Пекин поставил Киев на счетчик / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Пекин поставил Киев на счетчик

Китай судится с Украиной за миллиардные долги

Пекин поставил Киев на счетчик
Контекст:

Китайские инвесторы подали в суд на Украину из-за миллиардных убытков от инвестиций в ПАО «Мотор Сич», чей головной офис и сборочное предприятие расположено в городе Запорожье. Об этом сообщают крупнейшие информационные агентства мира. Инвесторы уведомили украинское правительство об обращении в международный арбитраж еще в начале декабря, но до сих пор из Киева никакого ответа им не последовало. Эксперты объясняют, что китайская сторона пытается взыскать с Украины 3,5 миллиарда долларов на основании соглашения между Киевом и Пекином о поддержке и взаимной защите инвестиций.

Предприниматели из Китая начали вкладывать деньги в «Мотор Сич» еще в 2016 году. Тогда компания Beijing Skyrizon заключила с украинским предприятием кредитный договор на 100 миллионов долларов. Уже через два года в число акционеров «Мотор Сич» стало входить уже пять китайских компаний и один гражданин КНР - миллиардер Ван Цзин. В общей сложности они владели 56 процентами акций предприятия. Но в 2017 году приобретением контроля над «Мотор Сич» китайскими инвесторами вдруг заинтересовалась Служба безопасности Украины. СБУ завело уголовное дело, фигурантами которого стали, как руководители «Мотор Сич», так и китайские инвесторы. Это произошло после того, как стало известно о планах предприятия и их партнеров из Поднебесной построить аналогичный запорожскому завод в КНР, который займется производством и обслуживанием китайских двигателей. Спецслужбы Украины заподозрили китайскую сторону в сговоре и намерении переместить активы и производственные мощности «Мотор Сич» за пределы Незалежной. И в рамках этого уголовного дела весной 2018 года украинский суд наложил арест на 56 процентов акций запорожской компании. Результатом этого стало резкое ухудшение финансового положения предприятия и потеря рынков сбыта.

О том, что на Украине не первый раз действуют по принципу «выколю себе глаз, чтобы у моей тещи был зять кривой», никакой новости нет. В нашей стране это хорошо знают. Санкции, объявленные Киевом против России, прекращение сотрудничества ведущих оборонных предприятий Незалежной с «москалями» уже привели к коллапсу, как судостроительной, так и ракетной промышленности, в том числе и авиационной, куда тот же «Мотор Сич» поставлял свою основную продукцию. Но разрыв с российским ОПК еще как-то можно более или менее внятно объяснить, хотя и не оправдать. Все-таки в украинском общественном мнении и в политическом пространстве «Москва-агрессор и похититель Крыма». Но чем не угодили Киеву китайцы, которые вложили в возрождение запорожского завода те самые 3,5 миллиарда долларов, которые они сейчас требуют от Украины через международный суд?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, придется сказать несколько слов о том, что представляет собой завод «Мотор Сич» и какая история стоит за фактом возбуждения уголовного дела против владельцев предприятия и его инвесторов.

Запорожский «Мотор Сич» был в советское время  одним из крупнейших в мире авиадвигателестроительных предприятий. Его часто сравнивали с такими гигантами авиаиндустрии, как американские General Electric, Pratt and Whithey и британская Rolls-Royce. Запорожцы разрабатывали, производили, ремонтировали и обслуживают авиационные газотурбинные двигатели для самолетов и вертолетов, а также для промышленных газотурбинных установок. Моторы и агрегаты практически для всех самолетов марки «Ан», в том числе и для самых тяжелых военно-транспортных Ан‑124 «Руслан», для учебно-тренировочных, учебно-боевых самолетов Як‑130, для винтокрылых машин Ми‑8/17/171 и их модификаций (таких машин выпущено более 12 тыс., они летают более чем в 50 странах мира), а также для самого большого в мире вертолета Ми‑26. А еще, как сообщается в открытой печати, «Мотор Сич» делает двигатели для крылатой ракеты стратегического назначения Х‑55.

Под крышей акционерного общества «Мотор Сич» участвовали десятки объединенных промышленных организаций Украины, Казахстана и России, работало 11 предприятий, замыкающихся на головной завод в Запорожье, а также десяток объектов социального назначения – санатории‑профилактории, оздоровительные центры, строительные компании, чьи судьбы напрямую зависели от судьбы авиамоторостроителей. А это 24 600 человек – рабочие, инженеры, техники, служащие. И это не считая членов их семей.

