Спасет ли меморандум сирийцев от дальнейшего уничтожения? / Новости / Информационное агентство Инфорос
Оцените статью
Спасет ли меморандум сирийцев от дальнейшего уничтожения?

Документ дает возможность на время прекратить вооруженное противостояние между правительством и оппозицией и сосредоточить усилия на борьбе с радикальными исламистскими группировками

10.05.2017 13:37 Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН

Спасет ли меморандум сирийцев от дальнейшего уничтожения?

  В Сирии с 6 мая действует меморандум о создании в стране четырех зон деэскалации гражданской войны,  подписанный в столице Казахстана Астане странами-гарантами мирного процесса в Сирии (Россия, Иран, Турция) Согласно документу, правительственные войска и вооруженная оппозиция должны полностью прекратить боевые действия между собой, над этими зонами запрещаются полеты любой военной авиации, в том числе и с целью ударов по террористам. На границах районов безопасности будут установлены КПП для пропуска мирных жителей и гуманитарной помощи. Учреждаются также группы мониторинга, которые будут следить за соблюдением режима прекращения огня.

   Меморандум можно считать вторым важным шагом по прекращению насилия в Сирии и спасению сирийцев от их дальнейшего истребления (первый, напомню, - Соглашение о прекращении огня от 30 декабря 2016). По данным ООН, за прошедшие 6 лет страна потеряла убитыми, ранеными, инвалидами и беженцами примерно половину своего населения (свыше 10 млн. человек). Эти цифры звучат трагично. 

  Астанинский  Меморандум -  открытый документ и предусматривает создание дополнительных зон деэскалации по мере вытеснения из страны бандформирований радикальных исламистских группировок типа "Исламского государства" и "Джабга ан-Нусра". Начало мирному процессу в Сирии было положено Соглашением о прекращении огня от 30 декабря 2016 года, которое подписали представители правительства и вооруженной оппозиции, а в качестве гарантов его соблюдения выступили Россия, Иран и Турция. Однако обе стороны конфликта неоднократно нарушали это соглашение, а применение химического оружия против мирного населения в г.Хан-Шейхун 4 апреля 2017 г. не только поставило на грань срыва достигнутые ранее договоренности, но и послужило предлогом для Вашингтона нанести ракетный удар по авиабазе аш-Шайрат правительственных сил 7 апреля 2017 г. Не посчитавшись с тем, что соответствующая комиссия ОЗХО ООН еще не приступила к расследованию всех обстоятельств инцидента с химморужием и установлению виновных. Официального заключения независимых экспертов по этому вопросу нет и поныне.

Таким образом, Меморандум по Сирии от 6 мая т.г. оказался весьма своевременным, не допустив дальнейшей эскалации конфликта и возобновления масштабных боевых действий в этой стране. А то, что документ поддержали Дамаск, значительная часть полевых командиров оппозиции, а также США, Саудовская Аравия и ряд других заинтересованных стран, вселило определенную надежду на продолжение мирного процесса в Сирии.  

  Безусловно, потребуются большие усилия и значительное время (до 6 месяцев) для реализации многих пунктов Меморандума (разграничение зон на карте и на местности, создание КПП, размежевание отрядов оппозиции и террористических группировок, обмен пленными и заложниками, организация гуманитарной помощи населению и т.п.). Следует учитывать, что многие полевые командиры оппозиции пока остались в стороне от переговорного процесса, некоторые участники встречи в Астане даже выдвинули свои встречные требования (вывод иранских войск из страны и т.п.). К тому же,  существующие противоречия между сторонами сирийского конфликта и внешними заинтересованными акторами сохраняются.

 Если рассмотреть их по порядку, то вырисовывается следующая картина.

1. Прекращение в стране войны и переход к созданию нового коалиционного правительства может привести к отстранению от власти мирным путем не только Башара Асада, но и возглавляемых им алавитского клана и партийной баасистской верхушки. Большая часть арабо-суннитского населения страны (65 %) и нейтральные курды (13 %) вряд ли поддержат на любых выборах нынешнее правительство. Да и правительственная армия без поддержки КСИР Ирана, боевиков ливанской "Хизбаллы", шиитских отрядов наемников из Афганистана, Ирака, Йемена, Пакистана будет не в состоянии противостоять арабо-суннитским и курдским вооруженным силам. О борьбе Дамаска с террористическими группировками исламистов в таком случае речь вообще не пойдет. Поэтому в окружении Асада сохраняется мощная "партия войны" или, так называемые, "ястребы", которые боятся утратить не только власть, влияние и потерять свой бизнес и т.д. Эти партийные функционеры, чиновники и силовики готовы продолжать войну до последнего сирийца.

