Быть ледоколу "Арктика" музеем или нет? / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Быть ледоколу "Арктика" музеем или нет?

Знаменитый атомный ледокол "Арктика" ржавеет у причала в Мурманске, ожидая утилизации

атомный ледокол "Арктика"

Знаменитый атомный ледокол "Арктика" - тот самый, который первым в мире дошел до Северного полюса, ржавеет у причала в Мурманске, ожидая утилизации. Казалось бы, гораздо логичнее превратить его в музей, научный арктический центр, потому что "Арктика" это - целая эпоха в истории страны…

У корабля, как и у человека, - своя судьба. "Арктике" на роду было написано стать первым в мире ледоколом, прорубившим вечное ледовое поле и достигшим "макушки планеты".

Атомоход был построен на Балтийском заводе в Ленинграде. В апреле 1975 года он был спущен на воду, а через два года отправился в свой знаменитый ледовый поход. На "Арктику", по мощности вдвое превосходившую своего атомного собрата ледокол "Ленин", возлагались большие надежды, связанные с достижением точки Северного полюса.

Арктическая экспедиция взяла старт в Мурманске 9 августа 1977 года и продолжалась до 22 числа, руководил ею министр морского флота Тимофей Гуженко. В первом ледовом походе к полюсу принимали участие 207 человек - члены экипажа, моряки и особая группа научных и технических специалистов из Центрального научно-исследовательского бюро имени Крылова, сотрудники Института атомной энергии имени Курчатова и др. Перед учеными стояла задача впервые в истории проложить судоходный маршрут к Северному полюсу. Толщина ледового покрова Северного ледовитого океана в зимнее время достигает десяти метров, и требовалось строго просчитать все возможные нагрузки на корпус атомохода. Сделать это было непросто, поскольку подобного опыта эксплуатации судов не было.

Стартовать участники экспедиции намеревались в конце июля, в самое теплое время года в Арктике. Однако перед отплытием выяснилось, что некоторые элементы реакторов на ледоколе требуют замены. На доработку дали ровно одну неделю, и пришлось трудиться в авральном режиме. Иначе экспедицию пришлось бы отложить на будущий год. Атомщики не подвели, и "Арктики" отправилась на Северный полюс в намеченный срок.

"Макушки планеты" ледокол достиг через 8 дней, 17 августа. В 4 часа утра по московскому времени с борта на лед спустились все участники экспедиции. Они установили в географической точке Северного полюса 10-метровый стальной стержень с флагом Советского Союза. Старший техник атомохода Рафик Булатов из куска резины смастерил сувенирный почтовый штемпель с надписью: "Северный полюс. Атомный ледокол "Арктика". 17 августа 1977 г." Так советские полярники запечатлели на скрижалях первенство страны в морском покорении Северного полюса.

Позднее уникальной "печатью Булатова" были проштампованы две сотни советских конвертов, открыток и фотографий.

Все участники ледового похода были награждены государственными орденами и медалями, звания "Герой Социалистического Труда" удостоились капитан ледокола Юрий Кучиев, главный механик Олег Пашнин, старший мастер атомной установки Фидус Асхадуллин и руководитель экспедиции министр морского флота Тимофей Гуженко. Лобовую надстройку ледокола украсил орден Октябрьской революции.

Не меньшего уважения заслуживают и другие страницы биографии ледокола. Осенью 1983 года в восточном секторе Арктики сложилась тяжелая ледовая ситуация. Караван судов отечественного торгового флота, который вез на Чукотку продовольствие и топливо, безнадежно сковали льды. "Арктика" вызволила десятки транспортных судов и дизель-электрических ледоколов из хрустального плена океана.

У атомохода есть еще одно уникальное достижение. Ровно год - с мая 1999 по май 2000 года - судно отработало "на плаву", без захода в морские гавани, тем самым продемонстрировав высочайшую надежность в условиях Крайнего Севера.

