Рашид Алимов: выборы в Госдуму были открытыми, свободными и легитимными / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Рашид Алимов: выборы в Госдуму были открытыми, свободными и легитимными

27.09.2016 10:20

Рашид Алимов: выборы в Госдуму были открытыми, свободными и легитимными

Рашид Алимов: выборы в Госдуму были открытыми, свободными и легитимными

       Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Рашид Алимов, возглавлявший миссию наблюдателей от организации на выборах в Госдуму, в интервью ТАСС рассказал о своих впечатлениях от избирательной кампании. 

— Рашид Кутбиддинович, на днях вы вернулись из России, где возглавляли миссию наблюдателей от ШОС на выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября  2016 года. Не могли бы поделиться своими впечатлениями и итогами работы миссии?

— По приглашению Министерства иностранных дел Российской Федерации миссия наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества во главе с генеральным секретарем ШОС в период с 13 по 18 сентября 2016 года осуществляла наблюдение за ходом подготовки и проведением 18 сентября 2016 года выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва.

Сразу после получения приглашения секретариат ШОС начал работу по формированию состава миссии. В ее состав вошли депутаты парламентов, представители центральных и территориальных избирательных комиссий, министерств иностранных дел и других государственных структур из Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, а также должностные лица секретариата ШОС. Всего 11 наблюдателей. Одновременно проводилась работа по ознакомлению с нормативно-законодательными актами России, регламентирующими избирательный процесс: конституцией, Федеральным законом о выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания, Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ. На постоянной основе проводился мониторинг средств массовой информации на предмет справедливого и независимого освещения избирательного процесса, предоставления всей необходимой информации для избирателей.

Мы прибыли в Москву сразу после парламентских выборов в Республике Беларусь, прошедших 11 сентября, где миссия ШОС также осуществляла мониторинг избирательной кампании.

Хотел бы выразить признательность Центральной избирательной комиссии и Министерству иностранных дел Российской Федерации за оказанное содействие в организационных вопросах и создание условий для деятельности нашей миссии.

В ходе работы члены миссии проводили встречи и беседы с руководством и ответственными сотрудниками ЦИК и МИДа России, председателями и секретарями окружных и участковых избирательных комиссий, местными и международными наблюдателями, представителями различных политических партий, доверенными лицами кандидатов в депутаты, ознакомилась с их предвыборными программами. Несмотря на малый состав, миссия в день голосования посетила 94 участка в Москве и Московской области.

Следует особо подчеркнуть, что члены миссии посещали избирательные участки самостоятельно, без сопровождения сотрудников ЦИК. Выбор участка производился без какого-либо заранее утвержденного плана и без предупреждения. На участках, которые посетила миссия, была организована четкая, слаженная работа членов участковых избирательных комиссий. Руководители комиссий давали подробную информацию по интересующим членов миссии вопросам, в очень корректной форме реагировали на обращения граждан, пришедших на голосование. Деятельность комиссий носила квалифицированный, гласный, прозрачный, независимый и беспристрастный характер. Все участки были подготовлены к проведению выборов, укомплектованы в соответствии с требованиями Федерального закона о выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ, оборудованы видеокамерами, транслирующими все происходящее в режиме онлайн. Каких-либо нарушений в ходе наблюдения миссией не выявлено. Жалоб и замечаний в адрес миссии от присутствующих на избирательных участках наблюдателей или граждан, пришедших на голосование, также не поступало. По итогам наблюдения миссией было подготовлено соответствующее заявление, которое мы огласили на пресс-конференции в Центризбиркоме Российской Федерации 19 сентября 2016 года. Согласно заявлению, парламентские выборы соответствовали требованиям избирательного законодательства Российской Федерации и международным избирательным стандартам. Нарушений норм национального выборного законодательства не отмечено.

Миссия признала прошедшие выборы депутатов открытыми, свободными и демократичными, легитимными.

— Как часто миссии от ШОС приглашаются в качестве международных наблюдателей за выборами? Какой опыт накоплен?