Начальник вооружения Министерства обороны России в 1994‑2000 годах, а ныне президент и председатель совета директоров ЗАО «Двигатели Владимир Климов – Мотор Сич» рассказывал мне, что еще недавно до 80% продукции предприятия шло в российские Вооруженные силы и на российские оборонные заводы – на создание отечественных самолетов, вертолетов, крылатых ракет, их модернизацию и ремонт. По данным из СМИ, до 2010 года «Мотор Сич» производил и сопровождал эксплуатацию 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолетов и вертолетов. С 1999 года имел статус спецэкспортера, что позволял ему самостоятельно осуществлять экспорт продукции военного назначения. Но весной 2014 года правительство Украины запретило заводу военно-техническое сотрудничество с Россией, а затем президент Петр Порошенко ввел в действие своим указом решение Совета национальной безопасности и обороны Украины о применении специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) против нашей страны. Под них подпала продукция, которая по ранее заключенному контракту между запорожцами и ростовчанами поставлялась на предприятия фирмы «Вертолеты России» для камовских и милевских винтокрылых машин, принося заводу 1, 5 млрд долл. в год.

Конечно, Россия не осталась без вертолетных двигателей. Под Санкт-Петербургом, в поселке Шувалово, еще в 2009 году на базе опытного цеха разработчика авиационных двигателей КБ имени Климова начал строиться серийный завод по производству моторов, созданных питерцами. Правда, поначалу с использованием украинских комплектующих. Сначала было собрано 100 двигателей, в следующем году – 198, потом – более 260. На предприятии освоили выпуск и двигателей для модифицированных вертолетов Ми‑17, а также для новейших боевых машин Ми‑28, Ка‑52 и Ми‑35. В 2017 году их собрали уже 100 штук. И хотя идет рост производства мощностей, для удовлетворения потребностей Российской армии их пока не хватает.

Для локализации производства необходимого количества моторов подключили столичный НПЦ газотурбиностроения «Салют», Московское машиностроительное предприятие имени Чернышова, Уфимское моторостроительное производственное объединение, «Пермские моторы» и других. Но на необходимые объемы, которые могли бы полностью заместить продукцию запорожцев, они пока не вышли. Как заметил в одной из своих публикаций заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, о замене продукции запорожских моторостроителей надо было думать в России лет 15 назад. Но ничего не поделаешь, видимо, тогда перед страной стояли другие более острые задачи, да к тому же мы всегда были сильны задним умом. Как говорится в народной пословице, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Придется теперь нагонять. И это у нас шаг за шагом получается.

Правда, к нынешней истории с уголовным делом СБУ по аресту 56 процентов акций завода «Мотор Сич» все это не имеет никакого отношения. Хотя и не совсем так. Когда главный покупатель запорожской продукции исчез из партнеров предприятия, его руководство с благословения Киева стало искать новые рынки сбыта и новых инвесторов. Так в городе на Днепре появились китайцы, которые начали скупать акции завода и потихоньку вывозить к себе станочное оборудование предприятия, его техническую и технологическую документацию, приглашать к себе ведущих конструкторов и специалистов двигателестроителей. Под городом Чунцином правительство Поднебесной заложило крупнейший авиационный завод, и мастера из Запорожья пришлись Китаю в самый раз.

С хорошими авиационными двигателями в Китае сложнее. Они до сих пор покупают некоторые из них у нашей страны. В том числе для своих всепогодных многоцелевых истребителей Chengdu J‑10, известных тем, что при их создании использовалась конструкция израильского самолета Lavi, который США запретили Тель-Авиву делать, так как навязывали Земле обетованной свой F‑16. Кроме того, участие в создании этой машины принимало московское НПО «Сатурн» с двигателем АЛ‑31НФ. Этот двигатель предприятие до сих пор поставляет в Поднебесную. В том числе и для экспортных вариантов J‑10, которые Пекин продает в Пакистан.

Какие двигатели и для чего будут делать китайские специалисты на базе технологий и оборудования завода «Мотор Сич», пока можно только догадываться. Окончательного решения о снятия ареста с проданных акций украинского предприятия нет. Как нет и решения о возврате этих акций с выплатой отступных в пользу Поднебесной.

