Глоток несвежего ГАЗа / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Глоток несвежего ГАЗа

Олег Дерипаска купил подержанный автозавод

На ГАЗе будут собирать Stratus и Sebring
В декабре 2005 г. магнат российского автобизнеса Олег Дерипаска разбил сердца ревнителей возрождения автопрома известием о скором прекращении выпуска легендарной «Волги». И вот на ленты телеграфных агентств поступила долгожданная новость о том, что со следующего года вместо «Волг» в Нижнем будут собирать аналоги американских Stratus и Sebring, производимых ныне концерном DaimlerChrysler.

Как сообщил официальный сайт Группы ГАЗ, корпорация DaimlerChrysler и «Группа ГАЗ» подписали соглашение о покупке за 150 млн. долларов производственных активов завода Sterling Heights Automotive Plant (штат Мичиган, США), где производят Chrysler Sebring и Dodge Stratus, а также лицензии на это производство. Оборудование снимается с эксплуатации в США в связи с прекращением выпуска упомянутых моделей и модернизацией завода. С мая текущего года оно будет перевозиться на Горьковский автомобильный завод, где будет организовано «отверточное» сборочное предприятие. Сопровождать создание производства, системы качества, запуск и процесс сборки будут американские специалисты.

Выпуск машин начнется в конце 2007 г. На первом этапе мощность завода составит 65 тыс. легковых автомобилей в год. Все комплектующие будут поставляться зарубежными партнерами американской корпорации. Для этого «ГАЗ» заключит эксклюзивное долгосрочное соглашение на поставку двигателей производства DaimlerChrysler из г. Салтилло (Мексика). К 2009 г. автозавод планирует закупать на российском рынке до 50% комплектующих и увеличить выпуск до 250 тыс. автомобилей в год. По условиям сделки, ГАЗ не получит права на продажу автомобилей за пределами СНГ и будет выплачивать DaimlerChrysler роялти с каждого проданного автомобиля в размере $100 – 150.

Новые автомобили в базовой комплектации будут стоить около $17 тыс. В одной нише с новинкой российского автопрома окажутся Нyundai Sonata, Nissan Primera, Toyota Avensis и Mazda 6. Sebring американской сборки сейчас продается в России по цене от $24 тыс. в довольно щедрой базовой комплектации, куда входят электрическое сиденье, кондиционер, музыка, подушки безопасности и т.д., что делает его автомобилем более высокого класса, чем приведенные азиатские конкуренты. По словам заместителя гендиректора «Группы ГАЗ» по стратегическому развитию Эрика Эберхардсона, в компании уверены, что потребитель по достоинству оценит «новое качество за вполне разумные деньги».

Российские аналитики поспешили высоко оценить рыночные перспективы новых газовских машин. В настоящее время в России нет проектов по выпуску автомобилей D-класса. Традиционная газовская «Волга» принадлежит к более габаритному E-классу, но в этом сегменте вскоре появится обновленная Toyota Camry, которую будут собирать в Ленинградской области. Однако, как отмечают «Ведомости», именно автомобили D-класса лидируют по темпам роста продаж – их реализация в первом квартале 2006 г. выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 111%.

Впрочем, ряд наблюдателей ставят под вопрос способность ГАЗа удержать цену в заявленном коридоре. Кроме того, настораживает солидный возраст самих американских моделей, которые были поставлены в серию более десяти лет назад. Все-таки автомобили такого уровня приобретаются людьми достаточно состоятельными, которые могут и не пожалеть нескольких тысяч на покупку более современных и модных японских или корейских моделей.

Следует отметить, что в стоимость сделки не входят права на сами наименования Sebring и Stratus, поэтому машинам предстоит выйти на рынок под оригинальной маркой. Его разработка поручена, кстати, некой британской фирме. Название новой марки еще не придумали, однако на ГАЗе однозначно заявляют, что это будет не «Волга». Так что символу достатка советской эпохи в любом случае скоро придет конец, так как производство нынешних газовских легковушек будет свернуто в ближайшие годы.

Печальная судьба знаменитого российского автобренда вызывает сомнения в эффективности политики правительства по спасению отечественного автопрома как символа национального машиностроения. Автолюбители в последнее время научились бороться за свои права – особенно после истории с запретом «праворуких» машин и «дела Щербинского». Но негодования поклонников «Волги» не достаточно, чтобы переломить экономическую тенденцию. Ни запретительно-высокие ввозные пошлины на иномарки, ни госкредиты и дотации не уберегли советское автомобильное наследие от массированного наступления зарубежных концернов.

С точки зрения экономической теории, крайний государственный протекционизм имеет негативные последствия. В частности, тепличные условия отучают производителя от рыночной борьбы и, в конечном итоге, ослабляют его позиции перед лицом иностранных игроков. Снижение конкурентоспособности, одним словом. Сейчас российские автопроизводители, получая сверхприбыли от фактически монопольного положения на рынке, окончательно утратили ценовое преимущество. По качеству мировые корпорации оставили российские компании далеко позади. За словами о «патриотическом выборе» видны рекламные потуги нынешних автоолигархов. Потребителю становится неинтересен и сам лозунг «покупайте российское!». Как следствие – снижение доли продаж автомобилей отечественных марок. Многие предприятия уже сталкивались с перепроизводством и затовариванием складов. На горизонте замаячил призрак остановки конвейеров, принудительных отпусков и грядущих увольнений. Не далеко и до социального взрыва.