2. Оппозиция Асаду остается  раздробленной и разношерстной. На нее оказывают влияние не только сирийцы (арабы-сунниты), но и различные радикальные исламистские группировки, а также внешние спонсоры сопротивления (Саудовская Аравия, Катар, Иордания, Турция, другие). Привести сегодня сирийскую оппозицию к единому знаменателю не представляется возможным. Среди полевых командиров на земле и лидеров внешней оппозиции, как и в окружении Асада, есть значительное число лиц, выступающих за продолжение войны до победного конца. Многие оппозиционеры требуют немедленного ухода Башара Асада в отставку.

3. Мирное урегулирование конфликта в Сирии означает в конечном итоге вывод из страны всех иностранных войск (Иран, Ливан, Турция, Россия) и в случае формирования коалиционного правительства с преобладанием в нем арабов-суннитов и курдов, утрату влияния в Сирии Тегерана. Иранские аятоллы слишком много вложили сил и средств в режим династии Асадов и понимают, что потеря Сирии будет означать для них и потерю Ливана, ослабление позиций в Ираке, в арабском мире. Иран будет цепляться за Асада и его клан до последнего, чтобы сохранить свои позиции в регионе.

4. Реджеп Эрдоган, в свою очередь, согласившись на перемирие и роль гаранта этого процесса, уверен, что все это завершится приходом к власти в Сирии дружественного Турции, арабо-суннитского, умеренно исламистского режима во главе с "Братьями-мусульманами". В таком случае обновленный Дамаск не только избавит Анкару от присутствия в стране Тегерана, но и закроет российские военные базы в Тартусе и Хмеймиме. Заодно будет покончено и с идеей создания курдской автономии на севере страны, новые арабские исламистские власти  будут подавлять все курдские национальные движения еще жестче, чем семейство Асадов,

 Таким образом, Меморандум на время дает возможность прекратить открытое вооруженное противостояние между правительством и оппозицией и сосредоточить усилия всех сторон на борьбе с радикальными исламистскими группировками террористической направленности. Сохраняющиеся противоречия у большинства сторон конфликта в Сирии и внешних заинтересованных акторов никуда не денутся и объективно будут препятствовать достижению прочного мира в этой стране.

  Что касается борьбы с террористами, то она осложняется еще и тем, что боевики радикальных исламистских группировок рассредоточились на больших пространствах и не только прикрываются населением как "живым щитом", но и пользуются поддержкой части местных жителей. Следует иметь в виду и то, что идеология радикального ислама салафито-ваххабитского толка, в какой-то степени,  стала популярной в регионе и заменила собой потерявшие привлекательность идеи "арабского социализма" и панарабизма. Большинство арабов-суннитов видят в радикальных исламистах-джихадистах своих защитников от экспансии иранского шиитского фундаментализма в Сирии и регионе в целом. 

Оставить комментарий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Еще по теме «Антитеррор»:

17.11.2017
МИД РФ предупредил россиян о вероятности терактов в новогодние праздники в США и Европе
17.11.2017
Турция меняет союзников?
17.11.2017
Крепнущее братство
16.11.2017
Марокко и Франция договорились укреплять сотрудничество в борьбе с терроризмом
16.11.2017
Назарбаев: переговоры по Сирии в Астане содействуют борьбе с ИГ
16.11.2017
СМИ: Япония готовит план поиска террористов среди возможного наплыва беженцев из КНДР
16.11.2017
МИД РФ надеется, что США будут выполнять договоренности по заявлению Путина и Трампа
16.11.2017
Госдума рассмотрит законопроект о пожизненном сроке за вербовку в ряды экстремистов
15.11.2017
ООН: увеличение объемов наркотиков в Афганистане может быть следствием переформатирования ИГ
15.11.2017
Госдума разрабатывает меры по борьбе с телефонным терроризмом
15.11.2017
Шаманов: Россия должна на мировых площадках заявлять о фактах поддержки США боевиков ИГ
15.11.2017
Более 25 тыс. человек погибли от рук террористов в 2016 году
14.11.2017
Минобороны РФ: США оказывают поддержку террористам ИГ в Сирии
14.11.2017
Оставляя войска в Сирии США нарушают международное право – эксперт
Загрузка...