США педалируют проект "Каспийский страж" / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
США педалируют проект "Каспийский страж"

Вашингтон намерен установить контроль над ситуацией в Каспийском регионе...

США педалируют проект "Каспийский страж"

Вопросы сотрудничества на Каспии, в том числе подготовку к очередному Каспийскому саммиту, который пройдет в России в следующем году, президент России Владимир Путин обсудит сегодня в Бишкеке с президентом Ирана Хасаном Роухани. Оба лидера участвуют в работе саммита ШОС.

"На повестке дня - развитие регионального взаимодействия в Закавказье и на Каспии", - сообщил журналистам помощник российского лидера Юрий Ушаков. "Ожидается также обсуждение вопросов правового статуса Каспийского моря, принципов сотрудничества на море и планов по проведению четвертого Каспийского саммита", - добавил он.

Тем временем в Баку вчера прошла пресс-конференция по итогам 33-го заседания группы по выработке правового статуса Каспийского моря, на которой спецпредставитель президента России по делимитации и демаркации государственных границ Игорь Братчиков заявил, что продвижение в согласовании Конвенции о правовом статусе Каспия есть. В свою очередь замминистра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов отметил, что "большая часть Конвенции уже согласована. Но есть вопросы, которые требуют доработки. Есть различия в подходах к отдельным вопросам, разногласия. Нужны определенные компромиссы, чтобы мы пришли к единому решению". "Думаю, что в пакет документов предстоящего саммита мы можем добавить еще несколько решений, нацеленных на дальнейшее развитие дружбы и сотрудничества на Каспии", - добавил замминистра иностранных дел Казахстана Кайрат Сарыбай.

В коммюнике группы по выработке правового статуса Каспийского моря подчеркивается, что стороны договорились на следующей встрече провести экспертный обмен мнениями по методике установления исходных разграничительных линий и представить соответствующие картографические схемы.

Нынешнее заседание рабочей группы можно рассматривать как основу для проведения очередного саммита глав прикаспийских государств в России в 2014 году. Сроки его проведения будут согласованы по дипломатическим каналам.

Комитет сотрудничества прикаспийских стран (Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан) и его Специальная группа работают с 1992 года. Необходимость создания Комитета была вызвана тем, что после распада СССР раздел Каспийского моря долгое время стал и до сих пор остаётся предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа — нефти и газа, а также биологических ресурсов.

В течение длительного времени идут переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивают на разделе Каспия по срединной линии, Иран — на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. Ныне действующий правовой режим Каспия установлен советско-иранскими договорами 1921 и 1940 гг. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории моря, свободу рыболовства, за исключением десятимильных национальных рыболовных зон, и запрет на плавание в его акватории судов под флагом некаспийских государств. У России заключено соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления прав на недропользование. Есть соглашение с Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря. Заключено также трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, в пределах которых стороны имеют право осуществлять разведку и добычу минеральных ресурсов. Иран не признает эти соглашения ссылаясь на договоры 1921 и 1940 годов.

Вопрос осложняется растущим значением каспийских нефтегазовых ресурсов, которые интересуют не только прикаспийские государства, но и Европейский союз, США и Китай. По данным министерства экономики США, доказанные и частично разведанные запасы нефти и природного газа на Каспии достигают соответственно 48 млрд баррелей и 8,2 трлн куб м. Причем 75% объема этой нефти и 67% газа приходятся на шельфовые месторождения, находящиеся в пределах 160 км от береговой линии моря. На долю России приходится около 12% нефти и 38% газа. В 2012 году в регионе Каспия добывалось в среднем 2,6 млн баррелей нефти в день, что составляло приблизительно 3,4% от мирового объема производства "черного золота". Будущий рост объемов добычи углеводородов на Каспии придется в основном на природный газ.

На Третьем каспийском саммите, состоявшемся в 2010 году в Баку, президентами пяти стран было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, включающее очень важное положение о том, что обеспечение безопасности на море является прерогативой только прикаспийских государств.

В мае этого года в Москве состоялась международная конференции "Каспийский субрегион: угрозы безопасности и факторы стабилизации", на которой генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев заявил, что повод вывода войск из Афганистана может стать для американцев предлогом для создания долгосрочных баз, закрепления в регионе. И сначала речь будет идти о перевалке грузов, а потом скажут: "регион-то неспокойный, надо бы базу оставить и потом ее расширить".