— Всего с момента образования организации в 2001 году было сформировано 34 миссии наблюдателей от ШОС.

Впервые международные наблюдатели от ШОС были приглашены на парламентские выборы в Республике Казахстан в сентябре 2004 года (возглавил генеральный секретарь Чжан Дэгуан), затем в декабре того же года — на парламентские выборы в Республике Узбекистан (возглавил заместитель генсека Владимир Захаров).

Тогда в качестве международных наблюдателей от ШОС были направлены только представители секретариата ШОС (по два человека), таким образом приняв совершенно новую функцию, которая не была предусмотрена уставными документами ШОС и Положением о секретариате ШОС (официально секретариат ШОС начал работу с 1 января 2004 года).

Возможно, этими обстоятельствами можно объяснить отсутствие заявления по итогам наблюдения и какой-либо информации по данным выборам на веб-сайте. Более того, в итоговых сообщениях ЦИК Казахстана и Узбекистана ШОС не была названа в числе международных наблюдателей. Тем не менее нельзя не отметить наработки определенного опыта и практики ведения наблюдения.

Уже в феврале 2005 года на парламентских выборах в Киргизии и Таджикистане (прошли в один день 27 февраля) миссия от ШОС выступила с заявлением по итогам наблюдения.

Вместе с тем в секретариат стало поступать все больше приглашений к международному наблюдению за выборами, в том числе на выборы президента Монголии (май 2005 года), получившей статус государства — наблюдателя при организации.

В этой связи появилась необходимость выработки отдельного механизма с соответствующими полномочиями в целях институционализации новой функции.

Так, по инициативе секретариата было разработано Положение о миссии наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества на президентских и/или парламентских выборах, а также референдумах, утвержденное решением СМИД ШОС в 2006 году в Шанхае. Данный документ определил общие принципы, правила организации и осуществления Шанхайской организацией сотрудничества функции международного наблюдателя на всенародных голосованиях как в государствах — членах ШОС, так и за пределами организации.

Хотел бы отметить, что на сегодняшний день законодательная база организации, регламентирующая международное наблюдение за выборами, отвечает самым высоким международным стандартам.

Согласно Положению, миссию возглавляет генеральный секретарь ШОС или его заместитель.

Как правило, в состав миссии входят наблюдатели, имеющие опыт проведения избирательных кампаний или организации подобных мероприятий. В основном это депутаты парламентов, представители Центризбиркомов, территориальных избирательных комиссий, министерств иностранных дел государств — членов ШОС.

На данном этапе миссия ШОС не участвует в долгосрочном мониторинге избирательной кампании, как миссии от СНГ или БДИПЧ ОБСЕ, ограничиваясь лишь краткосрочным наблюдением.

Несмотря на небольшой количественный состав миссии ШОС (до 15 человек), степень ее активности, как правило, весьма высокая. В частности, только в текущем 2016 году мы вели наблюдение за выборами в четырех странах: Казахстане, Таджикистане, Белоруссии и России. Посетили от 60 до 100 избирательных участков в каждой из них.

При этом наблюдение лишь за организационно-технической стороной вопроса проведения выборов не является основной задачей миссии. Мы стараемся больше общаться с народом, узнавать их чаяния, проводим встречи с доверенными лицами кандидатов, представителями политических партий, общественных объединений, с наблюдателями из других государств и международных организаций. Это предоставляет новые возможности для расширения и углубления нашего понимания социально-политической ситуации в конкретной стране и на пространстве ШОС.

Такие беседы — это еще хорошая возможность для презентации основных целей и задач ШОС, изучения восприятия организации широким кругом респондентов, получения рекомендаций и предложений, обмена опытом и мнениями по интересующим вопросам.

Присутствие миссии наблюдателей ШОС способствует повышению международного значения выборов. Направление миссии можно рассматривать как проявление внимания и поддержки со стороны государств — членов организации, еще один шаг в направлении упрочнения дружбы и взаимного доверия между партнерами по организации.

