
Сергей Саенко, международный обозреватель
В понедельник, 18 января, глава МИД России Сергей Лавров провел большую пресс-конференцию, которая впервые прошла в онлайн-режиме. На видеосвязи с министром было около 200 журналистов, причем иностранных в два раза больше, чем российских. И хотя пресс-конференция была посвящена итогам работы российской дипломатии в прошедшем году, вопросы журналистов в основном касались не активности МИДа в минувшем году, а ожиданий от 2021 года. О будущем российско-американских отношений – один из первых вопросов журналистов.
По мнению Сергея Лаврова, политика Вашингтона в отношении Москвы вряд ли изменится при новом президенте Джо Байдене. При этом глава МИД России считает, что методы продвижения американского лидерства будут отличаться от методов Дональда Трампа. «Если коротко: не ждем радикальных перемен, но, конечно, наверное, методы продвижения американского лидерства, так сказать, будут несколько иными», – заявил Лавров.
Глава российского МИДа подчеркнул на пресс-конференции, что первые анонсы новой американской администрации в целом демонстрируют приверженность канонам, которые ранее продвигал президент Барак Обама. В частности, это касается отношения к Парижскому соглашению и переговорам с Ираном. Однако, по словам Лаврова, сейчас Америка глубоко расколота и ей нужен объединяющий фактор для сплочения нации. Проблема в том, отметил министр, что таким общим знаменателем может стать и негативное отношение к России, поскольку за последние годы в США активно звучали русофобские заявления.
Комментируя возможное назначение Тони Блинкена на пост госсекретаря США и Виктории Нуланд на пост его заместителя, глава МИД России заявил, что это позволит начать работу над многими предложениями российско-американской повестки «без большого перерыва и без раскачки». Особые ожидания в Москве возлагаются на решение вопроса о продлении Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), срок которого истекает уже в феврале этого года. Подчеркнем, без этого договора двусторонний формат контроля над стратегическими вооружениями окончательно рассыплется.
«Самое главное и, наверное, приоритетное, это должно касаться ситуации совершенно ненормальной в сфере контроля над вооружениями. Слышим о намерениях администрации Байдена возобновить с нами диалог по этой теме и в том числе постараться до истечения Договора о стратегических наступательных вооружениях 5 февраля согласовать его продление. Подождем. Там все-таки и сам Джо Байден, он является специалистом в сфере разоружений и контроля над вооружениями. Я думаю, что он будет заинтересован, чтобы команда у него была профессиональная, а не пропагандистская», – отметил министр.
По словам Лаврова, Россия на международной арене держит ориентир на конструктивные отношения с США и Западом в целом. Но, увы, как считает Сергей Лавров, сам Запад забаррикадировался от диалога.
Здесь следует заметить, что оценки главы российского МИДа касательно будущего в частности российско-американских отношений при Джо Байдене во многом совпадают с прогнозами западных аналитиков и экспертов. Так, они считают, что Байден продолжит санкционное наступление на Россию, но призовет Москву к сотрудничеству в тех областях, где это будет выгодно Вашингтону. Сам Джо Байден ранее заявлял о намерении изменить подход Белого дома к России и Китаю, сделав его более многосторонним за счет привлечения к процессу своих союзников, при этом жестко критикуя своего предшественника Трампа.
Что ж, звучит весьма многообещающе, но не слишком радужно из-за отсутствия конкретики в заявлениях «сонного» Джо, как называл его Трамп. Правда, аналитики газеты The New York Times (NYT) пришли к выводу, что Вашингтону по-прежнему придется сотрудничать с Москвой для решения программных задач, среди которых борьба с пандемией коронавируса и климатическими изменениями, стабилизация ситуации на Ближнем Востоке и контроль над вооружениями. Как считает издание, Вашингтон заинтересован в использовании российского ресурса, но при всем этом будет сдерживать развитие и амбиции Москвы.
А в качестве одного из инструментов давления на Кремль, полагают в NYT, могут быть использованы всевозможные скандальные истории, вроде отравления Сергея и Юлии Скрипалей и оппозиционера Алексея Навального. Москва, отметим, по-прежнему отрицает свою причастность к этим инцидентам, но на Западе это никого не интересует, поскольку виновного они уже назначили – это Россия. Подобные поводы могут быть использованы для введения очередных антироссийских санкций, считают аналитики этого американского издания.
В свою очередь эксперты Bank of America полагают, что при Джо Байдене отношения США и России станут более конструктивными и предсказуемыми по сравнению с четырехлетием президентства Дональда Трампа. Это в свою очередь будет способствовать постепенному восстановлению отечественной экономики, которая в 2021 году покажет рост в 3,4%, а к докризисному уровню может вернуться уже через год. Аналитики банка полагают, что российские активы в условиях более стабильных международных отношений, в том числе и некоторого улучшения российско-американских отношений, вырастут в стоимости. Но, несмотря на этот позитив, эксперты банка чуда вроде очередной «перезагрузки» в отношениях Москвы и Вашингтона не ждут. Отчасти это и понятно, поскольку за последние шесть лет было слишком много негатива в двусторонних отношениях, и ожидать возврата к диалогу хотя бы уровня 2013 года было бы просто наивным.
Конечно, все это только прогнозы по развитию российско-американских отношений при президенте-демократе Джо Байдене. Каковыми они будут в реальности – покажет будущее. Однако уже сегодня ясно, что сдерживание России по-прежнему останется краеугольным камнем американской внешней политики.