
Весьма странные переговоры провел на днях в Вашингтоне президент Сербии Александр Вучич Вашингтоне с премьером самопровозглашенного Косово Авдуллой Хоти при посредничестве президента Трампа. Они будут еще долго вызывать недоумение из-за того, что львиная доля вопросов, отраженная в итоговых документах, не имеет никакого отношения к заявленной повестке переговоров о нормализации экономических отношений между Белградом и Приштиной. Два отдельно подписанных соглашения - между США и Сербией и между США и Косово - выглядят как винегрет из американских желаний, которые Сербия и Косово должны выполнить вне зависимости от их отношений между собой. Одна из самых заметных «хотелок» США — это, первое, обязательство Сербии перенести свое посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим и, второе, решение Косово и Израиля о взаимном признании. Это вызвало крайнее неудовольствие Евросоюза и может стать препятствием для вступления Сербии в ЕС.
В целом переговоры в Вашингтоне между Сербией и Косово при участии США претендуют на то, чтобы войти в историю как одни из самых несуразных. Во-первых, договаривающиеся стороны — Сербия и Косово — не подписали никакого взаимного соглашения. Каждая из сторон подписала свое отдельное соглашение с США. Получается, что Сербия и Косово взяли обязательства о нормализации экономических отношений не друг перед другом, а перед США, что выглядит абсурдно.
Но главный пункт этой абсурдного спектакля, который разыгрывался в Овальном кабинете Белого дома, заключается в том, что мировой гегемон, не церемонясь по поводу запланированной темы встречи, буквально «нагнул» под себя обоих оппонентов, которых он якобы пригласил с целью примирения. Создалось стойкое убеждение, что Трамп затеял встречу с Вучичем и Хоти исключительно ради собственного PR в рамках своей предвыборной программы и исходя исключительно из собственных интересов в совершенно других областях американской внешней политики. Всё очень напоминало анекдот, когда на поминках один из гостей поднял бокал за усопшего и тут же вдогонку предложил тост за прекрасных женщин, «чтобы второй раз не вставать». Это было бы смешно в том числе и сербам, если бы не вызвало протест со стороны ЕС, куда официальный Белград стремится привести свою страну и который не признает Иерусалим столицей Израиля.
Пресс-секретарь Евросоюза по вопросам внешней политики Петер Стано заявил, что позиция ЕС в отношении переноса посольств в Иерусалим известна и не изменилась. Он напомнил, что ни одно государство ЕС не переносило посольства в Иерусалим и что в Иерусалиме нет делегаций ЕС, что соответствует резолюции ООН. Стано отметил, что поскольку Косово и Сербия считают своим приоритетом интеграцию в ЕС, то ЕС ожидает, что обе страны будут действовать в соответствии с этим устремлением. Иными словами, по мнению ЕС, открытие посольств Сербии и Косово в Иерусалиме станет препятствием для их вступления в Евросоюз. Что касается Косово, так его там не очень ждут и кормят Приштину обильными «завтраками». А вот для Сербии это серьезный звонок.
Именно поэтому, вскоре после переговоров в Вашингтоне президент Вучич поспешил дать задний ход. Будучи спрошенным о посольстве в Иерусалиме, он сказал: «Сербия еще не открыла эту главу, но мы делаем все возможное, чтобы максимально соответствовать декларациям и резолюциям ЕС». Министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич отметил, что окончательное решение по этому поводу примет правительство и всё будет зависеть от «ряда факторов». Из всего этого видно, что официальный Белград попал в очень щекотливое положение. С одной стороны, Вучич не мог не уступить давлению со стороны Трампа, чтобы не подписаться под обязательством перенести посольство Сербии в Иерусалим. С другой, сербский лидер должен сделать реверанс в сторону Брюсселя, чтобы тот не поставил крест на пути Сербии в ЕС. Евробюрократия и так требует от Вучича невозможного - признать независимость Косово, что должно стать пропуском для Сербии в ЕС. На данный момент это единственное препятствие для вхождения Сербии в Евросоюз. Метание сербского руководства от одного решения к противоположному выглядит, мягко говоря, странно.
Вся политика президента Вучича направлена на то, чтобы убедить сограждан в «безысходности» положения Сербии в косовском вопросе и в необходимости признания де-факто и де-юре независимости этого сербского края ради вступления в Евросоюз. Вучич не говорит об этом прямо, поскольку это означало бы конец его политической карьеры. Подавляющее большинство сербов и Сербская православная церковь, имеющая в Сербии колоссальное влияние на общество, выступают решительно против всяких скрытых, завуалированных и, тем более, открытых шагов в сторону признания Косово официальным Белградом. Косово — историческая колыбель сербской нации и сербской церкви, там находятся десятки храмов и монастырей, возраст которых 500-600 лет. Для сербов отдать Косово — это потерять душу, историческую память и национальное достоинство, которые сербами ценятся намного выше членства Сербии в «цивилизованной европейской семье».
Что касается Косово, то руководство этой самопровозглашенной территории тоже мечется между двумя огнями. С одной стороны — это США, которые являются фактическими создателями такого «государственного образования», как Косово, и служат военно-политическим гарантом его существования. Американцы построили в Косово крупнейшую на Балканах военную базу Кэмп-Бондстил, которая оберегает интересы США в этом регионе мира. Поэтому ясно, что косовары не могли не прогнуться в Вашингтоне. Более того, им-то как раз на руку, что еще одна страна — Израиль — признала их независимость. А что касается ЕС, то косовары скорее всего тоже скажут нечто дипломатичное в его адрес, но сделают по-американски, поскольку знают, кто сильнее и кто ради них готов бряцать оружием, если на Балканах снова запахнет порохом.
Ради чего Вучич обещал перенести сербское посольство в Иерусалим, совсем не понятно. Сербия ничего не получила взамен, кроме головной боли. Мало того, что встреча в Вашингтоне закончилась пополнением списка стран, признавших Косово, так Сербия собственными руками создала себе новые трудности на пути в ЕС, куда так стремится Вучич. Не говоря уже о том, что этим решением Сербия испортила отношения с арабскими странами, не признающими Иерусалим столицей Израиля.
И кроме того, не следует забывать, что перенесение посольства в Иерусалим противоречит резолюции Совбеза ООН 478 от 1980 года, в которой осуждается принятие Израилем решения объявить Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля. Решение властей Израиля о Иерусалиме квалифицируется Совбезом ООН как нарушение международного права. Таким образом, Сербия попала в еще один капкан. Теперь у Сербии нет моральных оснований апеллировать к резолюции Совбеза ООН 1244 от 1999 года, в которой признается суверенитет Сербии над Косово. Резолюция 1244 до сего момента являлась для Сербии краеугольным камнем, на котором все годы после провозглашения независимости Косово в 2008 году официальный Белград строил свою внешнюю политику в отношении Приштины и вел работу по отзыву признания независимости Косово среди тех стран, которые ранее его признали. Получается, что Сербия применяет двойные стандарты в отношении решений ООН. И потому отныне любой оппонент Сербии вполне может воспользоваться этим аргументом, когда официальный Белград снова заговорит о необходимости вернуть Косово под юрисдикцию Сербии не просто де-юре, а де-факто.
В этой связи трудно не признать, что решением о переносе посольства в Иерусалим президент Вучич нанес ущерб внешнеполитическим интересам Сербии, не говоря уже о ряде других сомнительных решений, принятых в Вашингтоне, с точки зрения их ценности для интересов Сербии. Единственным выгодоприобретателем в по итогам встречи в Белом доме стал президент Трамп, который использовал в своих интересах и Вучича и Хоти как безвольных статистов.