
Хочется верить, что война между Азербайджаном и Арменией завершена: как и предполагали многие военные аналитики, обе стороны конфликта к этому времени оказались не в состоянии вести самостоятельно успешные военные действия, а их продолжение вело к бессмысленным потерям в людях и технике. Единственным выходом из сложившейся обстановки было завершение боев.
В соответствии с соглашением, подписанным при содействии России, Армения передаст под контроль Азербайджана три района Нагорного Карабаха (Кельбаджарский, Лачинский, Агдамский и часть Газахского), отведет свои войска от Лачинского коридора. Премьер-министр Никол Пашинян назвал соглашение по Карабаху сложным для себя, но отметил, что иного выхода не существовало.
В свою очередь, президент Ильхам Алиев охарактеризовал договор как капитуляцию Армении и заявил, что соглашение ставит точку в урегулировании карабахского конфликта, длившегося с 1988 года.
В республиках по-разному расценивают итоги очередного вооруженного конфликта. В Ереване толпа оппозиционеров ворвалась в здание национального парламента, избила его председателя, после чего попыталась устроить беспорядки у резиденции правительства, выкрикивая требования об отставке Никол Пашиняна. И, наверное, судьба нынешнего армянского правительства уже предрешена…
В Баку, наоборот, население празднует победу: не исключено, что Ильхам Алиев может быть возведен в ранг национального героя и укрепит свое положение в руководстве страны.
В ходе конфликта безвозвратные потери сторон составили несколько тысяч военных и мирных граждан. Выведено из строя более половины оружия и военной техники. Ущерб, нанесенный экономике, еще предстоит определить.
Следует предполагать, что в обеих республиках найдутся силы, которые будут обвинять лидеров Армении и Азербайджана чуть ли не в предательстве национальных интересов: «партии войны» есть везде. Однако трезво мыслящие политики и особенно военные руководители в обеих странах к настоящему времени выступали за немедленное прекращение конфликта.
На этом настаивало и руководство России, которое постоянно вело переговоры со всеми сторонами, в том числе с представителями властей непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Ее президент Араик Арутюнян поддержал заключенное перемирие, охарактеризовав его как единственно правильное решение в сложившейся военно-политической обстановке в Нагорном Карабахе.
В соответствии с трехсторонними договоренностями Россия в ночь на 10 ноября приступила к переброске в Ереван по воздуху миротворческих сил в составе 1960 военнослужащих 15-й отдельной мотострелковой бригады ЦВО из Ульяновска. Российский контингент будет выполнять задачи по обеспечению выполнения соглашения.
Штаб контингента будет размещен в Степанакерте, на базе которого планируется создать Российский Центр по контролю за прекращением огня.
Следует надеяться, что участие России в подписании договора и ее военных в миротворческой операции укрепит ее влияние и обеспечит безопасность и стабильность обстановки в регионе.
Пожалуй, единственной стороной конфликта, которая не полностью удовлетворена его последствиями, является Турция. Руководство этой страны военный путь рассматривало в качестве единственного средства для урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. Враждебно настроенная Еревана Анкара надеялась на полный захват территории Карабаха, разгром его и армии Армении с выходящими для армянского народа трагическими последствиями.
Только по приблизительным сведениям, в азербайджанских ВС находятся более 1500 турецких военных специалистов – генералов, офицеров и инструкторов. Кроме того, из Сирии в район конфликта турки направили до 2500 исламских боевиков.
Турция оказывала широкую военную помощь азербайджанской армии не только поставками оружия и военной техники, но и непосредственным участием своих военных и иностранных наемников в боевых действиях. Поэтому Анкара рассчитывает на получение от Баку преференций. А именно, продолжение военного присутствия в Азербайджане. В какую форму выльются эти преференции, покажет время.
Ильхам Алиев пояснил, что турецкие военные сохранят присутствие в Азербайджане и будут действовать в координации с российскими миротворцами на основании двусторонних соглашений с Турцией.
Таким образом, можно предполагать, что Турция вне зависимости от итогов войны добилась для себя положительного результата.