А произошел их арест только потому, что на покупку контрольного пакета акций «Мотор Сич» обратили внимание американцы. По сообщениям газеты Wall Street Journal, в Киев зачастил известный в США бизнесмен Эрик Принс, основатель прославившейся в постсаддамовском Ираке (и не только там) частной военной компании Blackwater. Он тоже ведет переговоры с руководством украинского акционерного общества «Мотор Сич» о покупке этого предприятия. Информацию заокеанского издания, как пишут СМИ, подтвердили и в офисе президента Владимира Зеленского. Кроме того, к компании, как следует из тех же публикаций, проявляет интерес еще один американский бизнесмен – основатель аэрокосмического разработчика Firefly Aerospace Макс Поляков.  В американской прессе утверждают, что США не так нужен сам завод, как перспектива покупки его Китаем.

Американским бизнесменам, конечно, никакие двигатели и технологии авиастроителей «Мотор Сич» ни к чему. Создавать конкуренцию своим General Electric и Pratt and Whithey они, конечно же, не собираются. Ни в коей мере. Главная задача господина Принса с компаньонами, чтобы производственные секреты и оборудование украинского завода не достались Китаю, а тем более России, – это еще более грозные конкуренты для США, чем авиационные двигатели «Мотор Сич».

Правда, выгоды Украина от продажи последнего бриллианта своей оборонной промышленности кураторам из-за океана тоже не получит. Разве что кратковременную, политическую. За то, что угодили «старшему брату» и сюзерену. Но кончится история продажи тем, что американцы оптимизируют предприятие. Им, кроме получения конкурентного преимущества перед Москвой и Пекином, лишние заводы, аффилированные с «Мотор Сич», совершенно ни к чему. А тем более его различные социальные службы и объекты. Оставят заокеанские господа только то, что может принести им прибыль. Например, производство двигателей для вертолетов Ми‑8/17/171 и их модификаций, а также оборудование для их ремонта. 12 тысяч летающих вертушек с маркой «Ми», нуждающиеся в регулярном обслуживании, поставкам комплектующих и модернизации, – это перспективный бизнес и возможность отбить затраченные на покупку предприятия доллары. Все остальное пойдет в отвал. В том числе и «лишние» инженерно-конструкторские кадры.

Да, некоторые из них уедут в Россию и Китай, этот исход уже идет. А остальные? Сколько работников останется в акционерном обществе «Мотор Сич» из 24 600 человек после продажи его американцам? Тысячи 2‑3? Куда денутся остальные? Это, видимо, Киев не волнует. Как не волнует и то, что через пару лет, исчерпав последние возможности запорожского предприятия, заокеанский бизнес просто бросит его на произвол судьбы.

Генерал-полковник Ситнов сказал мне: «США уже помогли Украине угробить ракетное производство в Днепропетровске, на Южмаше. Строительство боевых кораблей в Николаеве, танков – в Харькове, на знаменитом заводе имени Малышева, низвело к нулю авиастроение, теперь взялись за последнее богатство Незалежной – запорожский «Мотор Сич». Не завидую я его перспективам… ».

А Пекину пока только и остается, что добиваться возврата своих денег через международные суды. История эта, как показывает опыт России, не простая. Но это будет дорогой, но все же урок – не иметь никаких дел с непредсказуемой Украиной.

 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Технологии»:

16.01.2021
Bloomberg: Apple начала разработку складного iPhone
11.01.2021
Павел Дуров считает целесообразным переход с iOS на Android
07.01.2021
Утвержден перечень российских приложений для предустановки на гаджеты
31.12.2020
Опубликован первый тизер игры S.T.A.L.K.E.R. 2
30.12.2020
Путин призвал заменить "кукурузник" Ан-2 новым самолетом "Байкал"
25.12.2020
Маск считает хорошей идеей создание холдинга, объединяющего Tesla и SpaceX
18.12.2020
Sony решила удалить игру Cyberpunk 2077 из PlayStation Store
15.12.2020
В Москве запущен сервис по определению тяжести пневмонии по анализу крови
09.12.2020
Apple представила полноразмерные беспроводные наушники AirPods Max
07.12.2020
Финская компания Nokia возглавит проект по созданию сетей 6G в Европе
04.12.2020
Путин: разработки России в сфере ИИ основаны на отечественных технологиях мирового уровня
03.12.2020
Кабмин утвердил директиву об избрании Куликова на пост председателя правления "Роснано" на 5 лет
03.12.2020
"Роснано" вместо Анатолия Чубайса возглавит Сергей Куликов
02.12.2020
Apple составила рейтинг самых популярных приложений 2020 года в России
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.