Такой вывод имеет под собой почву. В апреле этого года президент Назарбаев заявил о том, что "Казахстан готов предоставить НАТО порт "Актау" на Каспии для транзита грузов из Афганистана и обратно". В прошлом году Баку посетили высокопоставленные делегации Пентагона и Госдепа для обсуждения помощи в управлении РЛС дальнего действия в Габале, от которой отказалась Россия. Пока Баку удается убеждать своих западных партнеров в собственной состоятельности обеспечить безопасность, как маршрутов экспорта сырья, так и самих добывающих мощностей на морском шельфе. Алиев фактически отказался от предложения американцев разместить в Азербайджане военный контингент с целью обеспечения безопасности азербайджанских нефтяных месторождений на Каспии и трубопроводов, по которым нефть и газ доставляются на западные рынки. Такая группировка подразумевала и морскую составляющую. Проект получил общее название "Каспийский страж" (Caspian Guard). Эксперты других стран отмечают, что этот проект под благовидными предлогами педалируется США с конечной целью установления своего контроля над ситуацией на Каспии.

Россия отдает себе отчет в том, что быстро документ о разграничении полномочий среди прикаспийских стран не подготовить, и потому делает упор на развитии экономического сотрудничества между ними. С 2008 года в Москве ежегодно проводится Каспийский энергетический форум, с 2009 - Каспийский инновационный форум, с 2010 года - Актауская международная конференция "Парадигмы международного сотрудничества на Каспии" (при участии Информационного агентства "ИнфоРос"), с 2011 – экономический форум Каспийский диалог.

Скорее всего, эти форумы в перспективе должны послужить созданию Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС) по образцу Организации Черноморского экономического сотрудничества.

Передовой опыт России перенимают и на Западе. Так, с 2007 г. в Баку, по инициативе британской компании "Confidence Capital Ltd" и Азербайджанской государственной нефтяной академии, проводятся Каспийские нефтегазовые торгово-транспортные конференции. В 2011 году в ее работе приняли участие более 100 представителей организаций и предприятий нефтегазового сектора из Азербайджана, Казахстана, России, Туркменистана, а также Украины, Турции, Румынии, Чехии, ЕС, США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Несмотря на то, что нефть на Каспии добывают и американцы, и европейцы, и японцы, и китайцы, Запад рассматривает регион как поле соперничества с Россией, особенно в области трубопроводного транспорта.

"Если основные трубопроводы в регион будут по-прежнему проходить по территории России к российским терминалам в Новороссийске на Черном море, то политические последствия этого дадут о себе знать без какой бы то ни было открытой демонстрации силы со стороны России. Регион останется в политической зависимости, а Москва при этом будет занимать сильные позиции, решая, как делить богатства региона. И наоборот, если еще один трубопровод проляжет через Каспийское море к Азербайджану и далее к Средиземному морю через Турцию, а другой протянется через Афганистан к Аравийскому морю, то не будет никакого единовластия в вопросе доступа к региону". Эта оценка знаменитого американского политолога Збигнева Бжезинского является квинтэссенцией подхода Запада к проблемам Каспийского региона.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Каспийская парадигма»:

04.02.2021
«Тюркское братство» остается источником региональной напряженности
28.08.2018
Быть ли Транскаспийскому трубопроводу?
14.08.2018
Эксперт: Конвенция о статусе Каспия - это большая победа (ВИДЕО)
14.08.2018
Конвенция по Каспию: экономические аспекты
13.08.2018
Конвенция по Каспию – шаг к системе региональной безопасности
12.08.2018
Путин считает Конвенцию о статусе Каспия хорошим примером совместной работы
03.08.2018
Спасатели четырех стран провели учения на Каспии
13.07.2018
Сохранение безопасности на Каспии требует коллективных сил
08.07.2018
Каспийская флотилия обживается на новом месте
26.06.2018
Конвенция о статусе Каспия может быть подписана в ближайшие месяцы - политолог
06.12.2017
МИД Азербайджана: Конвенция по Каспию подразумевает разделение дна на сектора
05.12.2017
Лавров заявил, что текст Конвенции о статусе Каспийского моря фактически готов
05.12.2017
Соглашение по Каспию: переговоры близятся к завершению
15.02.2017
Страны Каспия заинтересованы инвестировать в строительство ГЭС
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.