
События последних дней в Европе наглядно свидетельствуют о том, что Европа с нетерпением ждет 20 января 2021 года, года недавно избранный президент США Джо Байден официально вступит в должность. В Старом Свете надеются, что при новом главе Белого дома будут восстановлены прежние хорошие трансатлантические отношения между Европой и США, разрушенные за четыре года президентства Дональда Трампа. Тем более, что со стороны отдельных членов команды Байдена уже звучат сигналы о необходимости возрождения традиции атлантизма, то есть укрепления альянсов с НАТО и Евросоюзом.
Как сообщила накануне британская газета The Financial Times, в ЕС разработан план по активизации трансатлантического партнерства. Данный 11-страничный документ, подготовленный Еврокомиссией и получивший название «Новая повестка дня ЕС – США для глобальных изменений», предусматривает сотрудничество Евросоюза и США по всем вопросам – от борьбы с пандемией Covid-19 и экологии до содействия восстановлению экономики и отстаивании общих ценностей.
Кроме того, Евросоюз предлагает новой администрации Байдена ответить сообща на «стратегический вызов» со стороны Китая. Как отмечает издание, в ЕС явно озабочены тем, что последние четыре года перипетий и споров с администрацией Трампа передали геополитическую инициативу Пекину.
В Брюсселе, судя по всему, готовы к налаживанию новых отношений с Белым домом и ждут лишь завершения процесса передачи власти в США, чтобы официально предложить новому руководству Америки воспользоваться «уникальной возможностью» для создания нового глобального альянса. И если судить по тем предложениям, которые готовит Брюссель, ЕС намерен покончить раз и навсегда с нынешними напряженными отношениями с Вашингтоном.
Что касается НАТО, то 1-2 декабря в Брюсселе состоялся саммит альянса на уровне министров иностранных дел, который прошел в режиме онлайн. Одним из вопросов на саммите стало обсуждение мер «по сдерживанию растущей военной активности России и сохранению контроля над вооружениями в связи с истечением договора СНВ-3 в феврале 2021 года».
По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, Россия «наращивает военную мощь вокруг альянса» и это не может не беспокоить руководство Североатлантического альянса. «Россия модернизирует свой ядерный арсенал и размещает новые ракеты от Крайнего Севера до Сирии и Ливии. Мы также видим усиление российского присутствия в результате кризисов в Беларуси и Нагорном Карабахе», - отметил Столтенберг накануне саммита в Брюсселе.
Кроме того, представители НАТО обсудили на саммите такой важный, по мнению генсека альянса, как глобальный сдвиг баланса сил с Пекином. «Китай не является нашим противником, - отметил Столлтенберг, - с ним можно и нужно взаимодействовать по таким вопросам, как контроль над вооружениями и изменение климата. Но Китай вкладывает огромные средства в новые вооружения, не разделяет наши ценности и пытается запугать другие страны».
При этом Столтенберг заявил, что «с нетерпением ждет начала работы с администрацией Байдена». Именно по этой причине очередной саммит НАТО пройдет лишь после инаугурации Джо Байдена. Кстати, генсек альянса уже пригласил нового главу Белого дома на этот саммит и надеется, судя по всему, на плодотворное сотрудничество с Вашингтоном в рамках НАТО, в том числе и в противостоянии с Россией и Китаем.
Однако, суждено ли сбыться радостным ожиданиям Старого Света в существенном улучшении отношений с Соединенными Штатами – вопрос далеко не праздный. С большой долей уверенности можно предположить, что немалые разногласия по двум сторонам Атлантики наверняка сохранятся, особенно по вопросам торговли и господства американских цифровых гигантов в Европе, а также в отношении защиты данных и налогообложения.
К тому же сегодня довольно-таки трудно сказать, какова будет политика администрации Байдена по отношению к России и Китаю. Нельзя исключать, что у Евросоюза и США появится общий подход к Пекину, поскольку вновь избранный президент Америки уже намекнул на налаживание в будущем конструктивного торгово-экономического диалога с КНР. А вот касательно отношений Вашингтона с Москвой – пока полный туман. Ясно лишь одно, что дружбы между США и Россией в обозримом будущем не будет. Равно как не смирится Вашингтон и с растущей военной мощью Китая.
А раз так, то, как считает чешское интернет-издание Forum 24, «российская и китайская угроза будет существовать и далее как обоснование деятельности НАТО». И данный факт, безусловно, не может не радовать стратегов из Североатлантического альянса, которые уже сейчас вынашивают планы по противостоянию с Москвой и Пекином. Вот только не все так гладко внутри и самой НАТО. Как отмечает издание, в последние годы приобрело популярность некое понятие «конкуренция держав». Оно связано с принципиальными изменениями в американской оборонной доктрине, которые произошли после 2014 года, когда Крым присоединился к России, и начались боевые действия на востоке Украины.
После этого США пришли к выводу, что самой серьезной мировой угрозой является уже не международный терроризм, а несколько враждебно настроенных по отношению к ним держав. В этой связи в новой американской оборонной доктрине Россия, Китай, Северная Корея и Иран названы противниками (adversary). Вашингтон пересмотрел свою политику по отношению к ним, отказавшись от «взаимодействия» и «переговоров» (engagement) и заявив о необходимости подхода с позиций силы.
В то же время, как указывает Forum 24, с европейской стороны Атлантики подобных принципиальных доктринальных изменений не произошло. Стратегическая концепция НАТО от 2010 года продолжает действовать, и сегодня этот ключевой документ, в котором определяется оборонная и сдерживающая политика альянса (Defence and Deterrence Posture Review). К тому же основные доктринальные документы таких крупных европейских государств, как Британия, Франция и Германия, по-прежнему ориентированы на терроризм и сохранение статуса-кво в международном порядке.
Столь принципиальные концептуальные различия потенциально влекут за собой серьезные последствия для отношений между США и Европой. Недопонимание между ними постепенно обостряется. Достаточно вспомнить недавние разногласия из-за ядерной программы Ирана, совершенно разный подход к санкционной политике и др.
К этому можно добавить, что в последнее время европейцы предпринимают очередные попытки стать независимыми от США в сфере безопасности. В качестве наглядного примера можно привести тот факт, что разведслужбы стран ЕС приступили к разработке документа об оценке угроз безопасности Евросоюзу – т. н. «Стратегического компаса». Он является частью второй фазы программы Структурного военного партнерства (PESCO), которую еще называют программой создания единой европейской армии. «Стратегический компас» – это некое обоснование, зачем, собственно, Евросоюзу нужны собственные оборонные структуры, отличные от тех, что уже есть в рамках НАТО.