом статусе отдельных районов Донбасса. Однако 17 января, через день после своего телефонного разговора с канцлером Германии Ангелой Меркель, Зеленский этот проект отозвал. Сама же канцлер 11 января встречалась в Москве с Владимиром Путиным, который на итоговой пресс-конференции говорил о необходимости конституционного закрепления особого статуса Донбасса. И после отзыва проекта в СМИ пошел слух, что Зеленский отступил, поскольку те же претензии высказала ему и Меркель.

Если бы этот слух был правдой, то данная информация объективно перевесила бы все негативные события, произошедшие после саммита. Ведь за 5 лет действия Минских соглашений  не было прецедентов, чтобы Берлин давил на Киев по вопросу статуса Донбасса, и именно эта снисходительность и позволяла  Украине игнорировать выполнение  договоренностей.

Однако украинский пресс-релиз о разговоре не упоминает о том, что стороны касались темы децентрализации, а на сайте канцлера Германии вообще не сообщается о разговоре двух лидеров. А вот публичная критика проекта на Западе не связана с отсутствием упоминаний о статусе Донбасса.

Я не хочу подробно разбирать плюсы и минусы президентского проекта. Интереснее другое. Когда идентичная идея, причем в менее сбалансированном виде, предлагалась Порошенко, то на Западе, в частности в той же Германии, проект прошлого президента однозначно поддерживали.

Зато еще в нынешнем октябре, когда инициатива Зеленского еще не оформилась в документ, вице-президент делегации Европарламента в Комитете ассоциации Украина-ЕС Виола фон Крамон (партия Зеленых Германии) обвинила его в желании создать вертикаль власти по российскому образцу. А 18 декабря она и однопартиец Меркель Михаэль Галер раскритиковали систему префектов на заседании данного комитета. В тот же день спецпосланник правительства ФРГ по вопросам украинских реформ Георг Мильбрадт призвал «надлежащим образом обсудить» этот проект с субъектами местного самоуправления.  Да, в соответствующем письме, которое он направил ряду представителей киевской власти, не было прямой критики этого документа. Но утром 15 января посольство Германии на Украине записало в «Твиттере»: «Изменения в Конституции по децентрализации должны укрепить права общин! Новый проект не соответствует этому требованию!». Тогда же посольство Канады заявило, что проект «ограничивает демократические процессы». Шведское посольство обошлось без публичной критики, но призвало к общественным консультациям.

И Канада, и Швеция полностью поддерживают Киев в конфликте в Донбассе, и невозможно предполагать, что, намекая на полномочия префектов, они держали в уме Минские соглашения. То же надо сказать и о такой известной русофобке как фон Крамон. Можно ли думать, что власти в Берлине мыслят шире, и лишь из непонятной  нам деликатности не сделали Киеву замечаний ни в связи с отсутствием упоминаний о статусе Донбасса, ни из-за того, что никакая гуманитарная децентрализация проектом Зеленского не предусмотрена? Да, у Порошенко о ней также не было, но тогда ситуация смягчалась действием принятого еще при Януковиче и очень демократичного языкового закона, который сейчас аннулирован.

И даже если (хотя мне это трудно предположить) в Берлине втайне говорят  президенту Украины о подобных вещах, все равно главный эффект от нынешней публичной критики проекта заключается в  противопоставлении Зеленского и Порошенко, причем в пользу предыдущего,  не стремившегося к миру президента. Ведь Зеленскому не хотят позволить то, что спокойно были готовы позволить Порошенко. Вертикаль же власти, в строительстве которой обвиняет нынешнего главу Украины фон Крамон, сооружена еще Леонидом Кучмой четверть века назад

Понятно, почему сопротивляются местные элиты. Новый президент в отличие от старого для них чужой, несистемный. Но эти элиты не могут определить отношение Запада к проекту. Следовательно, Зеленский для Запада тоже чужой и потому нужно работать над его ослаблением. И отзыв проекта стал, пожалуй, самым крупным поражением президента Украины за время пребывания в должности.

Теперь о том, как эта ситуация влияет на мир и войну. Факт неупоминания статуса Донбасса в предложенных Зеленским конституционных поправках — это конечно, нехорошо. Но утверждение нынешнего проекта по  децентрализации никак не помешало бы затем дополнить основной закон и нормами о статусе, тем более что президент Украины предпочитает менять конституцию точечно. Конечно, нет гарантий, что он решится на такой сценарий. Но не менее важная проблема заключается в том, что мир в Донбассе окажется возможным, лишь если Зеленский будет сильным внутри страны. Это  не  единственное условие мира, но условие непременное. А вот внутреннее ослабление Зеленского, в пользу которого сейчас играет Запад, объективно лишь отдаляет мир.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Украинский вопрос»:

26.02.2020
У Лаврова нет информации о встрече глав МИД "нормандского формата"
26.02.2020
Премьер-министр Украины опроверг сообщения о своей возможной отставке
26.02.2020
Аваков раскритиковал Суркова за слова об Украине
26.02.2020
На Украине издали указ о "Дне сопротивления оккупации Крыма и Севастополя"
26.02.2020
Зеленский: Украина не сможет вернуть Крым в ближайшее время
26.02.2020
СМИ назвали будущего премьера Украины
26.02.2020
Сурков объяснил уход с поста помощника президента
26.02.2020
Данилко рассказал, как жюри Евровидения "отомстило" Украине за Россию
26.02.2020
Секретарь СНБО заявил о готовности Украины отразить полномасштабное наступление в Донбассе
25.02.2020
Экс-замглавы МИД Украины заявила о новой эре в отношениях с Россией
25.02.2020
В Раде предложили разрешить депутатам выступать на русском языке
25.02.2020
Белоруссия в марте начнет поставки нефти по нефтепроводу "Одесса - Броды"
25.02.2020
Зеленский поручил погасить долги по зарплатам шахтеров в течение двух месяцев
25.02.2020
На Украине призвали "вычистить" из библиотек советские книги
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.