
Сергей Саенко, международный обозреватель
22 марта Министерство обороны Великобритании опубликовало стратегию модернизации вооруженных сил страны. В 76-страничном документе под названием «Оборона в конкурентный век» (Defence in a competitive age) Россия названа «величайшей угрозой европейской безопасности».
Буквально неделю назад премьер-министр Борис Джонсон озвучил в парламенте Комплексный обзор оборонной и внешней политики Великобритании до 2030 года, где Россия была названа прямой угрозой безопасности Соединенного Королевства. В нем также было сказано, что Лондон будет защищаться «от любых угроз, исходящих от российской стороны». И вот новый документ-страшилка, в котором Минобороны Британии вновь объявляет Москву угрозой чуть ли не всему человечеству – Европе, по крайней мере.
Авторы доклада отмечают значительные инвестиции России в развитие подводного флота и способность ее Вооруженных сил «наносить высокоточные удары на большом расстоянии», а также лишать Британию и союзников «свободы действий» с помощью системы ПВО. «Следовательно, – говорится в документе – Россия может представлять значительную угрозу возможностям Великобритании по поддержке ее сил и защите интересов в Европе, в восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке».
Здесь как раз уместно напомнить заявление президента Владимира Путина, который еще в конце минувшего года заявил, что Россия не собирается втягиваться в новую уже начавшуюся гонку вооружений, но будет обеспечивать свою безопасность. Не более того.
Однако именно из-за мнимой «российской угрозы», Британия намерена в ближайшие четыре года потратить £85 млрд на оснащение своих вооруженных сил. Средства пойдут в том числе на создание «системы воздушного боя будущего», в которой задействуют летательные аппараты с экипажами и беспилотники, автономные платформы, истребители шестого поколения Tempest и дроны, применяемые группами. Как следует из документа британского Минобороны, Соединенное Королевство не отказалась также и от планов модернизации атомных подлодок с ядерным вооружением, о чем было заявлено ранее.
Напомним, британское правительство намерено увеличить ядерный потенциал страны на 40%, доведя общее число боеголовок с нынешних 180 до 260. Москва не преминула отреагировать на эти планы Лондона. Так, замглавы МИД России Александр Грушко заявил журналистам, что нужно привлечь Британию и Францию к переговорам по стратегической стабильности, «поскольку по мере сокращения ядерных потенциалов двух основных игроков – США и Российской Федерации, удельный вес их потенциалов в этом ядерном уравнении возрастает». «И те шаги, которые сегодня предпринимаются руководством Великобритании, объявленные планы об увеличении количества ядерных боеприпасов, как раз свидетельствуют о справедливости именно такой постановки вопроса с нашей стороны… Необходимость в диалоге по теме ядерного оружия между Москвой и Лондоном "назрела и перезрела"», – добавил дипломат. Как отреагирует Британия на это предложение – предсказать не так сложно: положительного ответа Москва вряд ли дождется.
По крайней мере, в недавнем интервью в программе Би-би-си «Шоу Эндрю Марра» министр обороны Великобритании Бен Уоллес, оправдывая решение Лондона нарастить свой ядерный арсенал, заявил, что это решение связано в первую очередь с усилением противоракетной обороны (ПРО) России, а также стремлением Британии сдержать «агрессивность» Москвы. Вот только конкретных фактов «российской угрозы и агрессии» г-н Уоллес почему-то не удосужился привести – опять одни голые обвинения в адрес нашей страны.
И это при том, что в Кремле неоднократно подчеркивали, что Россия никогда не будет нападать на какую-либо из стран НАТО, в том числе и Великобританию. По словам главы МИД России Сергея Лаврова, в Североатлантическом альянсе прекрасно знают об отсутствии у Москвы планов нападать на кого-либо, но просто пользуются поводом, чтобы разместить больше техники и батальонов близ российских границ. Вот и Британия согласно последним планам Минобороны намерена расширить свое присутствие «на Крайнем Севере, на Балтике и в Западных Балканах».
Вполне естественно, что это не может не вызвать озабоченность Москвы, которая призывает Лондон к сотрудничеству. Вот только в планы британских властей, похоже, это совсем не входит: обвинять Россию они готовы, а сотрудничать с ней – нет. К примеру, в том же Комплексном обзоре оборонной и внешней политики Великобритании нет ни слова о сотрудничестве сРоссией в какой-либо из областей. Не случайно в этой связи в недавнем интервью британской радиокомпании LBC посол России в Соединенном Королевстве Андрей Келин заявил, что Москва не считает Британию враждебной державой и констатировал фактическую смерть политических отношений с Лондоном. Жаль только, что на Уйтхолле нет практически никакого желания улучшить отношения Москвы и Лондона.
По большому счету, это и неудивительно, поскольку Британия сегодня взяла на себя роль мирового лидера в антироссийской истерии и русофобии, обогнав в этом даже США. Если внимательно присмотреться, то в последнее время в британских СМИ все чаще и чаще стали появляться публикации на тему якобы «российской угрозы», а парламент страны распространяет документы, в которых утверждается, что армия Британии не способна противостоять «все возрастающей военной мощи России». Нагнетают обстановку страха в британском обществе и члены правительства. Так, совсем недавно министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб во время своего визита Эстонию и Норвегию обсуждал с руководством этих стран именно вопросы «угрозы, исходящей от России».
Зачем это делают британские власти понять не так уж сложно: официальный Лондон попросту отвлекает внимание своих сограждан от внутренних проблем страны, которые после Brexit только усугубляются. Взять, к примеру, последние столкновения в Бристоле, где мирная акция протеста против закона, расширяющего полномочия полиции, переросла в настоящую бойню. Не стоит забывать и о трудностях британской экономики после Brexit и все нарастающем движении за независимость в Шотландии, отделение которой грозит развалом Соединенного Королевства.
И в свете этих проблем мнимая «российская угроза» – весьма подходящий способ отвлечь внимание подданных Ее Величества от реальных угроз внутри самого королевства.