Кроме того, поддержка «отечественного производителя» фактически оплачивается из кармана налогоплательщика. Последний все чаще выражает несогласие с неоправданно высокими внутренними ценами на зарубежные автомобили. Так, в США Mitsubishi Lancer с двухлитровым двигателем стоит $14600, а в России - почти $20 тыс. Кстати, тот же Sebring предлагается покупателям в США по цене от $19600.

Тем не менее, в правительственной концепции развития автомобильной промышленности, принятой в 2002 г., декларируется необходимость длительное время сохранять высокие – от 25% - ввозные пошлины на новые иномарки. В целом, стратегия принуждения зарубежных производителей к переносу сборки машин в Россию является правильной и наиболее адекватной долгосрочным экономическим интересам России. Но методы, видимо, не те. Характерно, что иностранные концерны, запустившие свои производства на российской почве, такие как Ford, GeneralMotors или Hyundai, ведут себя на внутреннем рынке как типичные представители отечественного автопрома. Они не только лоббируют высокие ввозные пошлины на импортную продукцию, но и, что самое главное, все чаще выводят в Россию производство морально устаревших моделей, снимаемых с конвейера в других странах, или их рестайлинговых версий. Мол, непритязательный российский покупатель будет рад и этому старью по дешевой цене. По информации «Коммерсанта», сделка между ГАЗом и DaimlerChrysler стала беспрецедентной в истории автомобильной промышленности США, поскольку это первый случай, когда американцам удалось продать списанное оборудование. Ранее его отправляли на металлолом. Вывод: если закрыть внутренний рынок для современной продукции, страна неизбежно станет свалкой устаревших технологий.

Дело, естественно, не только в правительстве и коварстве иностранных капиталистов. Не секрет, что группа ГАЗ была не одинока в своем желании купить на внешнем рынке подержанную сборочную линию. В поиске пребывает и АвтоВАЗ, не говоря уж об АЗЛК, ИЖ и других, в том числе реализованных, проектах по выпуску заграничных марок на отечественных площадках. Получается, что несмотря на тотальную господдержку, российские заводы оказываются способны только на воспроизводство устаревшей импортной техники. Видимо, нынешний уровень менеджмента на российских предприятиях таков, что автозаводам гораздо легче сдать свои производственные мощности для производства старых иностранных марок, чем развивать свои. Происходит размывание и самого понятия «российский автомобиль», поскольку устаревшие иностранные модели российской сборки формально тоже являются «нашими». Говорить о престиже российского автопрома при таких обстоятельствах не приходится.

Сложность, конечно, в создании новых серийных моделей. Разработка собственной платформы, по уверениям отечественных производителей, им не по силам, так как требует слишком высоких затрат. Однако по оценке аналитика A. T. Kearney Moscow Евгения Богданова, сделанной для RBCdaily, разработка и запуск в серию принципиально новой модели в российских условиях стоит порядка $25-30 млн. Если учесть, что только в качестве роялти ГАЗу придется уже в первый год выпуска американских моделей перечислить DaimlerChrysler около $7 млн, сумма не представляется такой уж неподъемной…

Бизнес по своей природе всегда нащупывает наиболее эффективные решения. Тем более современный российский бизнес. Несомненно, решение о запуске американской сборочной линии на ГАЗе коммерчески обосновано и продиктовано текущей экономической конъюнктурой. К сожалению, конъюнктуру у нас формирует правительство, и пока его политика сводится к псевдорыночному регулированию и ограничению конкуренции, Россия идет по пути промышленной стагнации, а вместо возрождения автопрома мы получаем его медленную, мучительную смерть, отягощенную чувством горечи за утраченные национальные символы.
Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Мир моторов»:

16.08.2019
Введение нового стандарта автомобильных госномеров переносится на 2020 год
16.08.2019
Орнитологи предложили решение проблемы птиц рядом с аэропортами
15.08.2019
Минтранс разработал новую методику размещения камер вдоль дорог
14.08.2019
В Госдуме считают, что нужно учесть вопрос компенсаций при обсуждении запрета старых авто
14.08.2019
Водители смогут предъявлять сотрудникам ГИБДД электронный полис ОСАГО
14.08.2019
В Госдуме предложили запретить эксплуатацию старых машин
12.08.2019
Президент Туркмении готов приобрести всю линейку автомобилей Aurus
09.08.2019
Концерн "Калашников" представил электромобиль для каршеринга
09.08.2019
Киев пустил российский лайнер в свое воздушное пространство из-за непогоды
08.08.2019
Минпромторг РФ в 2020 году анонсирует выпуск нового электромобиля
07.08.2019
"Ъ": в Москве запустили тестовую систему фотофиксации автомобилей без ОСАГО
07.08.2019
"Ъ": в Москве запустили систему фотофиксации автомобилей без ОСАГО
01.08.2019
"АвтоВАЗ" с 1 августа повысил цены на все модели Lada
31.07.2019
ГИБДД представила карту с дорожными камерами
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.