США вкладываются в армейскую элиту стран Центральной Азии / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
США вкладываются в армейскую элиту стран Центральной Азии

Проект "С5+1" не отменяет инвестиции Вашингтона в Центральноазиатский регион

28.04.2017 10:47 Наталья Степанова

США вкладываются в армейскую элиту стран Центральной Азии

Американские политики заявляют, что Центральная Азия не является приоритетным направлением внешней политики США и Вашингтону достаточно успехов, которые были достигнуты в течение первых 25 лет существования независимых республик региона. Сотрудничество со странами постсоветского пространства теперь ведется в формате "С5+1".

В контексте декларируемого уменьшения американского присутствия в Центральной Азии 1 апреля в Ташкенте был закрыт региональный офис НАТО, а его руководитель Розария Пульизи переведена в Грузию. Мотивируя свои решения пересмотром бюджета, руководство альянса отнюдь не отказывается от намерений сохранить свое присутствие в регионе. Проект "С5+1" предполагает формирование рабочих подгрупп для решения широкого спектра задач, в том числе и в странах-партнерах Центральноазиатских республик.

На сегодняшний день США не удалось демократизировать Центральную Азию. Попытки сформировать рыночную экономику, ориентированную на Запад, также не в значительной степени увенчались успехом. В регионе по-прежнему сильны связи с Россией, и большинство стран входит в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это позволяет республикам развивать свое производство, ориентируясь на рынки государств-партнеров по объединению.

В связи с этим Вашингтон пытается развивать альтернативный экономический проект "Новый шелковый путь", который должен связать Центральную Азию с Афганистаном и Пакистаном. Однако на данный момент к нему присоединился ни один из потенциальных участников. США также столкнулись с проблемой поиска инвесторов проекта. Помимо финансового вопроса неурегулированными остаются правовые и политические проблемы региона, не говоря уже об обеспечении безопасности американского проекта. К тому же ни одна Россия представляет для США конкуренцию в регионе. Вашингтон явно проигрывает пекинскому плану создания "Экономического пояса Шелкового пути", имеющему 46-миллиардный фон и возможностью финансирования из Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

Имея самую дорогу и мощную по количеству вооружения армию, США предпочитают делать ставку на военную составляющую в Центральной Азии. Основной акцент Вашингтона в отношениях с государствами региона – борьба с экстремизмом и терроризмом, исходящим из Афганистана и стран Ближнего Востока. За 16 лет присутствия натовских военнослужащих в Афганистане, так и не удалось решить, а с вытеснением боевиков из Ирака и Сирии, для террористов открывается новый фронт – Центральная Азия. Регион постепенно оккупирует террористическая организация "Исламское государство" (запрещена в РФ), объединяя под своими знаменами движение "Талибан" и другие местные террористические группировки.

США пытаются показать руководству республик, что они являются единственной силой, способной обеспечить мир в регионе и обезопасить его от вторжения исламистов. С этой целью последние два года Вашингтон расширяет программу военного сотрудничества с Центральноазиатскими партнерами, в основном это Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. Оно подразумевает обучение и инструктирование военнослужащих, а также материально-техническое оснащение подразделений. В 2015 году американские инструкторы обучили 1153 военнослужащих из стран Кавказа и Центральной Азии, в 2016 – 1157 человек. По сравнению с предыдущими годами, количество прошедших подготовку специалистов выросло на 15-20%.

Финансирование этих мероприятий осуществляется по линии Раздела №1004 Закона США об ассигнованиях на национальную оборону (Section 1004 of the National Defense Authorization Act). Он позволяет минобороны обучать и оснащать иностранные вооруженные формирования, которые ведут борьбу с наркоторговлей и международной организованной преступностью. Проводит обучение американский спецназ, а их подопечными в Центральной Азии являются не рядовые солдаты, а сотрудники подразделений особого назначения. Подобная информация не афишируется, упоминание о фактах предоставления помощи можно найти только в ежегодных докладах Госдепартамента США.

Согласно программе партнерства по борьбе с терроризмом, в 2016 – 2017 годах странам Центральной Азии планируется выделить 50 млн долларов. Большую часть помощи планируется направить Таджикистану для модернизирования системы охраны и технического оснащения границы с Афганистаном. В 2015 году минобороны США осуществило крупнейшую безвозмездную поставку военной техники в регион. Узбекистан получил 328 современных бронемашин, включая 308 бронеавтомобилей M-ATV и 20 бронированных ремонтно-эвакуационных машин.

Двумя странами, с которыми Вашингтон сотрудничает в меньшей степени – Киргизия и Туркмения. В первом случае снижение военно-технического сотрудничества объясняется охлаждением двусторонних отношений после вывода американской авиабазы из бишкекского аэропорта Манас в 2014 году, а также разрыва в июле 2015 года соглашения о предоставлении республике американской помощи после присуждения Госдепартаментом США премии в области защиты прав человека правозащитнику Азимжану Аскарову. Во втором – препятствием для расширения сотрудничества США с Туркменией является стремление Ашхабада придерживаться внеблокового статуса.

Вашингтон пытается сохранить свое присутствие и влияние в Центральноазиатском регионе. Несмотря на рад ограничений в отношениях с республиками, например, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил о нежелании страны размещать на своей территории иностранные военные базы и присоединяться к военным и политическим блокам, США пытаются утвердить за собой статус единственной державы, способной предотвратить исламскую угрозу в регионе. И пока борьба с терроризмом является актуальной темой, Пентагон будет использовать предлог урегулирования этой проблемы для оправдания необходимости военной помощи Центральной Азии, параллельно формируя лояльное отношение военной элиты республик к США и НАТО.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Политика»:

22.09.2017
Лавров: Россия — за соблюдение принципов суверенитета в международных делах
22.09.2017
Песков: решение проблемы КНДР недипломатическим путем может привести к катастрофе
22.09.2017
Россия считает референдум в Каталонии внутренним делом Испании
22.09.2017
Президент Румынии отменил визит на Украину из-за закона об образовании
22.09.2017
США вводят 180-дневный запрет на посещение страны самолетами и судами, побывавшими в КНДР
22.09.2017
Хейли: число стран, подписавших декларацию о реформе ООН, возросло до 130
22.09.2017
Лавров заявил, что нагнетание истерии вокруг КНДР - тупиковый и губительный путь
22.09.2017
Гатилов: Россия считает неприемлемым политизацию вопроса об оказании помощи Сирии
22.09.2017
Трамп и Эрдоган пригрозили последствиями, если референдум в Иракском Курдистане состоится
22.09.2017
Постпред США при ООН не исключает возможности нефтяного эмбарго в отношении Венесуэлы
21.09.2017
Северокорейская проблема: попытки расшатать российско-китайское взаимодействие не пройдут
21.09.2017
Европейский дипломат: проблема миграции способна помочь России и ЕС стать ближе
21.09.2017
Запад поставлен перед сложным выбором
21.09.2017
МИД РФ: ядерные испытания КНДР подрывают усилия по запуску ДВЗЯИ
Загрузка...