При этом мы исходим из понимания, что выборы в стране проводятся не для оценки наблюдателями, а в интересах народа, живущего в этой стране, в целях дальнейшего развития данной страны, консолидации ее общества и ее процветания.

В этой связи целью участия ШОС на выборах в качестве международного наблюдателя является оценка соответствия проведения выборов внутреннему национальному законодательству страны и принятым государством международным обязательствам. Миссия ШОС в своей деятельности всегда придерживается соблюдения принципа политической объективности, нейтральности и невмешательства в избирательный процесс.

— Планируется ли направление миссии наблюдателей от ШОС на выборы президента Республики Узбекистан?

— Да, конечно. 18 сентября 2016 года в адрес генерального секретаря ШОС поступило приглашение от ЦИК Узбекистана к участию в наблюдении за выборами президента Республики Узбекистан, которые состоятся 4 декабря 2016 года. Согласно пункту 1 Положения о миссии наблюдателей от ШОС на президентских и/или парламентских выборах, а также референдумах, миссию организует и координирует секретариат по согласованию с Советом национальных координаторов.

На своем последнем заседании, состоявшемся в Пекине 20–23 сентября текущего года, национальные координаторы государств — членов ШОС высказались за направление миссии в Узбекистан. Секретариат в установленном порядке начал процедуру формирования миссии наблюдателей от ШОС.

Президентские выборы в Республике Узбекистан имеют большое значение прежде всего для дружественного узбекского народа, а также всего региона и шосовского пространства.

Узбекистан стоял у истоков создания Шанхайской организации сотрудничества, внес и продолжает вносить весомый вклад в становление и развитие организации.

Это ярко проявилось в ходе успешного председательства в ШОС Республики Узбекистан, кульминацией которого стал Ташкентский саммит ШОС в июне 2016 года. Решения Ташкентского саммита ШОС имеют историческое значение для организации, а сам саммит стал событием крупного международного значения.

Мы очень надеемся на дальнейшее активное участие Узбекистана в деятельности ШОС и его еще больший вклад в развитие многостороннего сотрудничества.

Секретариат уже приступил к мониторингу узбекских и зарубежных СМИ. Очевидно, что предстоящие выборы будут конкурентными, состязательными, борьба будет очень интересной.

Нет сомнений в том, что результаты предстоящих выборов отразят интересы узбекского народа, станут ярким примером консолидации общества во имя развития и процветания Республики Узбекистан.

В соответствии с практикой, об итогах наблюдения миссии ШОС мы объявим в своем заявлении на следующий день после выборов, то есть 5 декабря 2016 года.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Выборы в России»:

22.05.2017
Комитет в защиту Младича призвал МТБЮ пересмотреть отказ передать его на лечение в РФ
19.05.2017
Перед российско-индийским саммитом Дели наращивает нажим на Москву
19.05.2017
Патрушев: в арктическом регионе нет и не должно быть потенциала для конфликтов
18.05.2017
Захарова: СМИ в США становятся игроками в политической борьбе
17.05.2017
"Известия": глава ЛНР допустил возвращение республики в состав Украины
16.05.2017
ООН: террористы превратили сексуальное насилие в тактику ведения войны
15.05.2017
Путин: предстоящий визит в РФ Си Цзиньпина - ключевое событие двусторонней повестки дня
12.05.2017
Лавров: в Арктике нет потенциала для какого-либо конфликта
11.05.2017
Юнкер: отношения между Евросоюзом и Россией должны быть восстановлены
10.05.2017
Путин уверен, что нет силы, способной поработить российский народ
05.05.2017
Лавров: группировка ИГ не сдается, но мы обязательно ее добьем
05.05.2017
Захарова: Киев стремится заставить людей забыть о случившемся в Одессе в 2014 году
04.05.2017
Минкомсвязи: следует ужесточить закон о хранении персональных данных за рубежом
03.05.2017
В ЦИК РФ напомнили, что осужденные по тяжким статьям не могут баллотироваться
Загрузка...