В середине 90-х годов прошлого века встал вопрос о завершении эксплуатации ледокола в соответствии с проектными сроками. Для судов, которые уже изрядно потрудились на трассах Северного морского пути, была разработана Программа продления ресурсов атомных ледоколов, и к ней прибегли. Выполнение программы позволило продлить ресурс работы реакторной установки "Арктики" до 175 тысяч часов при изначальных 100 тысячах, и теперь судно могло эксплуатироваться еще 5-7 лет. Это было очень кстати, поскольку в стране негативно изменилась экономическая ситуация, грянул дефолт, что сдерживало строительство атомоходов нового поколения.

Еще 5-6 лет "Арктика" осуществляла проводку научно-исследовательских судов по Северному морскому пути, обеспечивала работу по высадке экспедиций на дрейфующие полярные станции. И все бы хорошо, но в 2008 году закончился срок действия документов Морского регистра России, подошел к концу запас топлива, была остановлена ядерная энергетическая установка. Еще через три года с "Арктики" был снят экипаж, а само судно поставлено на приколе в мурманском порту. И теперь оно ждет утилизации.

Для ветеранов атомного флота России сохранить "Арктику" - дело исторической важности. "Ледокол-ветеран - символ присутствия России в Арктике. Такой флот есть только у нас, только мы пишем его историю, и наш долг ее беречь. "Арктика" - символ отважных, гордых традиций совершать невозможное и достигать недоступного", - считает Анатолий Лемехов, капитан судна с 1981 по 1984 годы.

Слова всех, кто когда-то нес вахту на судне, были услышаны в Русском географическом обществе. Была создана полярная комиссия, которую возглавил директор санкт-петербургского Музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский. Он выступил с инициативой превратить атомный ледокол "Арктика" в корабль-музей. Кстати, государству это обойдется в четыре раза дешевле, чем утилизация.

"Атомоход с такой историей не может пойти под нож, он, безусловно, должен стать музеем, причем, петербургским, - считает Виктор Боярский. - В Мурманске музей на воде уже есть, это - атомоход "Ленин". Проблема состоит в том, чтобы безопасно извлечь с "Арктики" атомный реактор, однако она разрешима".

С этим согласны специалисты Научного исследовательского центра "Курчатовский институт": после выгрузки топлива реактор не представляет опасности. Они поддержали инициативу создания на базе ледокола музея и готовы оказывать поддержку в решении этого вопроса.

Ледоколу надлежит пройти процедуру превращения из атомного судна в обычное, получить лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России. Далее его состояние будут контролировать специалисты.

За спасение жизни ледокола и придание ему нового назначения - быть музеем подключилась общественность. В Интернете создан сайт, где собираются подписи в защиту "Арктики" - на данный момент за сохранение ледокола выступило почти 20 тысяч человек.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «»:

31.03.2020
В Италии за сутки от коронавируса умерли 837 человек
25.03.2020
Собянин считает, что пик заболеваемости коронавирусом в Москве еще не пройден
20.03.2020
На Украине заявили о вероятной гибели страны
17.03.2020
Кабмин утвердил коэффициент индексации пенсий с 1 апреля
26.02.2020
Путина «не слышат»
16.02.2020
Мария Захарова: конференция в Мюнхене перешла от русофобского крена к антикитайскому
12.02.2020
Россия не просит Евросоюз об отмене санкций, заявил Чижов
10.02.2020
В США обнаружили преграду для победы в войне с Россией
03.02.2020
Петр Толстой: нужно время, чтобы европейцы поняли, кто победил во Второй мировой войне
28.01.2020
Косачев считает заявления Зеленского об СССР подлым ударом по двусторонним отношениям
15.01.2020
Путин поручил принять технологический законодательный пакет
08.01.2020
Глобальная война пока откладывается
27.12.2019
И «малая капля» в море рисков может стать последней
25.12.2019
Власти Багамских островов планируют легализовать употребление марихуаны
Загрузка...

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.