
Министры иностранных дел стран НАТО в ходе видеоконференции 1 декабря продекларировали необходимость продолжения диалога с Россией, добавив при этом, что члены альянса «адаптируют» свои позиции по сдерживанию нашей страны «в ответ на дестабилизирующие действия России». Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, в частности, что «Россия размещает свои силы в нарушение желаний разных правительств в окрестностях НАТО», имея в виду восток Украины, Приднестровье, Абхазию и Южную Осетию. На пресс-конференции в понедельник он вообще обвинил Россию в том, что она, якобы, «окружает» НАТО со всех сторон - «от Арктики до Сирии». При этом Столтенберг заявил: "Мы видим, что Россия увеличивает свое военное присутствие в Крыму, поэтому мы должны наращивать свое присутствие в Черноморском регионе».
В этой связи возникает вопрос, каким образом НАТО намерено в этой ситуации строить «диалог» с Россией? Создается впечатление, что высказывания Столтенберга рассчитаны, в первую очередь, на пропагандистский эффект, направленный на то, чтобы убедить общественность Запада в реальности российской угрозы, а нового президента США - в готовности укреплять «трансатлантическое братство» против России. То есть, по факту мы имеем новую «холодную войну». И если когда-то бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (в качестве частного лица, кстати) 5 марта 1946 года в американском городе Фултоне провозглашал особую ответственность Великобритании и США в деле сдерживания СССР и коммунизма, то нынче «старые песни о главном» мы слышим от политиков совсем другого масштаба.
«Сдерживать», а правильнее сказать, бороться с Россией призвала на прошлой неделе с трибуны немецкого Бундестага и председатель ХДС, министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Отметив, что без такого союзника, каким являются США, «безопасность Европы и США является иллюзией», министр заявила, что переговоры с Россией следует вести с позиции силы и что это всегда было хорошей традицией немецкой внешней политики. И хотя масштаб личности Йенса Столтенберга или госпожи Крамп-Карренбауэр, конечно, сильно уступает фигуре Уинстона Черчилля, однако не учитывать риски дальнейшего развития новой «холодной войны» было бы очень неосмотрительно.
Характерно, что самые многотиражные СМИ, включая радиоканалы и ТВ, Германии регулярно стараются убедить население этой страны в том, что на фоне «агрессивной России Путина» НАТО является организацией исключительно «белой и пушистой», а Бундесвер крайне слаб и страдает от многолетнего недофинансирования. Однако пропагандистские успехи на этом фронте у них весьма относительны: согласно социологическим опросам этого года, за нормализацию отношений с нашей страной в Западной Германии выступает 52% респондентов, а на востоке ФРГ – даже более 70% опрошенных. При этом не помогают даже «крупнокалиберные» аргументы, например, «Россия захватила Крым» или «Россия бомбит больницы Сирии». Фейки и подтасовки в западной пропаганде живут и процветают, но далеко не все бюргеры готовы им верить.
Отметим, что со стороны министра обороны ФРГ было очень неумно заявлять о готовности вести переговоры с Россией с позиции силы, добавляя, что это, мол, хорошая традиция немецкой внешней политики. Тут г-же Крамп-Карренбауэр можно посоветовать отправиться, например, на экскурсию по Берлину и посетить советские военные мемориалы в Шёнхольцер Хайде, Трептове и Тиргартене или съездить за 90 км во Франкфурт-на-Одере, познакомиться с мемориалом на Зееловских высотах. Быть может, ей станет понятно, к чему приводит немецкая внешняя политика, базирующаяся на диалоге с Россией с позиции силы. Кстати, в немецкой политической элите есть кое-кто, кому полезно составить министру компанию в такой поездке.
Восьмого декабря Бундестаг будет принимать военный бюджет ФРГ на 2021 год в размере 46,93 млрд евро (в 2020 году он составлял 45,65 млрд евро). По всей вероятности, депутаты бюджет этот утвердят. Голосования же по тезису г-жи Крамп-Карренбауэр о диалоге с Россией «с позиции силы», естественно, не предвидится. Хотя можно снисходительно предположить, что она просто перенапряглась, лоббируя необходимость роста военных расходов. Впрочем, видимо, все-таки, не случайно в связи с недавним 65-летием Бундесвера авторитетная Frankfurter Allgemeine Zeitung писала, что «как председатель ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр оставит после себя бледное впечатление. Возможно в какой-то степени потому, что старалась в качестве министра обороны быть больше, чем флегматичное переходное явление».