США вкладываются в армейскую элиту стран Центральной Азии / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
США вкладываются в армейскую элиту стран Центральной Азии

Проект "С5+1" не отменяет инвестиции Вашингтона в Центральноазиатский регион

28.04.2017 10:47 Наталья Степанова

США вкладываются в армейскую элиту стран Центральной Азии

Американские политики заявляют, что Центральная Азия не является приоритетным направлением внешней политики США и Вашингтону достаточно успехов, которые были достигнуты в течение первых 25 лет существования независимых республик региона. Сотрудничество со странами постсоветского пространства теперь ведется в формате "С5+1".

В контексте декларируемого уменьшения американского присутствия в Центральной Азии 1 апреля в Ташкенте был закрыт региональный офис НАТО, а его руководитель Розария Пульизи переведена в Грузию. Мотивируя свои решения пересмотром бюджета, руководство альянса отнюдь не отказывается от намерений сохранить свое присутствие в регионе. Проект "С5+1" предполагает формирование рабочих подгрупп для решения широкого спектра задач, в том числе и в странах-партнерах Центральноазиатских республик.

На сегодняшний день США не удалось демократизировать Центральную Азию. Попытки сформировать рыночную экономику, ориентированную на Запад, также не в значительной степени увенчались успехом. В регионе по-прежнему сильны связи с Россией, и большинство стран входит в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это позволяет республикам развивать свое производство, ориентируясь на рынки государств-партнеров по объединению.

В связи с этим Вашингтон пытается развивать альтернативный экономический проект "Новый шелковый путь", который должен связать Центральную Азию с Афганистаном и Пакистаном. Однако на данный момент к нему присоединился ни один из потенциальных участников. США также столкнулись с проблемой поиска инвесторов проекта. Помимо финансового вопроса неурегулированными остаются правовые и политические проблемы региона, не говоря уже об обеспечении безопасности американского проекта. К тому же ни одна Россия представляет для США конкуренцию в регионе. Вашингтон явно проигрывает пекинскому плану создания "Экономического пояса Шелкового пути", имеющему 46-миллиардный фон и возможностью финансирования из Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

Имея самую дорогу и мощную по количеству вооружения армию, США предпочитают делать ставку на военную составляющую в Центральной Азии. Основной акцент Вашингтона в отношениях с государствами региона – борьба с экстремизмом и терроризмом, исходящим из Афганистана и стран Ближнего Востока. За 16 лет присутствия натовских военнослужащих в Афганистане, так и не удалось решить, а с вытеснением боевиков из Ирака и Сирии, для террористов открывается новый фронт – Центральная Азия. Регион постепенно оккупирует террористическая организация "Исламское государство" (запрещена в РФ), объединяя под своими знаменами движение "Талибан" и другие местные террористические группировки.

США пытаются показать руководству республик, что они являются единственной силой, способной обеспечить мир в регионе и обезопасить его от вторжения исламистов. С этой целью последние два года Вашингтон расширяет программу военного сотрудничества с Центральноазиатскими партнерами, в основном это Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. Оно подразумевает обучение и инструктирование военнослужащих, а также материально-техническое оснащение подразделений. В 2015 году американские инструкторы обучили 1153 военнослужащих из стран Кавказа и Центральной Азии, в 2016 – 1157 человек. По сравнению с предыдущими годами, количество прошедших подготовку специалистов выросло на 15-20%.

Финансирование этих мероприятий осуществляется по линии Раздела №1004 Закона США об ассигнованиях на национальную оборону (Section 1004 of the National Defense Authorization Act). Он позволяет минобороны обучать и оснащать иностранные вооруженные формирования, которые ведут борьбу с наркоторговлей и международной организованной преступностью. Проводит обучение американский спецназ, а их подопечными в Центральной Азии являются не рядовые солдаты, а сотрудники подразделений особого назначения. Подобная информация не афишируется, упоминание о фактах предоставления помощи можно найти только в ежегодных докладах Госдепартамента США.

Согласно программе партнерства по борьбе с терроризмом, в 2016 – 2017 годах странам Центральной Азии планируется выделить 50 млн долларов. Большую часть помощи планируется направить Таджикистану для модернизирования системы охраны и технического оснащения границы с Афганистаном. В 2015 году минобороны США осуществило крупнейшую безвозмездную поставку военной техники в регион. Узбекистан получил 328 современных бронемашин, включая 308 бронеавтомобилей M-ATV и 20 бронированных ремонтно-эвакуационных машин.

Двумя странами, с которыми Вашингтон сотрудничает в меньшей степени – Киргизия и Туркмения. В первом случае снижение военно-технического сотрудничества объясняется охлаждением двусторонних отношений после вывода американской авиабазы из бишкекского аэропорта Манас в 2014 году, а также разрыва в июле 2015 года соглашения о предоставлении республике американской помощи после присуждения Госдепартаментом США премии в области защиты прав человека правозащитнику Азимжану Аскарову. Во втором – препятствием для расширения сотрудничества США с Туркменией является стремление Ашхабада придерживаться внеблокового статуса.

Вашингтон пытается сохранить свое присутствие и влияние в Центральноазиатском регионе. Несмотря на рад ограничений в отношениях с республиками, например, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил о нежелании страны размещать на своей территории иностранные военные базы и присоединяться к военным и политическим блокам, США пытаются утвердить за собой статус единственной державы, способной предотвратить исламскую угрозу в регионе. И пока борьба с терроризмом является актуальной темой, Пентагон будет использовать предлог урегулирования этой проблемы для оправдания необходимости военной помощи Центральной Азии, параллельно формируя лояльное отношение военной элиты республик к США и НАТО.

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Политика»:

21.05.2018
Мексика снижает сотрудничество с Венесуэлой из-за переизбрания Мадуро
21.05.2018
Трамп запретил в США операции с госдолгом Венесуэлы
21.05.2018
Вашингтон не имеет права диктовать Тегерану, что ему следует делать
21.05.2018
Суд в Латвии освободил из-под стражи правозащитника Линдермана
21.05.2018
США примут меры против Венесуэлы, чтобы "восстановить в этой стране демократию"
21.05.2018
Вывоз капитала из Армении после смены власти был незначительным
21.05.2018
Путин поздравил Мадуро с переизбранием президентом Венесуэлы
21.05.2018
Помпео выдвинул 12 условий заключения нового соглашения с Ираном
21.05.2018
Победа Мадуро на выборах президента не принесет стабильности Венесуэле - эксперт
21.05.2018
Что Фонд Сороса делает в Южной Осетии?
21.05.2018
Новое правительство Армении приняло присягу
21.05.2018
США введут против Ирана самый жесткий режим санкций, если он не изменит свой курс
21.05.2018
Россия наводит страх на Европу
21.05.2018
Вучич: Сербия не присоединится к антироссийским санкциям
Загрузка...