
Итоги президентских выборов в США требуют срочных прогнозов аналитиков в разных столицах мира по поводу новых тенденций развития отношений с Америкой. Естественно, это касается и Берлина, которому минувшие четыре года правления в Белом доме «непредсказуемого» Трампа доставили множество обид и разочарований. В то же время, когда политическая верхушка ФРГ в один голос заявляет о своем желании и готовности сотрудничать с Джо Байденом, подтекстом звучит ее надежда, что новый лидер США восстановит всё, что буквально растоптал его предшественник. Ясно, что ведущие политики ФРГ хотят капитального ремонта трансатлантических связей и готовы следовать в кильватере политики США, но при условии учета заокеанскими партнерами экономических, в первую очередь, интересов европейцев и Берлина, в частности.
Ясно и то, что Германия не станет оспаривать у США место мирового лидера, но от претензии на право участвовать в решении мировых проблем в качестве европейского лидера ФРГ отказываться не собирается. Немецкий менталитет отличался во все времена сохранением верности союзнику и заботой о содержимом своего кошелька. Не секрет, что подавляющая часть политической элиты Германии воспитана в духе преданности «идеалам свободного мира по-американски» и в то же время считает своим долгом обеспечить для немецких бизнес-элит максимально удобный выход на крупнейший в мире рынок США. В череде ударов, нанесенных Дональдом Трампом по «трансатлантическому единству» достаточно выделить его пренебрежительное отношение к Евросоюзу и НАТО, отказ от Парижского соглашения по климату и ядерной сделки с Ираном.
Не в последнюю очередь следует назвать и строительство по дну Балтийского моря газопровода «Северный поток-2» из России в Германию, в котором заинтересованы и участвуют десятки европейских фирм. Сейчас всем им грозят жесткие санкции США. Сможет ли Берлин и Евросоюз в целом найти по всем этим проблемам компромисс с новым президентом США – большой вопрос. Значит, под вопросом оказывается и тема восстановления пресловутого «трансатлантического единства». Газета немецких деловых кругов Handelsblatt пишет, что недавние выборы в США «оставили у немцев двойственные чувства»: с одной стороны, победа Джо Байдена оживила надежды на улучшение трансатлантических отношений, а с другой стороны, «подвешенное состояние в ходе передачи властных полномочий» от администрации Трампа к команде Байдена «ослабило доверие немцев к демократии по-американски».
Cогласно ноябрьскому опросу Института по изучению общественного мнения Kantar по заказу Фонда Кёрбера, 78% респондентов считают, что после победы Байдена трансатлантические отношения нормализуются и почти 25% считают США важнейшим партнером ФРГ. При этом 53% опрошенных выразили мнение, что нынешние выборы в США «скорее ослабили их доверие к американской демократии». Интересно, что еще в сентябре 80% респондентов оценивали германо-американские отношения как «очень плохие», а важнейшим партнером Германии США считали лишь 10% немцев.
Очень бегло Handelsblatt упомянул об отношении немцев к Китаю, а России уделил вообще буквально две строчки, отметив, что главной проблемой для внешней политики ФРГ является вопрос о мигрантах, а на втором месте - «империя Путина и его методы». Прогноз: «отравление оппозиционера Навального возможно еще более ухудшит представление о России». Звучит неутешительно. Впрочем, поскольку немцы считают свою демократию почти эталонной, не удивляет, что каждое СМИ выбирает социологические источники по своему вкусу.
В очередной раз это доказывает и ноябрьская публикация на сайте ведущей восточно-германской телерадиокомпании MDR. Согласно имеющимся в ее распоряжении опросам, «что касается отношения к России, Германия и через тридцать лет после объединения остается надвое расколотой страной». Это означает, что восточные немцы «относятся к русским и Путину с большим пониманием и симпатией, чем немцы западные». Так, по данным MDR, если на Западе ФРГ за сближение с Россией выступает только 54% жителей, то на территории бывшей ГДР этот показатель составляет 72%. По опросам февраля текущего года «лично Путину в Восточной Германии доверяет примерно 25%, а в Западной Германии – менее 6% жителей».
Причин для этого много, и не только экономических. Среди них – общность исторической судьбы в том смысле, что многие бывшие граждане и ГДР, и СССР «считают, что их лишили родины, и что Запад их обманул». Поэтому-то, большинство восточных немцев «не видят в русских ни оккупантов, ни врагов». Многие помнят, что такое «гласность» и «перестройка», помнят своих советских друзей, уроки русского языка в школе, книжные магазины с произведениями Распутина и Чингиза Айтматова, путешествия по просторам Советского Союза. «У нас в течение 40 лет была общая история, и это влияет на любые наши оценки сегодняшнего дня, как в плане культуры, так и политики. В основе – понимание того, что русские – это наши», считает профессор Института истории в Университете Галле-Виттенберг Силке Сатюков.
Вряд ли подобное понимание есть у большинства членов немецкого Бундестага, которые на прошлой неделе не поддержали предложенную крупнейшей оппозиционной партией «Альтернатива для Германии» (АдГ) резолюцию, обязывающую правительство ФРГ решительно отстаивать перед США право на достройку газопровода «Северный поток-2». И это в ситуации, когда в ходе парламентской дискуссии о необходимости завершения этого проекта говорили представители практически всех партий (кроме партии «Зеленых»). Но поскольку имеющая основную поддержку избирателей в Восточной Германии АдГ для сегодняшних политических элит в ФРГ является «нерукопожатной», ее призыв к правительству провалили. Так что, в какой мере «расколотая» Германия будет в состоянии отстаивать свои интересы в рамках «возрождающихся трансатлантических отношений» - вопрос, ответ на который вряд ли кто знает.