Во-первых американцы поняли, что могут появиться одиночки-кибертеррористы или антиамериканские коалиции. И Вашингтону здесь нужно обезопасить себя в том числе со своего юридического поля.
Во-вторых, США договорились с Китаем и вбросили ТР, так как все равно Интернет контролирует Вашингтон.
В-третьих, США готовы проигнорировать даже собственно написанные документы.
ТР – серьезный документ, добротно созданный ведущими экспертами и нашедший лазейки в международном гуманитарном праве. Они работали три года, и было бы странным, если к этой работе была бы приглашена Россия. Здесь работала западная региональная цивилизация.
Если бы НАТОвец слышал нашу сегодняшнюю дискуссию, он бы удивился. Россия по всем остальным параметрам (экономика, этика) легла под Запад, и вдруг мы ни с того ни с сего начали возмущаться, учитывая, что все технологии идут с Запада. Но в этом и наша сила, так как это последний оплот обороны, который мы еще держим.
Опасна дальнейшая судьба ТР. Он может стать основой НАТОвской стратегии для создания антироссийской коалиции. С другой стороны ТР может стать поводом для начала диалога России и Китая.
Я знаю, что межведомственное обсуждение ТР состоялось. Но может, привлечь к дискуссии студенчество? Хорошо бы разместить ТР в Интернете на русском языке. Какой бы он не был недоделанный, документ этот всерьез и надолго.
Наша реакция на ТР.
Первое. Мы можем согласиться с этим документом и начать диалог с Западом.
Второе. Мы можем не соглашаться и продолжать предлагать свою альтернативу, что мы собственно сейчас и делаем.
И третье. Мы можем проигнорировать ТР, как будто его нет.
Я предлагал создать доктрину информбезопасности, которая не привязана вообще ни к чему. Но представители Совбеза меня спросили: «Ты чего хочешь?» Я ответил: «Ребята мы играем или делаем иллюзию игры?» Если мы играем серьезно, значит, и подход должен быть соответствующий. Но в концептуальном плане мы не определились, кто мы. В этом есть большая опасность, так в любой момент мы можем оказаться в 1991 году.
Меня больше всего поразила циничность определения в ТР «ответного удара». Что значит «эквивалентный ответ», его же можно трактовать по-разному. Ведь ценность человеческой жизни в США, России и Китае – разная.